Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ЛЮДИ XVIII ВЕКА. «ПРОСВЕТИТЕЛЬ-ЕРЕТИК». ЖАН-ЖАК РУССО. Часть 1.



Философия Просвещения не была чем-то однородным. И если большинство её мыслителей говорило о движении по пути прогресса, то имели место и иные мнения. Здесь как раз можно вспомнить Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.). 
Родился он  28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика – Исаака Руссо. Отец будущего мыслителя на несколько лет оставил жену и уехал в Константинополь на заработки. Ему удалось быть часовщиком даже при дворе турецкого султана[1]. Мать философа – Сюзанна Бернар, одарённая и жизнерадостная женщина, отличавшаяся независимым характером, оставалась верна своему мужу.
После возвращения Исаака на свет появился Жан-Жак Руссо. Но Сюзанна умерла через несколько дней после рождения сына. Поэтому отцу пришлось одному воспитывать сына. Они вместе зачитывались жизнеописаниями Плутарха и иными книгами. Как-то Руссо, начитавшись о римском герое Муции Сцеволе[2], обжёг себе руку на жаровне. Читал он и других античных авторов. Например, Овидия. Греческие и римские авторы уводили его в прекрасный мир героев, борцов за свободу (в его представлении). Он мнил себя то Брутом, то Аристидом или ещё кем-то из античных героев. Классические авторы учили бороться и страдать, любить и родину и свободу и ненавидеть тиранию[3]. Входила в круг чтения мальчика и французская литература. В целом, он был впечатлительным, мягким и добрым по природе.
В свою очередь, его отец – Исаак Руссо был человеком очень раздражительным, обидчивым, вспыльчивым и отличался непостоянным характером. Когда мальчику было 12 лет, Исаак Руссо на охоте затеял ссору с французским капитаном Готье и ранил того шпагой. Суд приговорил его к трём месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиниться решению суда, он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив 10-летнего сына на попечение брата своей покойной жены. Помимо отца, воспитанием мальчика усердно занимались его тётки – Госерю и Ламберсье. Вспоминая их с теплотой в своей «Исповеди» Руссо отмечал впоследствии, что за детьми короля так не ходили, как за ним две его тётушки[4].
Покинув пастора, которому Жан-Жака отдали на воспитание родственники, он начал жизнь, полную невзгод и лишений. Он был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. То обстоятельство, что он в юности был ремесленником, сыграло свою роль в будущем. Оно сблизило Руссо с трудовым народом, повлияло на его мировоззрение. Не случайно, если Вольтер в своих трудах обращался к аристократам, то Руссо был ориентирован на простой народ.
При том, не смотря на серьёзную загруженность, молодой человек находил время для чтения. Вместе с тем, не найдя применения своим силам и способностям, отправился странствовать в шестнадцать лет. Юноша бродит по восточной Франции, Швейцарии, Савойе.  Тем более, что ему очень нравилась с детства природа. Она вдохновляла и умиротворяла его.
В дороге он встречается с католическим священником Понверром, под влиянием которого отходит от протестантизма. По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился в Аннеси (главном городе Верхней Савойи) – с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варане, получавшей пенсию от короля за принятие католичества. Занимаясь вербовкой в католичество молодых людей, госпожа де Варане направила молодого человека в Турин, в приют для новообращенных.
Выучившись в Турине, Руссо оставляет приют и поступает лакеем сначала к старой, больной аристократке, а после её смерти в другом аристократическом доме. Здесь к нему отнеслись с большим участием. Сын хозяина дома учил вместе с ним итальянский и латынь, читал Вергилия. Однако, не поблагодарив хозяев, Руссо вскоре вновь отправился странствовать. После некоторых скитаний он оказывается вновь у госпожи де Варане, принявшей его в свой дом и ставшей его покровительницей. Между ними начинают устанавливаться близкие, сердечные отношения. Кроме того, госпожа де Варане научила молодого человека правильно писать, говорить языком образованных людей и, насколько он к этому был восприимчив, держаться по-светски
Но у Руссо был конкурент – швейцарец Клод Анэ, управляющий делами де Варане и её возлюбленный. Юноша несколько раз покидал дом своей возлюбленной, но после мытарств возвращался к  своей покровительнице. Он даже старался установить тёплые отношения со своим конкурентом. В свою очередь и де Варане, боясь потерять Руссо, делала всё возможное, чтобы сглаживать отношения в этом треугольнике. Только после смерти Клода Анэ между Жан-Жаком и Луизой де Варане устанавливается своеобразная идиллия любви и счастья.
Де Варане сняла замок в горной долине, среди чудесной зелени, виноградников, цветов, в котором Руссо, по его воспоминаниям, провёл три лучших летних месяца, наслаждаясь радостями жизни и определяя свои умственные интересы. Он много читает. Среди его интересов физика, химия, астрономия латинский язык. А также и философия. Юноша с интересом штудирует труды Декарта, Локка, Лейбница, Мальбранша, Ньютона, Монтеня. Юноша берёт уроки в музыке. Впоследствии за свою оперу «Сельский колдун» он получил королевскую пенсию, которой, впрочем, не воспользовался[5].
В целом, за время общения с де Варане Руссо достиг серьёзных результатов в философии, естествознании, педагогике и других науках. В одном из писем к отцу он так выразил суть своих научных занятий: «Я стремлюсь не только просветить ум, но и воспитать сердце к добродетели и мудрости»[6].  Да и сама де Варане старалась направить своего возлюбленного в его занятиях науками.
В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варане ухудшились, и он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Переехав в Лион, Руссо нашел здесь место воспитателя детей в доме господина Мабли – главного судьи города. Но работа домашнего воспитателя не приносила ему ни морального удовлетворения, ни материальных благ. Через год Руссо снова вернулся к де Варане, но уже не встретил прежнего расположения. По его словам, он почувствовал себя лишним «возле той, для которой когда-то был всем».
Разойдясь с де Варане, осенью 1741 года Руссо переехал в Париж. Первое время он серьезно рассчитывал на успех своего изобретения — новой нотной системы. Но действительность разбила его надежды. Изобретенная им нотозапись в цифрах, представленная в Парижскую академию наук, не встретила одобрения, и ему вновь пришлось рассчитывать на случайные заработки. Он пишет небольшую книгу «Рассуждение о современной музыке» (1742 г.), но она фактически осталась незамеченной. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот (впоследствии эта работа стала его основным трудом, позволяющим зарабатывать на жизнь), уроками музыки, мелким литературным трудом.
В течение некоторого времени Руссо жил изо дня в день, сокращая на сколько возможно свои расходы, но не особенно беспокоясь о том времени, когда деньги могут иссякнуть. Время он проводил за игрой в шахматы, и в заучивании наизусть латинских стихов, которых он, однако, не мог удержать в памяти; изредка молодой человек посещал драматический театр или оперу[7].
Вместе с тем, пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д'Аламбером.
Наиболее теплые дружеские отношения установились у него с Дидро. В нём он нашёл в тот период настоящего друга. Блестящий философ, также как Руссо, увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Оба они были чувствительными, имели боевой темперамент и были склонны к парадоксам.
Но мировоззрение у них было разное. Дидро был философом-материалистом, атеистом, занимавшимся главным образом разработкой естественнонаучного мировоззрения. Руссо же находился во власти идеалистических взглядов, перенося все своё внимание на социально-политические вопросы. Какое-то время у него была тяга к религии, и Руссо беседовал с де Варане на подобные темы.
Однако в конце 1760-х гг. происходит конфликт между друзьями на почве идейных разногласий. Хотя среди причин можно добавить и взрывной характер Руссо, порой склонного к конфликтам. Особенно это проявилось в последние годы его жизни.
Находясь в крайне стесненных материальных условиях, Руссо пытался найти путь к более обеспеченной жизни. Знакомый патер-иезуит посоветовал Руссо попытаться поискать помощи у женщин. Без них, по его словам, «в Париже нельзя выдвинуться». Он дал Руссо рекомендации к нескольким дамам высшего света: к г-же де-Безенваль и дочери ее, маркизе де-Брольи[8].
В 1743 году через посредство госпожи де Брольи Руссо получил должность секретаря французского посланника в Венеции. Около года Руссо добросовестно выполнял свои обязанности. Венеция, подобно Женеве, была суверенным городом, управлявшимся гордой, искусной в управлении аристократией; подобно Женеве, она имела республиканскую конституцию, льстившую народному воображению и удовлетворявшую его, в то время, как в действительности власть находилась в руках патрициев. Сфера деятельности Руссо пробудила в нем интерес к политике; внимание его особенно занимал общий вопрос о влиянии политических установлений на человеческую жизнь. В целом, пребывание в Венеции оказало существенное влияние на мировоззрение Руссо.
В свободное от занятий время он знакомился с итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном управлении. Однако высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж. Конфликт с Монтегю, как и многие иные конфликты в его жизни, ещё больше усиливали в нём чувство обиды, что также потом сказалось на характере Руссо.
В столице мыслитель сошёлся с молодой белошвейкой Терезой Левасеер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Правда мыслитель предупредил её, что не собирается официально жениться на ней  и девушка приняла его условия.   Руссо прожил с ней 34 года, фактически до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.
Часто биографы Руссо писали негативно о Терезе Левасеер. Действительно, у неё было много недостатков: ограниченность, ревнивость (порой не беспочвенная), болтливость. Бывали в их отношениях и охлаждения.
Но Рональд-Гольст пытается взять под защиту жену Руссо: «Она была хлопотливой, внимательной хозяйкой, заботившейся о материальной стороне его жизни, содержавшей в порядке дом, где друзья его всегда находили радушный прием и простую, но вкусно приготовленную еду. Она была его верной сиделкой, без ухода которой он не мог обойтись ни одного дня, кода припадки физической немощи, всегда ухудшавшиеся зимой, делали его инвалидом на долгие месяцы. Она была его покорной, нежно привязанной к нему подругой в те годы, когда измена друзей, коварные выпады Вольтера, преследования правительства и травля швейцарского протестантского духовенства смущали и расстраивали его легко уязвимую душу. Была ли это любовь или нет? И была ли эта любовь плюсом в его жизни или минусом? Одна область его жизни находилась вне ее сферы: это был мир его мыслей, его умственная деятельность». В любом случае, действительно Тереза Левасеер повсюду следовала за своим мужем, хотя много раз могла и оставить его.
«Женитьба» на Терезе Левасеер привела к постепенному отчуждению Руссо и части его друзей. Ведь у них всех подруги, любовницы, жёны были из аристократических образованных семейств. Контраст был очевиден, и это не могло не вести к охлаждению в общении с друзьями. Правда и сам Руссо часто чувствовал себя неуверенным в среде многочисленных знакомых и друзей из высших слоёв общества. Его существо оставалось внутренне чуждым этой среде, где царила бездушная роскошь.
У Руссо было пятеро детей, от которых он, однако отказался из-за материальных обстоятельств. Дети были отданы в приют, где, по мнению Руссо, их пребывание было бы менее опасным. По поводу связи с Терезой Левассёр существуют разные мнения. Многие биографы полагали, что для Руссо эта связь была несчастием. Сам Руссо в «Исповеди» писал, что Тереза Левассёр была для него утешением.
Правда мыслитель увлекался и другими женщинами, что огорчало Терезу. Особенно страстной была для Руссо любовь к Софи Д'Удето. Руссо даже переселился в Эрмитаж (имение близ Сен-Дени), желая быть по ближе к объекту своей страсти. Руссо здесь, с одной стороны, наслаждался природой, много размышлял, но и предавался страсти к  Софи Д'Удето, посещая её часто и объясняясь ей в любви. При том, что её возлюбленный и друг Руссо – поэт Сен-Ламбер находился в это время в армии. Извещённый друзьями Сен-Ламбер вынужден был вернуться. В идеализированном виде Руссо описал эту историю в романе «Новая Элоиза».
Но жизнь Руссо не только связана с посещением салонов, любовными интригами, общением с Терезой и т.п. В 1749 г. арестовывают Дидро.  Руссо обратился даже к фаворитке короля – мадам Помпадур, ходатайствуя об освобождении друга. Однажды, идя от друга и размышляя о происходящем вокруг, Руссо начал читать газету, в которой наткнулся на объявление дижонской академии с премией на тему: «Содействовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов или их падению?». Произошло чудо. Это объявление словно всколыхнуло Руссо.  На него словно нашло озарение. Это объявление словно всколыхнуло все его мысли, что накапливались в нём раньше. Весь этот поток идей, вылился на страницах работ Руссо.
В 1750 г. он участвует в конкурсе, объявление о котором прочёл в газете. Руссо пишет работу в которой одним из первых констатирует расхождение между научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Мыслитель выделяет ряд противоречий исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе. Парадокс работы состоял в том, что сам Руссо с юности стремился к образованию, но в 1750 г. он констатирует, что образование есть уклонение от естественного, т.е. нормального состояния человечества.
Безусловно, в век Просвещения, когда уже господствовали идеи прогресса, мысли высказанные в сочинении, могли показаться «еретическими». Правда некоторые руссоведы считают, что эти идеи были подсказаны мыслителю его другом Дидро[9].
Руссо сразу стал известным. Как отмечает В. Виндельбанд, работа Руссо сразу обосновала его европейскую славу и поставила его в один ряд с наиболее прославляемыми и читаемыми писателями Франции[10]. Писатели хвалили его стиль; философы отмечали чрезвычайную смелость его мысли, хотя некоторые и качали головами над его выпадами против науки. А для публики это оказалось всего лишь приятным разнообразием в её обычном чтении. Но работа вызвала и полемику. Последовал ряд критических статей, в том числе даже король Польши написал по поводу книги Руссо. Мыслитель смело вступил в полемику, отвечая на вопросы, развивая свои идеи.
Через пять лет он вновь пишет работу на конкурс для Дижонской академии: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Здесь его занимает вопрос об отчуждении. В первую очередь, речь идёт об отчуждении человека от человека. Позднее эти идеи мыслитель разовьёт в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.).
Свои философские идеи Руссо развивает и в романах. В 1757–1760 гг. философ работает над романом в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Главная идея романа – непреодолимое могуществе свободной любви, не знающей сословной розни и лицемерия. Книга принесла большой успех автору. Роман принёс большую популярность Руссо. Книгой зачитывались представители различных слоёв общества. Как отмечает в своих лекциях Т.Б. Длугач. Маркизы забывали о предстоящих балах, погрузившись в чтение этого романа, а швеи переставали выполнять свою работу.
В следующем романе «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) мыслитель стремится показать порочность феодально-схоластической системы воспитания и излагает идею новой демократической системы, способной формировать и выращивать трудолюбивых и добродетельных граждан. Книга также была встречена одобрительно, в том числе и такими мыслителями Европы, как Гёте, Гердер и Кант.
Принимает он участие и в знаменитой «Энциклопедии», которую редактировали его друзья (Дидро и Д'Аламбер), где пишет статьи по политическим, экономическим и иным вопросам. Однако постепенно усиливается расхождение между Руссо и его друзьями-просветителями. Многие из них не понимают его образа жизни. Это связано и с его семьёй, и с тем, что он, отказавшись от богатой должности кассира стал работать переписчиком нот.
Многие философы-просветители – выходцы из аристократических или обеспеченных семейств. И хотя Руссо вхож в этот круг благодаря своему уму, своим талантам, но он здесь явно выглядит чужим. Непонятны и его идеи о возможном регрессе. И это в эпоху веры в прогресс! Часть  его друзей не чуждается гедонистического образа жизни, а Руссо живёт скромно. Непонятны и его попытки уезжать из города и жить где-то в загородных имениях, в лесу, занимаясь там творчеством.
В свою очередь, напряжённая работа усиливает нервное расстройство Руссо. Ему всё больше начинают мерещиться заговоры, угрозы. Особенно в ситуации, когда друзья начинают отворачиваться от него. Стали расходиться пути и с Дидро и другими энциклопедистами. Некогда Руссо любил Вольтера, восхищался им. Но теперь и здесь произошло отчуждение. Руссо написал послание в котором заявил Вольтеру, что тот развратил своими идеями Женеву. В свою очередь Вольтер назвал Руссо «глупцом» и мошенником».
Окончательный разрыв происходит после публикации в седьмом томе «Энциклопедии» статьи Д’Аламбера «Женева» и критического ответа Руссо «Письмо Д’Аламберу о зрелищах», в котором он резко выступил против восхваления Д’Аламбером театральных представлений как одного из главных орудий нравственного воспитания[11].

Окончание: https://geokhar.livejournal.com/808531.html



[1] Рональд-Гольст Г. Жан-Жак Руссо. Его жизнь и сочинения. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/ronald-golst-russo/index.htm
[2] Согласно преданию, Муций Сцевола пробрался в лагерь этрусков, осаждавших Рим, чтобы убить их царя Порсённу. Схваченный, Сцевола заявил, что если его убьют то в след за ним к этрускам будут приходить один за другим триста римских юношей, чтобы убить их царя. В доказательство своей правоты Муций Сцевола поднёс руку к огню.
[3] Рональд-Гольст Г. Указ. соч.
[4] Мусский И.А. Жан-Жак Руссо / Мусский И.А. Сто великих мыслителей. URL: http://www.uhlib.ru/filosofija/100_velikih_myslitelei/p50.php
[5] Длугач Т.Б. Руссо Ж.-Ж. / Новая философская энциклопедия в 4 томах. М., 2010. URLhttps://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH6040211a96bec4aab3e060
[6] Цит. по: Мусский И.А. Указ. соч.
[7] Рональд-Гольст Г. Указ. соч.
[8] Рональд-Гольст Г. Указ. соч.
[9] Можейко М.А. Руссо Ж.-Ж. / История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. С. 917. 
[10] Виндельбанд В. История новой философии. Том 1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000. С. 448.
[11] Можейко М.А. Указ. соч. С. 917.
Tags: XVIII век, История, История Запада, Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды, Эпоха Просвещения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments