Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР КАК ИСТОРИК, ИЛИ КОГДА ЗЛО ГУБИТ АНГЛИЮ…


Недавно взялся перечитать Шекспира, в  том числе и его знаменитые исторические хроники. Как и во всех пьесах Шекспира здесь – много интересных идей, смыслов. Исторические хроники Шекспира,  в основном, связаны с событиями XV века, получившими название «Война роз»[1]. В России эти события назывались «Война Алой и Белой розы», что не совсем соответствует действительности. И очевидцы событий вряд ли подозревали, что живут во времена такой войны. Речь скорее идёт о серии конфликтов за английский престол, получивших, после восшествия Тюдоров на престол,  название «Войны роз». Основатель династии Генрих VII Тюдор выступал в роли своеобразного «Спасителя Отечества», победившего «жестокого тирана» Ричарда III и выведшего страну из смуты.
Параллельно Шекспир описывает и войну Англии с Францией, о которой современники также не подозревали что она – Столетняя. Данное название уже позднее закрепилось в историографии.
В хронике «Ричард II» Шекспир осветил и предысторию конфликта, обратившись к событиям рубежа XIVXIV вв. В указанной хронике лорды свергают короля – Ричарда II (1377–1399 гг.), возомнившего себя неограниченным монархом. В конце пьесы драматург поднимает вопрос: пусть король и неумелый, возможно, Ричард II и не прав в некоторых своих действиях, но хорошо ли поступают те, кто его сверг? Не будет ли это началом смуты? Правда здесь и предупреждение самим королям – не возомните себя всемогущими.
«Генрих IV» (обе части) – свергнувший «короля-тирана» Болингброк, он же теперь  король Генрих IV (1399-1413 гг.) видит, что мало только взять власть. Для лордов, которые привели его к власти он – первый среди равных. И они уже сами с вожделением поглядывают на трон. Их логика такова: раз мы его сделали королём, почему бы нам его и не сместить? Тем более, что придя к власти, Болингброк ещё и убивает свергнутого монаха. Правда, косвенно, намекнув одному из приближённых, а затем открестившись от преступления.
Свергнув законного короля, Болингброк разбудил стихию. Но он же, совершив незаконное действие, фактически и ставит под угрозу свою новую династию. Тем более, что его сын рано умирает, а внук погибает в новой смуте. В хрониках показан и механизм массовой психологии. Ещё вчера, когда пленённого Ричарда II вели по Лондону, народ смеялся над ним. А сейчас начинает ностальгировать по временам его правления.
Параллельно описывается жизнь – «беспутного принца» Гарри. Он проводит время в весёлой компании с пьяницами и мотами. Однако когда принц Гарри становится монархом Генрихом V (1413-1422 гг.), то прогоняет от себя своих «дружков», а затем входит в историю как один из самых выдающихся английских правителей. Таковым мы его и видим в  «Генрихе V» – это уже не повеса, а блестящий полководец и правитель, увы, рано умерший. Правда и здесь урок, если вспомнить незаконный захват власти отцом Генриха V. Итак, человек, обуздавший свои пороки может стать великим. Видимо это – один из уроков хроник.
«Генрих VI» – свидетельствует о том, что бывает со страной, когда по сути правит король-ребёнок. Так можно обозначить эту хронику.
Сын Генриха  V, рано ставший королём, Генрих VI (1422–1461 гг. и 1470–1471 гг.) – по сути ребёнок. Когда он подрастает, то оказывается игрушкой в руках амбициозной и хитрой жены Маргариты Анжуйской, своих дядьёв и авантюристов-баронов. Начинается «Война роз» (1455–1485 гг.), в которой слабый король-ребёнок сначала теряет власть, уступив её королю из династии Йорков – Эдуарду IV (1461–1470 и 1471–1483 гг.), а затем и погибает.
«Ричард  III» – усилившийся хаос междоусобной войны порождает такое чудовище, как Ричард III (1483–1485 гг.). По сути это уже зло вселенского масштаба. И остановить его удаётся только когда против нового «короля-тирана» объединяются враждующие «партии». Если мятеж против Ричарда Второго ещё сомнителен, так как в целом и порождает хаос, династический кризис, то сопротивление открытому злу в лице Ричарда III – просто необходимо.
Впечатляющей является сцена накануне битвы при Босворте между Ричардом III и графом Ричмондом (будущим королём Генрихом VII). Души убитых Ричардом III являются во сне обоим полководцам, проклиная Ричарда III и благословляя графа Ричмонда. Мать и жена короля Ричарда, его верные приближённые, казнённые им и раскаивающиеся в том, что поддерживали такого тирана, убитые в борьбе с Ричардом представители династии Йорков и Ланкастеров (в т.ч. и маленькие младенцы), казалось все взывают об отмщении. Воистину, казалось, что почти вся Англия объединилась против вселенского зла.
Конечно, Шекспир – не историк. Фактически он здесь передаёт те идеи, взгляды, что закрепились в XVI веке в историческом сознании англичан. Узурпаторы-Тюдоры, свергшие законного короля – Ричарда III, и очернившие его, создавали свой миф. Ему поддался даже такой великий мыслитель как Томас Мор, от работ которого, видимо, также отталкивался Шекспир.
Вместе с тем, в чём-то хроники Шекспира и достоверны. Действительно, с Тюдоров по сути начинается сначала Реформация, а затем и Новое Время. Именно Тюдоры, особенно королева Елизавета (1558–1603 гг.), стояли у истоков превращения Англии во владычицу морей, разгромив испанскую Непобедимую Армаду, начав развивать науку (Ф. Бэкон) и культуру (тот же В. Шекспир). Шекспир, как мы и отметили, подчёркивает некоторые особенности политической борьбы. Когда рушится законная династия, в стране возникает Смута.
Кстати, современники Шекспира это увидели ещё и в России, где пресечение законной династии Рюриковичей, привело к тому, что бояре фактически затеяли Смуту, постаравшись свергнуть Бориса Годунова, которого они также рассматривали «первым среди равных», как и английские феодалы Болингброка.
Шекспир писал о Ричарде III. Но в какой-то степени судьбу английского короля-рыцаря повторил и русский царь Борис Годунов – современник Шекспира. Точно также, фактически свергнутый с престола во время устроенной боярами Смуты, а затем, в какой-то степени, оклеветанный Романовыми (кстати, одними из зачинщиков Смуты). Как здесь не вспомнить трагедию Пушкина «Борис Годунов». Имеющего параллели с «Ричардом III», пусть и отдалённые.
В обеих трагедиях, помимо прочего, поднимается и проблема преступления и власти. Правда, если Бориса Годунова мучают «мальчики кровавые в глазах», то шекспировский король Ричард не задумываясь идёт по трупам.  Если в одном случае гибель короля означала окончание Смуты, то в другом смерть царя произошла уж на первом этапе потрясений. Но сопоставление «Ричарда Третьего» и «Бориса Годунова» – особая тема, не входящая в задачу данной заметки.
Драматург, описав, пусть и идеализированно, происшедшее в 1485 г., всё-таки дал почти реальную картину из жизни английской истории. Почти через сто лет после смерти Шекспира такое произошло в Англии – в эпоху «Славной революции (1688 г.). Напомним, что тогда фактически все партии объединились против английского короля Якова II Стюарта, не популярного в обществе.
Есть и иные наблюдения у Шекспира. Это переменчивость массового сознания, о чём и приходилось выше писать.
Шекспир поднимает в своих хрониках и ещё одну проблему: сопротивления власти. И он словно показывает, что сопротивление возможно именно тогда, когда правитель становится угрозой для всего общества. В этом плане, если Ричард II выступает просто в роли плохого монарха, вызвавшего волнение в стране своим самоуправством, то Ричард III уже угрожает всему обществу. Шекспир нам словно показывает, что монархия рушится, когда становится не популярной в обществе по каким-то причинам. В целом, повторимся, Шекспир показал  нам закономерности смены власти и политической борьбы. Свержение законной власти приводит к Смуте, и только объединение общества может эту Смуту предотвратить.
Это один из уроков Шекспира. А сколько их ещё в каждой из его хроник, а также трагедий и комедий. Его творчество всегда будет актуальным, во все времена читатели здесь найдут что=то своё, важное и для них и для общества.





[1] Кроме указанных ниже произведений, к историческим хроникам Шекспира относят ещё два – «Король Иоанна» и «Генрих VIII».
Tags: В. Шекспир, Исторические этюды, История, Литература, Мои заметки, Мои записи, Средние Века
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. ФРИДРИХ НИЦШЕ

    Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого. Фридрих Ницше

  • ИЗ Ф. НИЦШЕ

    Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. ФРИДРИХ НИЦШЕ

    Как только благоразумие говорит: "Не делай этого, это будет дурно истолковано", я всегда поступаю вопреки ему. Фридрих Ницше,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments