Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ЛЮДИ XVIII ВЕКА. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ ДЖОРДЖ БЕРКЛИ


Когда мы говорим о философии эпохи Прсовещения, то не следует забывать, что она была неоднозначной. Наряду с теми мыслителями, кто являлся наиболее ярким представителем Просвещения (в первую очередь – французские философы, такие как Монтескьё, Вольтер и Руссо), были и иные направления. Порой «альтернативные», если так можно сказать, доминирующему течению, восхваляющему рационализм. Здесь можно вспомнить как раз ирландца Беркли, англичанина Юма, немца Канта. Сначала обратимся к Джорджу Берлки (1685–1753 гг.).
Развитие материалистической философии в Европе в XVII в, представленной в трудах Гоббса, Локка, Спинозы, Толанда, Коллинза, Тиндаля, не могло не вызвать реакции. Эта философия, на взгляд части общества, подрывала и веру, и вековые устои. Идеи материи как субстанции отодвигали на задний план Бога, а рационалистические идеи постепенно подводили к мысли (что и нашло наиболее яркое воплощение в эпоху Просвещения)  о переустройстве общества на рациональных началах. Опасными для властей были и теории общественного договора, указывавшие на то, что источник власти не в Божьей воле, а в народе…  
Одной из наиболее ярких и оригинальных попыток противопоставить материализму альтернативу стала философия Джоржа Беркли. Схоластика уже давно была беспомощна: «Идолы» Бэкона, «методическое сомнение» Декарта, «очищение интеллекта» Спинозой были для неё смертным приговором»[1]. Возникала потребность в новых идеях. И Джордж Беркли их предложил.
Уроженец Ирландии Беркли был старшим ребёнком в большой семье, насчитывавшей шесть детей. Родился он в марте 1685 г. в графстве Килкенни на востоке Ирландии. В 11 лет он ученик колледжа в Килкенни, где ранее обучался великий английский писатель Джонатан Свифт. Позднее они станут друзьями. Важным событием для Беркли оказалось поступление в «Колледж Святой Троицы» (или Тринити-колледж) в Дублине, где он старательно изучает математику, философию, логику и труды классиков. Дублин имел большое значение в жизни Беркли. Здесь он не только учился, но и провёл лучшие годы жизни, здесь он сформулировал своё философское учение, а затем написал главные произведения.
Окончив колледж, молодой человек становится преподавателем в нём в 1707 г.   Примерно в то же время он пишет и публикует (анонимно) два сочинения по математике. С того же года он ведёт своеобразный философский дневник, записывая в него свои размышления, публикует небольшие заметки.
В 1710 г. Беркли издаёт свой знаменитый «Трактат о принципах человеческого знания».  Это главное философское произведение Беркли. Сам трактат был небольшим: 16 страниц введения, 14 страниц теоретических положений, 23 страницы ответов на предполагаемые возражения и 37 страниц приложений «нового принципа современной науки»[2]. В том же году Беркли принимает сан англиканского священника и становится внештатным профессором греческого языка в Тринити-колледже.
Через три года, в 1713 г., он уже в Лондоне, где публикует свои знаменитые «Три беседы Гиласа и Филонуса», ставшие настоящим литературным шедевром и явившиеся своеобразным развитием идей «Трактата».  Кроме того, в Лондоне происходит знакомство с Джонатаном Свифтом, представившим молодого человека ко двору и порекомендовавшим графу Питерборо.
В адрес мыслителя была и критика из-за его работ, в том числе со стороны тех, чьи позиции Беркли защищал. Теологи подозрительно встретили рассуждения Беркли. Имело место среди консерваторов и презрение. Так, друг Беркли – Джон Персиваль, герцог Эгмонтский – писал  ему: «Знакомый врач… характеризуя вашу личность, уверял меня, что вы, наверное, сумасшедший и нуждаетесь в лечении. А один епископ жалеет вас из-за того, что тщеславное желание придумать что-нибудь новое побудило вас предпринять такую затею»[3].
Таким образом, против Беркли развернулась кампания с двух сторон. Возможно, это стало одной из причин, почему философ совершает два больших путешествия по Европе (в 1714 и 1716 гг.), в том числе сопровождая графа Питерборо в качестве священника. Джордж Беркли долго живёт в Италии, пишет там свои произведения. Вернувшись из второго путешествия, он в 1721 г. защищает диссертацию и получает докторскую степень. Вскоре становится попечителем Собора в Дерри.
Англия в это время развивает активную колониальную политику и готовится к борьбе с Францией за передел территорий в Северной Америке и в Азии. Возможно, именно активная колонизация стала одной из причин, почему у Беркли возникает мысль основать колледж на «Летних островах»  (Бермудах) в целях евангелизации  «дикарей» Америки.
Было ещё одно обстоятельство: наблюдая за происходившим в Европе (непрестанные войны, стучавшееся в ворота Просвещение, принёсшее не только культ разума, но и некоторые негативные элементы), Беркли полагал, что западнохристианская цивилизация обречена на неизбежную моральную деградацию и нравственный упадок. Оставался выход в перенесении благих плодов своей цивилизации на иную почву.
Единомышленники Д. Беркли добились одобрения проекта парламентом и королём. На построение колледжа была выделена сумма в 20 000 фунтов. Приходила помощь и от частных лиц. Например, брошенная Свифтом его бывшая возлюбленная Эстер Ваномри  (по прозвищу Ванесса), с которой великий философ никогда не встречался, завещала Беркли на благотворительные цели половину своего имущества.
Незадолго до отъезда в жизни учёного происходит знаменательное событие. Он женится на Анне Форстер. Мыслитель писал друзьям: «Я избрал её за ее умственные достоинства и за её стихийное влечение к книгам»[4]. На свадьбу он подарил жене прялку. Их брак оказался счастливым, и у Беркли было семь детей, которых он очень любил. Биограф Беркли отмечал, что философ, как и все мыслители, «ценил блаженство одиночества», в то же время  наслаждаясь семейным уютом.
Надеясь на поддержку друзей и знакомых, Беркли в 1728 г. отбывает в Америку. Три года он живёт на Род-Айленде  в ожидании средств. Купив поместье и построив дом, мыслитель пишет работу «Алсифон».  Работа  направлена против т.н. «свободномыслящих» и содержит основные философские взгляды Беркли, изложенные им уже раньше. Правда, биограф Беркли отмечает, что для философа в целом это время было потерянным. Но здесь, на Род-Айленде, мыслитель встретил своего первого ученика – Сэмюеля Джонсона.
Выдачу денег всё откладывали по разным причинам. И разочарованный мыслитель возвращается в Англию в 1731 г. В последствии в США в ознаменование этой попытки имя Беркли было присвоено городу в Калифорнии.
Новое назначение ждёт Беркли в 1734 г. на родине, в Ирландии. Здесь, в небольшой епархии в Клойне, философ становится епископом. Почти до самой смерти мыслитель прожил в Клойне, посвятив себя филантропической деятельности и проповеди религиозной морали.
Своё последнее произведение «Сирис» он пишет в 1744 г., видимо, под влиянием страшной эпидемии 1739–1744 гг. Работа посвящена… достоинствам дегтярной настойки и разных других предметов, связанных друг с другом и возникающих один из другого.  Говоря о дегтярной настойке, философ отмечал, что она «веселит, но не опьяняет».  Философ пишет, что испытал на себе её благотворное воздействие и спешит поделиться своими соображениями с читателями. Мыслитель констатирует, что это лекарство – самая большая из всех мирских благодатей. По словам Беркли, он «обязан жизнью» этой настойке (помимо Провидения). Он перечисляет те болезни, где может пригодиться настойка, а затем переходит к рассуждениям о разуме.
Как отмечает Б. Рассел, в последние свои годы Беркли отказывается от философии из-за увлечения дегтярной настойкой. Летом 1752 г. Беркли переехал вместе со своей семьёй в Оксфорд, где поступил в университет его второй сын Джордж. Но 14 января 1753 г. мыслитель неожиданно скончался от апоплексии прямо в семейном кругу за чаем в ожидании, когда дочь подаст ему чашку.
Большое влияние на Беркли оказали идеи Д. Локка, относящиеся к теории познания. В первую очередь размышления Локка о первичных и вторичных качествах.  По Беркли, все качества вторичны, т.е. зависят от нашего восприятия, даже те, которые, на первый взгляд, кажутся объективными.
Например, тяжесть и все пространственные свойства и отношения определяются способностями наших органов чувств. Даже величина зависит от нашего восприятия. Один и тот же предмет нам кажется большим или малым в зависимости от того, на каком расстоянии от него мы находимся.
Поскольку субстанция, по Беркли, «носитель свойств», а последние для него являются продуктами наших органов чувств, то и предметы – всего лишь ощущения наших органов чувств, наше восприятие. Другими словами, «быть» значит «быть воспринимаемым». Поэтому объективное существование вещей и явлений внешнего мира мыслитель однозначно отвергает. Отрицается и существование материи. Уже само понятие материи, или материальной субстанции, содержит в себе противоречие. Таким образом, все вещи лишь «комплексы наших ощущений», их  существование является данным нашим сознанием.
Смягчая свои идеи, Д. Беркли позднее отмечал, что в целом не отрицает существования тех или иных вещей. Философ писал: «Единственная вещь, существование которой я отвергаю,– это то, что философы называют материей или телесной субстанцией»[5].  Против категории «материя» Беркли направляет все свои аргументы.
Существенную роль в философии Беркли играет понятие «идеи». Мыслитель отдаёт предпочтение данной категории перед понятием «вещь». «Идеи», как и вещи, не существуют в объективной реальности, находясь лишь в нашей мысли. Позднее Беркли скорректировал выводы, указав, что идеи существуют лишь по отношению к субстанции.
Подходя к проблеме, откуда берутся идеи в нашей мысли, философ соединяет субъективный идеализм, основанный на абсолютизации ощущений и чувственных восприятий, с объективным. Последний как раз опирается на существование абсолютного духовного принципа – Бога.
Критикуя естественнонаучное мышление, Беркли отвергает концепцию причинности, популярную в то время в механистическом естествознании. Единственная причина, которую Беркли признаёт, – духовная.
Субъективистски Беркли трактует и понятия пространства и времени. Первое, по его мнению, – специфическое упорядочение определённых чувственных восприятий. А время – выражение их взаимной последовательности.
Несмотря на парадоксальность своих взглядов, Беркли стал родоначальником субъективного идеализма. Взгляды Беркли были развиты Дэвидом Юмом, «разбудившим» Иммануила Канта.





[1] Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bihovskij-bernard-emmanuilovich/dzhordzh-berkli
[2] Антисери Д., Реале Д.  Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб., 2002. С. 472.
[3] Цит. по: Быховский Б.Э. Указ. соч.
[4] Цит. по: Быховский Б.Э. Указ. соч.
[5] История философии в кратком изложении. М., 1995. С. 410.
Tags: XVIII век, История, История Запада, Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды, Эпоха Просвещения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments