Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

"ЧЕЛОВЕК-ДИНАМИТ". ФРИДРИХ НИЦШЕ



120 лет назад не стало Фридриха Ницше – яркого философа, по сути создавшего и ХХ век, и век нынешний. Мыслитель, споры о котором не утихают до сих пор. Правда, по сути уже и не жил нормально с 1889 г., погрузившись в безумие. В предыдущем посте отмечалось, что некоторых русских мыслителей сравнивали с Ницше – К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова. Но, на наш взгляд, в чём-то к более близок к Ницше его антипод – Владимир Соловьёв. Оба словно чувствовали себя пророками. Оба рано ушли из жизни. Но о В. Соловьёве речь уже была. Сегодняшний пост о Фридрихе Ницше. Раньше уже выкладывал заметки о нём. Сегодняшний пост – является материалом из книги «Философские портреты».
Философия Фридриха Ницше (1844–1900 гг.) является своеобразной реакцией на усталость западного общества от рационализма. Это и реакция на размывание нравственных ориентиров, ценностей. Христианство всё больше сдавало свои позиции под натиском новых идей, мыслей. Так называемые «великие учения» – либерализм, марксизм, национализм и другие – провозгласили монополию на истину. Но не все были с этим согласны. Как быть, если «Бога нет», а существующие идеологии не удовлетворяют? Что делать, если и разум бессилен многое объяснить?  Мир стремительно менялся. То, что вчера было привычным, под влиянием новых знаний устаревало. Возникал вопрос об истинности наших знаний.
Ещё в XVII в. утверждалось, что человек – своеобразная tabula rasa, «чистая доска». Соответственно, из него можно делать всё, что угодно. Согласно другой парадигме, близкой к первой, человек сам по себе добрый. Его портят только внешние условия. Стоит только их поменять, и изменится жизнь. Но так ли это? История Великой Французской революции показала: несмотря на прогрессивность данного явления,  проект «переделки» человека не удался, он вызвал сопротивление части общества. Пример – то же восстание против якобинцев в Вандее. Появлялись и другие доказательства того, что неправомерно говорить о человеке как существе, способном к переделке. Человек – это глубина. Но что в нём? На что он способен? Это также предстояло выяснить.
В воздухе витало много вопросов. И на некоторые из них в яркой, неординарной, порой скандальной форме попробовал ответить Фридрих Ницше. Профессор филологии МПГУ Е.В. Жаринов называл Ницше человеком, придумавшим ХХ век. Звучит немного преувеличенно. Однако Ницше, живя в XIX в., фактически принадлежал уже грядущему столетию.  Более того, не только грядущему – ХХ, но и XXI веку.
Родился он 15 октября 1844 г. в деревушке Рекене, недалеко от Лейпцига. Через два года после рождения Фридриха, у него появилась сестра Элизабет, сыгравшая впоследствии свою роль в жизни философа, особенно в его посмертном наследии. У Фридриха был и брат Людвиг Йозеф, однако он умер, когда Фридриху было пять лет.
Большую роль в формировании Ф. Ницше сыграла бабушка – Эрдмута Доротея – мать его отца. Позднее в книге «Так говорил Заратустра» Ницше выводит её в роли пожилой женщины, «экзаменующей» самого Заратустру по поводу знания им «прекрасного пола». Эта женщина была образованной и блистательной дамой. Когда она жила в Веймаре, то общалась с самим Гёте. Впоследствии из-за сына она вынуждена была покинуть Веймар. Видимо переживая из-за того, что пришлось жить в захолустье, Эрдмута Доротея придумала легенду, согласно которой в жилах у Ницше течёт кровь польских дворян[1].
Отец философа – Карл Людвиг Ницше – был приходским священником. Он умер, когда сыну было около пяти лет. Философ всегда двойственно относился к своему отцу. С одной стороны, он очень его любил и ценил. А с другой, – отмечал, что отец наградил его наследственными недугами и нездоровьем.
Мать мыслителя – Франциска Элер – была дочерью священника. С самого рождения Фридриха она была убеждена, что он должен стать гениальным человеком. И обязательно священником. Уже в детстве она называла Ницше «маленьким пастором», заставляла писать его проповеди. Фактически с 10 лет он начал писать. Труды юного Ницше составили пять томов (с 10 до 25 лет). Мать постоянно демонстрировала окружающим его хорошие качества. Мальчиком Фридрих уже знал назубок Священное Писание. У него дома появилась своя «рабочая комната», где он часто сидел с глубокомысленным видом.
Первую свою биографию он написал в 14 лет. В сентябре 1858 г. была готова первая часть его автобиографии «Из моей жизни. Молодые годы с 1844 по 1858». Только в юности, с 1858 по 1864 гг., он написал пять автобиографических набросков. Таким образом, уже с детства у Ницше создавали представление о его гениальности.
Правда, учась в Наумбургской гимназии, он не показал особых успехов. Притом, Ницше никак не давались немецкая орфография и греческий язык.
Ницше любил с детства музыку и позднее пытался не только играть, но и сочинять. Мать ещё в детстве купила ему пианино (хотя семья жила небогато) и всячески расхваливала его сочинения. Поразителен пример из жизни мыслителя уже после того, как он сошёл с ума. Будучи невменяемым, Ницше, однако, продолжал грамотно исполнять музыкальные произведения…
После смерти отца Ницше жил один в окружении шести женщин: матери и сестры, двух тёток, бабушки и экономки, буквально сдувавших с него пылинки. В доме царил культ Фридриха. Мама говорила, что он должен стать священником, а бабушка (не любившая жену своего умершего сына) утверждала, что он – потомок аристократов и воинов Ницких.
По настоянию матери, мальчика отдают в училище Пфорты – мужской интернат,  фактически элитарная школа. Взяли Ницше туда по двум причинам:  он – сын священника и по окончании Пфорты должен был стать священником. Но мать Фридриха всё-таки оставила выбор за сыном. И в 1858 г. Ф. Ницше стал учеником в Пфорте. Молодой человек с удовольствием начал обучение в этой школе. Видимо, и потому, что уже был «сыт по горло» женским обществом.
В Пфорте упор делали в первую очередь на классической филологии – знакомстве с античными авторами. Здесь существовал культ античности, и самого Ницше приучили быть древним греком. Помимо изучения древних авторов и филологии, а также основ христианства, активно проводились занятия физической культурой. В Пфорте Ницше увлекался литературой, даже создал вольный музыкально-литературный союз. Там же он написал выпускную работу о греческом поэте Феогниде. Уже в ней были заложены основы его дальнейших философских взглядов.
Изучение далёкого прошлого, которым Ницше занимался в Пфорте, навело его на мысль, что в прошлом жить нельзя. На любую эпоху можно смотреть сообразно ей. Но лучше смотреть из будущего, как учили смотреть на творчество древних классические филологи. А ещё лучше – смотреть на сегодняшнюю культуру глазами людей далёкого будущего[2].
Окончив Пфорту, Ницше продолжил изучение классической филологии в  Бонне (1864–1865 гг.). В это время намечается отход Ницше от христианства. Кроме того, он разочаровывается в учащейся молодёжи, считая её неспособной к духовному росту, к творчеству. В Бонне будущий философ не смог прижиться (разругался с молодыми людьми, которых осудил за обывательский дух). Он вынужден был покинуть город. В октябре 1865 г. Ницше прибывает в Лейпциг вместе со своим наставником, профессором Фридрихом Ричлем. 
По словам биографа, в Лейпциге Ницше «с перерывами на военную службу прожил до весны 1869 г., здесь прошли решающие для него годы университетской учёбы и состоялись решающие для него духовные встречи, благодаря которым он обрёл себя и своё знание»[3]. Здесь он продолжает изучать филологию. В Лейпциге происходит и его знаменательная «встреча» с Артуром  Шопенауэром. Ницше прочёл его книгу «Мир как воля и представление», и она сыграла большую роль в формировании его дальнейшего мировоззрения.
Находясь в Лейпциге, Ницше знакомится и с Рихардом Вагнером через супругу профессора филологии Ричля Софи и её подругу Оттилию Брокгауз – сестру Рихарда Вагнера и жену известного лейпцигского учёного-ориенталиста. Композитор тайком приехал в Лейпциг осенью 1868 г., т.к. был тогда в центре крупного скандала. За два года до этого, после смерти своей супруги, Рихард Вагнер увёл Козиму – жену своего коллеги и ученика Ганса фон Бюлова.  В  обществе это вызвало критические реплики в адрес великого композитора.
Встретившись с Вагнером, Ницше попадает под обаяние этого человека. Между ними устанавливается дружба. Молодой человек часто посещает композитора и его жену в их доме на мысе Трибшен (озеро Четырёх Кантонов в Швейцарии).
По протекции Фридриха Ричля, ценившего таланты Ницше, молодому философу предлагают стать профессором кафедры классической филологии Базельского университета. Таким образом, сразу со студенческой скамьи Ницше становится преподавателем, что очень примечательно.
В Базеле он подружился с Яковом Буркхардтом – известным историком. Ницше также сохраняет общение с Вагнерами. Вместе с Рихардом Вагнером он участвует в основании театра в Байройте  (Бавария). Великому композитору мыслитель посвящает свою первую книгу – «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.). В ней философ анализирует два начала в греческой культуре – аполлоническое и дионисийское.
Эта книга вызвала шквал критики в адрес Ф. Ницше за «модернизацию» греческой культуры. Впоследствии Ф. Ницше ответит некоторым из оппонентов в книге «Так говорил Заратустра»: выведет их (в первую очередь знаменитого Вилламовица-Меллендорфа) в смешном виде. После критики книги филологами на курс к Ницше записалось всего два студента.
Вслед за «Рождением трагедии» философ в 1873 г.  начинает работать над своими «Несвоевременными мыслями», в которых он планирует затронуть актуальнейшие, по его мнению, проблемы современности.   Фактически это уже новый жанр: не филология, а своеобразная психология культуры (А.В. Перцев) или социальная психология.
Работа над сборником идёт три года. Часто она осложняется болезнью глаз у философа. Глаза порой режет даже от слабого света.
В эти же годы происходит ухудшение отношений с Вагнером. Ф. Ницше всё больше разочаровывается в нём, подозревает его в двуличии. Так, философ написал манифест т.н. «Вагнеровского движения», который раскритиковали сторонники Вагнера. Сам композитор при всех молчал, но потом намекнул мыслителю, что в целом манифест ему понравился. Пылкий и обидчивый Ницше воспринял это как лицемерие. Не нравилось Ницше, что Вагнер начал менять свои взгляды, стал ближе к христианству, уходя от преклонения перед язычеством. Порой у философа возникали мысли, что он проживает не свою жизнь, а ту роль, что навязывает ему Вагнер, – послушного исполнителя воли композитора. А ведь в Ницше всё больше укреплялось представление о своей особой миссии, исключительности. Он и в школе стремился быть лидером, и в движении Вагнера чуть ли не претендовал на ведущие позиции.
Ненадолго Ф. Ницше уезжает для поправки здоровья на юг, в Италию (осень 1876–весна 1877 гг.). Там он живёт под Неаполем, в Сорренто, на вилле Рубиначчи, у Мальвиды фон Мейзенбург – немецкой писательницы. С ней мыслитель познакомился через Вагнеров. Активно идёт работа над книгой «Человеческое, слишком человеческое», в которой Ф. Ницше намечает разрыв с ещё одним кумиром молодости – Артуром  Шопенгауэром.
Врачи рекомендовали Ницше жениться, чтобы кто-то мог ухаживать за ним. Мальвида фон Мейзенбург воспитывала дочь А.И. Герцена Наталью и планировала, чтобы философ на ней женился. Но из этой идеи ничего не вышло.
В 1878 г. выходит в свет работа Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Фактически после этой книги он прекращает отношения с Вагнером. Ницше болеет всё сильнее  – это и головные боли, и  резь в глазах. Поэтому через год он прекращает преподавать, живя на пенсию.
Философ много путешествует по Швейцарии, Италии и Франции. Обдумывает и публикует свои новые работы: «Утренняя заря» в 1881 г., «Весёлая наука» в 1882 г.  В них он всё больше отходит от традиционного типа мышления и стремится создать новую философию. Начинается его знаменитая «переоценка ценностей». 
Заложенные бабушкой идеи «аристократии духа» и навязываемая матерью роль «маленького пастора» (т.е. проповедника, а где-то, в представлении Ницше, и пророка) всё больше дают о себе знать. Ради собственного творчества в первые годы Ницше сознательно решается на одиночество. Иногда он стремится к интеллектуальному общению с друзьями, полагая, что они должны развивать. В этом плане Ницше расходился с Шопенгауэром, проповедовавшим одиночество.
В 1882 г. происходит ещё одно важное событие. Путешествуя по Италии, в Риме Ницше знакомится с Лу фон Саломэ (Луизой Густавовной фон Саломэ) – 24-летней русской девушкой, дочерью генерала. Ницше влюбляется в неё, дважды делает предложение (в Риме и в Цюрихе). Но Саломэ отвергает его. Девушка предлагает Ницше и его другу Паулю Рэ жить втроём дружеской коммуной, в которой они проживали бы в одном доме, но общались строго на научные темы. Несколько месяцев это продолжалось, но потом прекратилось.  Саломэ Лу предпочла Фридриху Ницше его ученика и друга Пауля Рэ. Свою роль сыграла и сестра Ницше Элизабет, вмешавшаяся в отношения молодых людей.
Наверное, зима 1882–1883 гг. – одна из самых тяжёлых в жизни Ницше. Он в отчаянии, в т.ч. и из-за истории с Лу. Живя в курортном городке  Раппалло (Италия), Ницше создаёт целую серию своих произведений. Благодаря так называемой «целой череде совершенно ясных дней», Ницше «словно в опьянении» (Р. Сафрански) пишет первую часть своего знаменитого произведения «Так говорил Заратустра».
Он то ссорится, то мирится с родственниками. Узнаёт о смерти Вагнера. Болеет. Так, в ноябре он пишет: «…я больше не знаю, чем мне можно помочь». Но главный итог этого года – создание двух частей «Заратустры». В 1884 г. готова уже третья часть этой книги и философ работает над четвёртой. Ницше постепенно приходит к убеждению, что им создано некое эпохальное произведение. Один из знакомых Ницше, наблюдая за ним в это время, говорит: «…думаю, этот парень помешанный»[4].
Философа охватил какой-то творческий жар. Он словно стремится передать  другим те вечные истины, о которых узнал. В 1886 г. увидела свет его книга «По ту сторону добра и зла».  Он долго не мог найти издателя. Все ему отказывали, что неудивительно. Сам Ницше заявлял: «…устрашающа та книга, что льётся из моей души». В этом труде, как и в «Заратустре», Ницше выступает в роли пророка. Только в «По ту сторону добра и зла» речь идёт о судьбах Европы, а в «Заратустре» – больше о будущем человечества в целом и о попытке создать новую религию. Наконец он издаёт книгу за свой счёт в Лейпциге.
Ницше полон замыслов. Это и идея  написать книгу «Воля к власти» (которая так и не была написана, но сохранилась в черновиках), и издание «Генеалогии морали» (1887 г), и публикация «Крушения кумиров» (1888 г.). Если в «Генеалогии морали»  Ницше пытается выявить истоки происхождения последней, то в «Крушении кумиров» подвергаются критике многие авторитеты – от Сократа до современников. В знаменитом произведении «Казус Вагнер» разделывается он и со своим бывшим кумиром – Рихардом Вагнером.
Кажется, накал его книг нарастает. Сквозь строки всё больше проявляется нечто болезненное, можно сказать, нечеловеческое. В этом плане характерны два последних произведения философа – «Антихрист» и «Ессе homo». В них буквально нарастают осуждение других и самовосхваление. Некоторые главы «Ессе homo» так и называются: «Почему я так мудр?», «Почему я пишу такие хорошие книги?»
В наброске письма императору Германии Вильгельму II Ницше пишет, что оказывает тому великую честь, какая ему может выпасть. Издателю он заявляет, что на одном лишь «Заратустре»  можно стать миллионером.
Прибыв в Турин и зачитываясь Достоевским, Ницше приступает наконец к своему главному труду «Воля к власти». Незадолго до отправки «Ессе homo» в печать хозяйка комнаты, в которой живёт Ницше, видит его танцующим нагишом. Катастрофа приближается.
И 3 января 1889 г. философ утрачивает  душевное равновесие и сходит с ума. Сестра и мать, которых он нещадно ругал в «Ессе homo», забирают больного мыслителя к себе. Последние годы жизни Ницше живёт у них. Умер мыслитель в Веймаре 25 августа 1900 г.
В последние годы жизни Ницше становится популярным. Правда, этим хорошо воспользовалась его сестра, сфальсифицировавшая его «Волю к власти». Собрав черновые наброски книги, она выдала их за законченный труд, спекулируя на популярности своего брата. Когда Гитлер пришёл к власти, Элизабет, будучи убеждённой шовинисткой и националисткой, постаралась связать имя своего брата с национал-социализмом, внеся тем самым вклад в создание мифа о Ницше как идеологе фашизма.
Фридрих Ницше –  сложная личность. Пророк, прозревавший в веках, но в то же время, видимо пришедший к гибели в результате своей философии. Жуткий честолюбец и одновременно скромный человек. С одной стороны, у него был мягкий голос, с другой – он был резок в высказываниях. Женщин очень боялся и стеснялся, но был знатоком их психологии. Человек, чужой для своего века, но ставший одним из «отцов» ХХ века и постмодерна...
Призывавший всех быть самими собой, учиться мыслить, он сам стал жертвой клише и был обвинён в имморализме. Призывавший людей не делать себе кумиров, он в то же время чуть не стал на место Бога. Превосходный мыслитель и в то же время иррационалист, взорвавший академическую систему мышления. Сам себя Ницше называл человеком-динамитом.
Его жизнь – это борьба с постоянными головными болями, работа в условиях постепенно наступающей слепоты, а затем и движения к пропасти (сошествия с ума или парализации мозга – тут пока неясно). Но жизнь Ницше – это как раз пример того, как надо бороться с болью, превозмогать трудности.
Актуальны рассуждения мыслителя о природе познания, о том, что исследователи очень часто не познают окружающий мир, а загоняют полученные знания в прокрустово ложе своих схем (блестяще это показано в «Весёлой науке»). Часто исследователи не отражают реальный мир, а создают свой собственный, вытекающий из их воображения и далёкий от реальности. Конечно, утверждать так – значит полностью отрицать процесс познания. Но предупреждения Ф. Ницше имеют значение.
Важна и критика Ф. Ницше устоявшихся представлений, мешающих дальнейшему развитию. Только через творчество возможно их преодоление. Можно добавить, что  мыслитель настаивал на необходимости «идти против ветра», не обращать внимания на устоявшиеся стереотипы (отсюда и его «переоценка ценностей», а также «нигилизм»).
Более того, он призывал преодолевать авторитеты, как он сам это делал, преодолевая Артура Шопенгауэра. Не подражать кому-то, а создавать своё, нечто новое. Здесь можно вспомнить ницшеанское понятие «сверхчеловека». Нам ближе в этом плане интерпретация М. Хайдеггера. По его мнению, сверхчеловек – это «человек, который заново утверждает бытие — строгостью знания и большим стилем творчества»[5].
Когда речь идёт о преодолении авторитетов, то актуален личный урок Ф. Ницше. В самом начале своей жизни будущий философ увлёкся творчеством Р. Вагнера, поставив свой талант на службу последнему. «Рождение трагедии…» – отчасти продукт преклонения перед Р. Вагнером. Позднее Ф. Ницше осмыслил этот урок как неподлинное существование. Человек живёт неподлинной жизнью, когда живёт интересами другого. Разрыв с Вагнером – это переход к подлинному существованию.
Преодолевать необходимо не только авторитеты, но и страдания, создавая новый мир, более прекрасный. Актуальным в связи с этим остаётся призыв Ф. Ницше к совершенству человека, к преодолению себя самого, к борьбе с самим собой, с возникающими трудностями. Отсюда «воля к власти» – это и воля к творчеству, и воля над самим собой, своими немощами. Судьба Ф. Ницше – это пример того, как человек, находясь в сложных условиях, действительно может внести что-то новое.
«Вечное возвращение» Ф. Ницше – это не только определённый циклизм, но и повторение каких-то ситуаций, вызовов, на которые человек постоянно должен давать ответы.  Но самое главное: Ф. Ницше учил мыслить, быть самим собой, жить подлинной жизнью, и в этом важность его творчества.
До сих пор философия Ф. Ницше вызывает неоднозначные оценки, критику, споры. Его оппоненты упрекают Ф. Ницше в волюнтаризме, порой в имморализме, в противоречивости и отсутствии системы в самой его философии.
Но даже критики отмечают две важные вещи в его философии:
1)                 безусловный литературный талант;
2)                 актуальность поставленных вопросов о сущности человека, познания окружающего мира, морали. 
Ницше прожил недолгую жизнь. Сначала он не признавался большинством академических учёных, однако со временем оказал большое влияние на философию и эстетику, психологию и идеологию,  художественную литературу и кинематограф.
Можно согласиться с критиками, что в целом мыслитель не создал систематизированное учение. Зачастую взгляды Ницше произвольно конструируются теми или иными авторами в зависимости от их предпочтений. Да и у самого философа можно найти взаимоисключающие тезисы. Вместе с тем философия Ницше заслуживает внимания. Е.Н. Трубецкой верно отметил, что заслуга Ф. Ницше в тех вопросах, которые он поставил перед нами и на которые необходимо дать ответ.





[1] Перцев А.В. Незнакомый Ницше: психолог, остроумец и знаток женщин. СПб.,  2014. С. 90.
[2] Перцев А.В. Указ. соч. С. 195
[3] Янц К.П. Жизнь Фридриха Ницше. Том 1. М., 2017. С. 170. 
[4] Сафрански Р. Ницше: биография его мысли. М., 2016. С. 448.
[5] Хайдеггер М. Ницше. Том I. СПб., 2006. С. 220.
Tags: Мои заметки, Мои записи, Ф. Ницше, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу. Иоганн Вольфганг Гёте

  • Забытые вратари советского хоккея 60-70-ых годов

    Немного на любимую некогда тему - хоккей. В детстве любил смотреть саму и груи читать о звёздах советского и мирового хоккея... Увы те времена уже…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    ​​Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments