Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

«ДОН КИХОТ»: ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ


В ноябре наконец удалось прочесть роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» (в двух томах). Вкратце о самом романе, если кто его не читал или даже не подозревал о существовании такового :). Испанский идальго Алонсо Кехана начитавшись рыцарских романов, начинает воспринимать реальность сквозь призму этих произведений. Вокруг него заколдованные принцессы, злые и добрые волшебники, чудовища и т.п. Вообразив себя заступником обиженных, Алонсо Кехана решает возродить т.н. «Орден бродячих рыцарей», вступая в «борьбу со злом». Дон Кихот сражается с ветряными мельницами принимая их за чудовищ, освобождает каторжников, полагая, что это – невинно осуждённые.  Но под конец жизни он прозревает, понимая, что все его представления иллюзорны. Он отрекается от своего увлечения рыцарскими романами, и даже завещает родственнице выйти замуж только за такого человека, который никогда ничего не знал о подобных произведениях.
По сути это первый современный европейский роман. При том, что оба тома, это отчасти и самостоятельные произведения, хотя и объединены одним названием.  В первом томе Дон Кихот больше самостоятельная личность. А во втором он уже выступает не только в качестве жертвы своих иллюзорных представлений, но и превращается в орудие других действующих лиц. Не даром есть мнение, что когда у человека появляются комплексы, им начинают манипулировать другие. Так и с Дон Кихотом. Принимая его за сумасшедшего, окружающие сначала смеются над ним, а потом, потешаясь, начинают использовать очарованного романами идальго в своих целях, для своих развлечений.
Оригинальность произведения ещё и в том, что во второй его части порой происходит обращение к первому тому, как уже написанному и опубликованному. Встречающие Дон Кихота персонажи порой являются теми, кто читал первую часть и начинают беседовать о ней  с главным героем.
Нужно добавить, и такой момент, что к скорому изданию второй части романа  Мигеля Сервантеса побудил выход в 1614 г. продолжения «Дон Кихота», написанного неким Алонсо Фернандесом де Авельянедой (псевдонимом, при том, возможно, что и под этим именем скрывалось несколько человек).  Поэтому во второй части книги Мигель Сервантес несколько раз критикует вышедший «пиратский»  роман  Авельянеды о Дон Кихоте.
В произведении также есть ещё и своеобразные вставки, новеллы. Например, «Повесть о безрассудно влюблённом» (рассказ о муже, решившем испытать на верность свою жену). Кроме того, в обоих частях ещё есть несколько сюжетных линий, пересекающихся с судьбой главного героя.
Безусловно, у данного произведения много смыслов. Не даром книга является одной из самых читаемых в мире. Один из смыслов романа – критика своеобразного «мёртвого знания» или «мёртвой буквы». Человек словно отгораживается от мира книгами и перестаёт адекватно отражать реальность. Так перед ним рыцарский замок, хотя это, на самом деле, постоялый двор. Дон Кихот видит чудовищ, а на самом деле это всего лишь ветряные мельницы. Стада баранов он принимает за идущие в битву войска.
Таким образом, как полагают многие исследователи, «Дон Кихот» – пародия на рыцарские романы. Кстати, старший современник Сервантеса, создатель ордена иезуитов – Игнатий Лойола, также в молодости начитался рыцарских романов, подобно Дон Кихоту. Поэтому, возможно, одним из очень отдалённых смыслов книги является завуалированная критика и Игнатия Лойолы с его иезуитами (при том, очень скрытая так как над всесильными иезуитами шутить было опасно).
Хотя главный герой романа, всё-таки, очень отличается от создателя «Ордена Иисуса». Дон Кихот честен и благороден, добр и сострадателен. Он не способен на коварство и подлость. Кроме того, у читателей и критиков может возникнуть подозрение в его безумии, чего не скажешь о всесильном иезуите. Но даже если и допустить момент критики, то в обоих случаях цель одна – показать опасность  чрезмерного увлечения оторванными от жизни произведениями.

В целом же образ Дон Кихота является сложным. Да, начитавшись рыцарских романов, он в чём-то перестаёт адекватно воспринимать реальность. Вместе с тем, ему свойственны и вполне здравые рассуждения, советы. И в его речи порой очень тесно переплетены безудержная фантазия и здравые рассуждения. К удачным мыслям Дон Кихота (разумеется, вложенным в него автором), например можно отнести сравнение перевода и оригинала. Дон Кихот уподобил оригинал красивому ковру, а перевод произведения на другой язык – тому же ковру, но перевёрнутому наоборот.
Неоднозначной фигурой является и спутник Дон Кихота, его оруженосец Санчо Панса. Это простой крестьянин, земляк Дон Кихота, отправившийся в странствие со своим «господином» в качестве оруженосца. Санчо Панса считает Дон Кихота безумным, однако надеется, что из затеи последнего что-нибудь получится. Если Дон Кихот следует возвышенным идеалам рыцарства (как он их понимает), то для Санчо Пансы важен меркантильный интерес. Он движим мечтой о губернаторстве. Правда во второй части Санчо Панса разочаровывается в этой идее, но потом вновь у него появляется мечта как-то повысить свой статус. Однако и у Санчо Пансы есть хорошие черты. Он может быть заботливым и любящим, наблюдательным и порой остроумным. Спутник Дон Кихота так и сыплет в разговорах различными пословицами.
В этих двух героях словно проявляются две черты испанского народа (как, впрочем и иного) – возвышенная и приземлённая.  Поэтому, возможно, в какой-то степени в романе содержится ирония как над чрезмерной возвышенностью так и чрезмерным прагматизмом.
Хотя творчество Сервантеса и относят к эпохе Возрождения. И смерть этого великого писателя как и Шекспира (оба умерли 23 апреля 1616 г.), считается концом Ренессанса, однако по сути дела и сам роман является знаковым.
С одной стороны его можно отнести к Ренессансу т.к. здесь заметна вера в человека. По сути дела нет разделения на аристократию и простолюдинов. Уважительно говорится о человеке как таковом.
Вместе с тем, Возрождение  – эпоха веры в человека, его качества. А здесь мы видим как главный герой (впрочем, не только он) постепенно начинает выступать пленником образов, влекущих его на  неадекватные действия.
Сразу же нужно отметить, что как раз с XVII века в западноевропейском сознании нарастает разочарование в человеке. Не даром тот же Рене Декарт поставил на первое место принцип сомнения. Сомневался в людских поступках и другой великий француз – Ларошфуко. К сомневающимся мыслителям можно отнести и  соотечественника Сервантеса – Бальтасара Грасиан-и-Моралеса. Человек в представлении философов всё более превращался в игрушку судьбы, фактов и т.п…
Правда чуть поздне выход был найден – в рационализме. Не даром философия   XVII века всё более обращается к разуму человека.
И ещё один момент. Не случайно автор «убивает» своего героя. В какой-то степени смерть Дон Кихота, это поражение как раз такого человека, выступающего в роли героя, совершающего подвиги… При том героя, живущего не материальными ценностями. По сути дела в лице Дон Кихота умирают и Средние Века и эпоха Возрождения. Санчо Панса с его прагматизмом остаётся жить. Т.о. наступает Новое время. Эпоха иных людей. Разумных, прагматичных, более думающих об интересе а не о ценностях.
Безусловно, есть в книге и иные смыслы, как и в любом настоящем произведении. Роман читался с интересом. Конечно, порой сюжет кажется растянутым, а иногда и сжатым (также и с отдельными событиями, диалогами и т.п.). Вместе с тем сам роман с его вставками, тонкая ирония, замечательные типажи делают книгу интересной. Мы словно погружаемся в мир Испании начала XVII века, чувствуем чем жили и дышали люди того времени.
Остаётся надеяться, что читатель не побоится больших размеров книги – целых два тома, тысяча с лишним страниц, и получит удовольствие от этого замечательного, слегка грустного, но и светлого романа. 
Tags: Литература, Литературный блокнот, Мои заметки, Мои записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments