Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

О ЛЮБВИ, ВЛЮБЛЁНННОСТИ И СТРАСТИ

В других заметках уже говорилось о том, что мы порой бываем слабы (но не только мужчины). Одна из причин: мы всё-таки не понимаем отличие таких «категорий» как «любовь», «влюблённость», «страсть». Один из моих знакомых недавно подчеркнул, что необходимо копаться в себе. Это верно. Но особенно в этом нам поможет понимание каких-то главных вещей.
Любовь. О ней уже сказано миллионы раз. Пожалуй наиболее полное понятие любви дал апостол Павел:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (ап. Павел. 1-е послание Коринфянам, Гл. 13., 4-8). Дальше уже можно развивать каждое из этих слов.
Можно сказать и покороче. Любовь, это служение и самопожертвование. Разумеется, что и здесь есть вопросы. Например, служение должно быть умным. Ведь те же родители по-своему, «служат» детям. Да, да. Они их воспитывают, стирают их одежду, бегают с ними в больницу и т.п. Но «служа» ребёнку, они его и направляют, помогают. Также и жена, она по-своему, «служит» мужу: готовит, лечит, утешает, помогает советом и т.п. Но в то же время она его и направляет, подсказывает что-то давая совет. Власть ведь тоже, в идеале (если почитать христианских, и не только их, мыслителей), должна служить людям. Наводить порядок в обществе, помогать обездоленным, защищать страну от внешних врагов и т.п.
Кстати, и с позиции современной западной политологии, правитель, это «наёмник», «слуга» или, лучше сказать «топ-менеджер», которого народ нанимает. Если же этот «слуга» не выполняет договор, народ имеет право на восстание, смещение подобного «топ-менеджера».
Ну и должно быть самопожертвование. Ведь и детям и другим членам семьи мы уделяем порой много времени, жертвуя своими интересами, делами. И главное здесь это уступать. Убирать своё «я» (разумеется, опять-таки в разумных пределах, но на это уже дана человеку с выше интуиция, а не «здравый расчёт»), иначе будет конфликт, столкновение, всё пойдёт крахом. Помню, как одна знакомая, поздравляя с регистрацией брака, так и сказала: «Умейте друг друга понимать и друг другу уступать, а всё своё – в сторону ».
И вновь повторюсь: любовь, это труд. Остановлюсь пока только на одной форме любви, супружеской. Да, сначала, в некоторых случаях, она посылается человеку свыше. Здесь даже попускается маленькая влюблённость (это уже немного другое, об этом поговорим потом). Но позднее влюблённость проходит, и дальше начинается «работа» самого человека. И здесь масс вариантов. А как-же тогда знаменитая поговорка: «Сердцу не прикажешь?» Доля истины в ней есть. Но нельзя забывать и такой момент: нельзя заставить другого полюбить. Но можно создать в семье условия, ведущие к развитию любви. Для этого и должны быть взаимопонимание, взаимные уступки (а не односторонние, вот в чём «разумность» уступок) и т.п.
Беда целых поколений, что примерно с эпохи Возрождения началась подмена понятий. Любовь как таковая – понятие широкое. Но его стали подменять одним видом: влечением мужчины к женщине. Более того, стали подменять это понятие влюблённостью и страстью. В конце концов всё это выродилось в то, что сейчас дошли до логического результата. Любовь приравняли к «сексу». Всё. Финиш.
В чём отличие страсти и влюблённости от любви? Тут тоже сказано много. Но попробуем вновь в этом разобраться. Начнём с влюблённости. Всё-таки, по-моему, она начало всего и любви, и страсти, и многого другого. Её можно назвать волнением в крови. Влюблённость можно назвать эмоциями, чувственностью. И без неё никуда. Тем более, что, как я и писал, далее начинают развиваться любовь или страсть. Это явление преходящее. Потому-то и поют порой мало понимающие: «Я не понимаю, почему любовь к тебе теряю» и проч. дребедедень. Увы, но с эпохи Возрождения европейцы, отпадая от Бога, забыли, что такое настоящая любовь, заменили её влюблённостью. Под простым половым влечением стали понимать «любовь» (отсюда не случайно распространённое в 1990-е гг., да и сейчас, выражение «заниматься любовью»). Неоязычники эпохи Возрождения даже возвели эту «любовь» в ранг божественного.
Что лежит в основе влюблённости? Наверное можно так сказать (благо до меня об этом тысячу раз говорили и писали). Человек, хотя и сотворён Богом, но является и природным существом. Как и природное существо, ему необходимо размножаться. Но это невозможно без обычного полового влечения. Т.е. всего лишь родовое начало, инстинкт размножения, свойственный и животным, выдали за любовь. Да, разумеется, что «это» необходимо и нужно для продолжения рода и не только (раз уж оно происходит и после появления детей). Но ведь человек-то не только средство для появления новых и новых поколений. Он ведь не только биологическое, но и духовное существо. Поэтому одной влюблённости мало.
Теперь о страсти. Можно привести такую «модель поведения» любящего и человека, охваченного страстью:
• человек любящий своим поведением словно говорит: «Я люблю тебя, на возьми» (как раз мы сейчас и говорили о том, что любовь=служение);
• человек, охваченный страстью, словно говорит: «я люблю тебя, дай мне».
Вот две эти модели. Страсть порабощает человека, ослепляет его, делает несчастным. Такой человек старается использовать другого до конца, получить всё, чего он хочет. Его не волнует душа другого человека, он не желает с ним считаться. Главное, взять. Это же относится и к другим объектам страсти, неодушевлённым: еда, питьё, власть, богатство и т.п. Но когда человек насыщается всем этим, наступает пресыщение, усталость. Либо такой человек погибает (например, если идёт речь о страсти к вину, спивается). Если брать половую сферу, то же самое. Яркий пример, дан в Библии (почему-то любил раньше приводить примеры из жизни греков и римлян, но порой понимаю, что и в Библии их масса). Один из сыновей царя Давида воспылал страстью к своей сестре. Сох, изнемогал по ней. Однажды он заманил хитростью её к себе в комнату и силою добился своего. Тут же она стала ему противна и он выгнал девушку от себя. Пример вкратце показывает состояние страстного человека. И таких масса.
Наверное страсть можно ещё уподобить бесплодному страданию, никуда не ведущему. Ведь даже если человек добивается своего, он полностью счастлив не бывает: овладевая властью., он боится её потерять, любя поесть, он может объесться, «это» тоже может надоесть (только я приводил тебе пример из Библии). В общем, страсть=страдание в пустую. И, добавим, страсть, мимолётна. Она, как и любовь, проверяется временем. И если любовь выдерживает такое испытание, то страсть – нет.
Но чуть-чуть, наверное, страсть полезна. Это как дровишки, которые иногда можно подкладывать в спокойный костёр любви. Наверное так. Вопрос это очень и очень тонкий и сложный. Людей миллиарды, и в каждом случае имеет место что-то своё, уникальное.
В целом же, говоря о влюблённом, любящем и охваченном страстью можно привести такой образ. Влюблённый (именно влюблённый, а не любящий) скажет: «Нам хорошо вместе». Далее, если у него влюблённость переходит в любовь, он продолжит: «Что я могу для тебя сделать?»; если это страстной человек, то он скажет: «Дай мне». Это всё образы, утрирование, но может быть они недалеки от истины.
На мой взгляд хорошо эти понятия рассмотрены в книге В. Тростникова «Православная цивилизация» (М., 2004), которой я и пользовался при своих размышлениях. Также можно привести интересную проповедь архиепископа Луки Войно-Ясенецкого о любви (её я как-то выкладывал здесь в ЖЖ в разделе "Православие") и работы К. Льюиса.
Tags: Мои записи, О любви, Разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments