Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ЛЮДИ XVIII ВЕКА. "УЧИТЕЛЬ НЕМЦЕВ" ХРИСТИАН ВОЛЬФ.


XVIII век прочно вошёл в историю Европы и философии как век Просвещения.  Говоря о самом феномене Просвещения часто подразумевают, в первую очередь, французских мыслителей. Однако и другие страны Европы участвовали в создании данного феномена и внесли свой вклад. Так можно говорить о немецком Просвещении, на которое существенное влияние оказали философия Г.В. Лейбница, механика И. Ньютона, учение Б. Спинозы, взгляды французских и английских просветителей. По сравнению с французским или английским Просвещением в Германии данный феномен имел свою специфику, заключавшуюся не в новизне тематики и обозначенных проблем, а их логическими формулами. Немцы предложили метод рационального анализа, сочетавшего в себе осторожность и решительность.
Данный подход был призван доказывать законность каждого шага, другими словами, внутреннюю возможность используемых в качестве основы понятий. Основателем метода, предложенного немецкими мыслителями XVIII в. стал ученик и последователь Лейбница Христиан Вольф (1679–1754 гг.). В интерпретации И. Канта, вольфианский метод фиксировал «надёжный путь науки путём регулярного определения принципов, педантичного уточнения понятий, утонченной строгости доказательств, отказа от дерзких шагов в выводах»[1].
Родился Христиан Вольф в Бреславле в 1679 г., в семье пекаря. Образование он сначала получил в местной гимназии, где в то время шли ожесточённые споры между католиками и протестантами. Сказалось это и на образовании Вольфа того времени – оно было по сути гибридным, состоявшим как из протестантского богословия, так и католической схоластики.
В 20 лет (1699 г.) Вольф перебирается в Йену, где изучает математику и физику, позднее добавив к ним философию. В первую очередь его заинтересовала философия Рене Декарта. Как итог активной научной работы, стала защита Вольфом в 1703 г. в Лейпцигском университете докторской диссертации «Философия практики универсальности, «метод написания математики» («Об универсальной практической философии, составленной из математического метода»). Научным руководителем Х. Вольфа был  Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус – философ и математик, физик и испытатель. Чирнхаус много путешествовал по Европе, знал Гюйгенса и Ньютона, Лейбница и Спинозу. Именно идеи Чирнхауса, а также и Спинозы оказали большое влияние на Вольфа в это время.
После защиты диссертации началось преподавание в различных вузах  – в Гданьске, Веймаре, Гиссене. Одновременно Вольф пишет работу «Алгебраическая диссертация о дифференциальном алгоритме бесконечно малых величин» (1704 г.). Вместе с тем, на Вольфа всё большее влияние начинают оказывать идеи Лейбница.  После того, как Вольф вник в методологию последнего, мыслитель задумал довести до конца идеи Лейбница, создав на основе последних всю систему знания. Этому плану Вольф посвятил всю свою жизнь, будучи человеком очень упорным, настойчивым.
В 1704 г. он также посылает свою «Диссертацию» Г.В. Лейбницу. Последний ответил Вольфу пространным посланием, содержавшим многочисленные комментарии. Так между ними начался обмен письмами, продолжавшийся вплоть до смерти Лейбница в 1716 г.
Именно при поддержке Лейбница Вольф получил кафедру математики в Галле. Но помимо математики и физики, вскоре Вольф начинает читать лекции по философии. Х. Вольф тщательно подошёл к разработке курса по философии. Не смотря на логическую сухость, его лекции, благодаря своей прозрачной ясности и убедительной точности, были для молодёжи мощной притягательной силой[2].
Выходят и его книги: в 1710 г. – «Первые основания всех математических наук» в четырёх томах (в книге даётся материал не только по математике, но и по механике, артиллерии); «Основы всеобщей математики» (1713-1715 гг.), «Математический лексикон» (1716 г.).
Мыслитель создаёт в свои работах немецкую логику (1712 г.) и метафизику (1719 г.).  Но при этом мыслитель устраняет из логики Лейбница важные логико-формальные аспекты, сводя эту науку к силлогистике. Данный подход и будет преобладать в немецком Просвещении, оставляя в тени комбинаторику Лейбница. Идея mathesis universalis Лейбница (универсальной математической науки) теряет в XVIII в. свой метафизическо-онтологический план.
Появляются и философские работы Вольфа. Первая такая работа вышла в 1713 г. – «Разумные мысли о силах человеческого рассудка и их исправном употреблении в познании истины». Книга издавалась в течении 15 лет пять раз, общим тиражом более восьми тысяч экземпляров. Затем с 1728–1754 гг. её издавали ещё девять раз. Книга стала учебником и получила широкое распространение как в университетах и школах, так и среди интеллектуальной элиты.
Свои работы мыслитель пишет на немецком языке, но позднее ещё и на латыни (здесь проявляется уже желание мыслителя оказаться «наставником всего человеческого рода»). Преподавая в Галле, Вольф публикует ещё ряд философских работ[3]. Написанные мыслителем работы приносят ему европейскую известность. Появляются ученики.
Однако его положение по ряду причин становится шатким. Во-первых, его славой недовольны некоторые из коллег, желающие избавиться от популярного преподавателя. Во-вторых, с подозрением к Вольфу начинают относиться и лютеранские богословы. Галле был центром пиетизма[4]. И протестантские ортодоксы объединились вместе с пиетистами против Вольфа. И тем и другим не нравилась идея Вольфа основывать богословские истины на математически определённых доказательствах. Пиетисты увидели здесь защиту автономии моральной философии от религии.
Негодование пиетистов вызвала речь мыслителя в 1721 г. «О практической философии китайцев». Философ отдал должное моральным заповедям Конфуция, подчеркнув их чистоту и отметив, что они являются свидетельством силы человеческого разума постигать моральной истины своими собственными усилиями.
Подливали масла в огонь и другие высказывания Вольфа. 12 июля 1723 года мыслитель провёл лекцию для студентов и магистров в которой сравнил, основываясь на книгах известных фламандских миссионеров Франсуа Ноэля  и Филиппа Куплета таких персонажей как  Моисей, Христос и Мухаммед с Конфуцием. Видимо из зависти, один из коллег Вольфа – профессор Август Герман Франк, обвинил Вольфа в атеизме. Как отмечал Вольтер, раскрывая подноготную этого обвинения: Франк преподавал в пустой аудитории, а Вольф своими лекциями собирал тысячи студентов со всего мира.
Недоволен Вольфом оказался и подозрительный король Пруссии Фридрих-Вильгельм I. Ему донесли в соответствующей интерпретации (видимо не без ведома «доброжелателей» философа), что Вольф в своей философии по сути защищает дезертирство. Для «солдатского короля», ходившего почти всё время в военной форме, говорившего только о солдатах и экономии средств, этого оказалось достаточно.
Судьба Вольфа была решена. Ему предписали в течении двух суток незамедлительно покинуть Пруссию. Зная крутой нрав монарха, Вольф предпочёл как можно скорее уехать из Галле (город он покинул через 12 часов после того, как ему вручили приказ).
Итак, в конце 1723 г. мыслитель покинул Пруссию, и обосновался в Марбурге, где получил место первого профессора. Изгнание только увеличило славу мыслителя[5]. Париж и Лондон избирают его членом своих академий. Поступили приглашения на службу из Санкт-Петербурга и Стокгольма. Пётр I даже предлагал Вольфу пост вице-президента Академии наук (которая по замыслу Петра вскоре должна была открыться), но мыслитель отказался.
Правда взгляды Вольфа вызывают и полемику. Не случайно в целом до 1737 г. было написано примерно две сотни работ, в которых идеи Вольфа критиковались или защищались.  Правда количество студентов, поступавших в Марбург увеличилось на 50%. 
Живя и преподавая в Марбурге, мыслитель пишет на латинском языке свои труды: «Латинская логика» (1728 г.); «Предварительный дискурс» (1728 г.); «Онтология» (1730 г.); «Космология» (1731 г.); «Эмпирическая психология» (1732 г.); «Рациональная психология» (1734 г.); «Естественное богословие» в 20-х томах (1736-37 гг.).
Популярность его росла всё больше, благодаря работам, написанным доходчивым, точным и ясным языком. Не случайно учебники Вольфа принимались по всей Германии, что по сути создавало единую систему знания. В числе причин можно назвать и соответствие работ мыслителя духу времени: труды Вольфа  с максимальной отчётливостью выражали исходные установки философии Просвещения. Ведь в основание своего способа философствования Вольф положил «мыслящее или рассудочное, понятийно строго определенное, последовательное, систематизированное и логически доказательное рассмотрение всех областей сущего, всех вещей действительного или возможного мира»[6].
Стремясь к категоризации знания, мыслитель в своих работах часто подчёркивал, что  счастье людей, являющееся основной целью метафизики, не будет достигнуто до тех пор, пока в философии отсутствуют чёткий, фундаментальные понятия о каждой вещи, при том, обаятельно подтверждённые опытом.
Среди почитателей Вольфа оказывается и сын короля, будущий Фридрих II. Не случайно, после смерти Фридриха-Вильгельма I, новый король предложил философу вернуться в Галле (1740 г.). Фридрих II пожаловал Вольфу титул тайного советника и положил огромный по тем временам оклад – 2 тыс. талеров.
Более того, мыслителя пригласили стать председателем Берлинской академии наук. Мыслитель хотел разделить эту должность с уже популярным тогда Вольтером, с которым у Вольфа завязалось знакомство. Но Вольтер отклонил предложение прусского короля, и Вольф решил остаться в Галле.
В декабре 1740 г. Вольф возвращается с триумфом в Галле. Мыслителя сопровождал целый кортеж из колясок со знатными людьми города. В Галле в этот день долго не смолкала праздничная музыка. В 1743 г. Вольф становится ректором университета, а в 1745 году получил звание Фрайхерра (барона) от курфюрста Баварии.
Приехав в родной Галле, Вольф работает над т.н. «практической философией» (написана с 1740 по 1748 гг.) и «моральной философией» (в пяти томах, работа над ней шла в 1750-1754 гг.). В Галле Вольф основывает и первый немецкий научный журнал.
Однако постепенно популярность Вольфа как лектора падает. С каждым семестром аудитории, сначала набитые до отказа, становились всё более пустыми. Последователи Вольфа утверждали, что этот факт –свидетельство популярности Вольфа: его учение настолько глубоко пустило корни в немецком образовании, что самого мыслителя уже не обязательно было слушать. Оппоненты возражают: Вольф по сути пережил свою славу.
Умер Христиан Вольф 9 апреля 1754 года.
Мыслителю в какой-то степени не повезло. Часто его упрекают (и порой незаслуженно) в том, что он упростил философию Лейбница. Например, Б. Рассел отмечал, что Вольф убрал из Лейбница все самые интересные и познавательные моменты, создав «сухой профессорский способ мышления»[7]. Противоречия вольфовской системы вызвали критику Канта, философия последнего фактически стала реакцией на те изъяны и недостатки, что были присущи учению Х. Вольфа. Вместе с тем, ещё Г.Ф. Гегель полагал, что Вольф как никто другой может считаться «учителем немцев».
Неверными являются, по мнению современного исследователя В.А. Жучкова, и трактовки Вольфа как всего лишь «систематизатора» Лейбница. Критика Вольфа имела место уже в начале XVIII в. Но Вольфа критиковали именно как автора самостоятельной философской концепции, а не за отступление от интерпретации Лейбница. Тот же Кант, по замечанию В.А. Жучкова, критиковавший систему Вольфа, построил «Критику чистого разума» именно на опровержении идей Вольфа. Но в то же время Кант считал своего предшественника «величайшим из всех догматических философов». Именно Вольфа Кант ставил в один ряд с Платоном и Аристотелем (а не Лейбница)[8]. Таким образом перед нами интересный оригинальный мыслитель, а не только пересказчик и систематизатор идей своего великого учителя.
Философию (или метафизику), мыслитель трактует как рациональную науку о возможном, т.е. обо всём, что мыслится согласно логическому закону противоречия. В связи с этим, в качестве пропедевтики, по мнению Вольфа, ей должна предшествовать логика – наука о формах и законах правильного мышления.
Сама метафизика включает в себя четыре науки:
1) философия, или онтология (наука о первых основаниях сущего вообще и человеческого познания);
2) психология, или пневматология (эмпирическая и рациональная наука о душе);
3) рациональная космология (учение о мире в целом);
4) естественная теология (рациональное учение о Боге, его бытии, сущности и т.д.)[9].
В качестве прикладных частей за метафизикой следуют теоретические науки об общих свойствах и законах пространственно-временного мира, о связях и движении его тел, их действующих и целевых причинах (физика, механика, телеология) и эмпирические науки об их более конкретных свойствах, формах движения и т.д. (к ним философ относит астрономию, геологию, ботанику, биологию, физиологию и др.).
К прикладной части метафизики относится и практическая философия, в которой изучаются способность желания, проблема свободы воли, общие основания морали и права, принципы и законы общественной и гражданской жизни людей.
Чистую часть практической философии образуют этика, политика и экономика, которые Вольф объединяет категорией «естественного права», а в эмпирическую, или экспериментальную, часть философии входят частные науки о конкретных формах и способах хозяйственной и трудовой, гражданской и политической деятельности и т.д.
Правда последние излагались мыслителем в форме систематических «разумных мыслей» зачастую в форме скучного и педантичного пересказа плоских истин, банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, назидательных примеров и поучений и т.п. Хотя и здесь, по мнению В.А. Жучкова, были свои плюсы. Такое изложение в условиях отсталой Германии с её полуфеодальными порядками, господством сословных и религиозных предрассудков имело определённое просветительское значение.
Обращается мыслитель и к государственно-правовым и политическим проблемам, которые он излагает осторожно, с консервативной умеренностью. Вольф отстаивал идеи естественного права и просвещённой монархии. Целью последней, по мнению философа, являлись порядок, спокойствие в государстве, благополучие и счастье всех граждан и т.д.
В исходной и важнейшей части системы метафизики – онтологии – Вольф рассматривает первые основания бытия и познания, каковыми, по его мнению, служат законы противоречия и достаточного основания.
Закон противоречия является не только логическим законом мышления, но наделяется онтологическим статусом основания всего сущего, или «нечто вообще», которое существует независимо от того, является ли оно действительным или только возможным.
Закон достаточного основания призван служить познанию оснований и причин действительного существования вещей и условий перехода от возможного к действительному миру. Однако на деле он выступает в роли способа содержательной конкретизации абстрактных определений сущего или средства придания «разумным мыслям» видимости эмпирически значимых положений. И хотя Вольф пытается свести последние также к форме необходимых истин, якобы аналитически вытекающих из первых оснований бытия и познания, тем не менее соответствие «истин разума» и «истин факта» достигается у него посредством неправомерной апелляции к конкретным примерам или понятиям обыденного и научного опыта, которые остаются лишь эмпирической иллюстрацией к «разумным мыслям».
Соответственно и единство между законом противоречия и достаточного основания, равно как и связь возможного и действительного миров, осуществляется им сугубо внешним и искусственным, механическим и эклектическим образом, по существу сохраняя между ними дуалистическую противоположность. Единственным основанием их связи и соответствия друг другу выступает в конечном счете догматический постулат бытия Бога, который не только мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных, но и оказывается единственным и подлинным «первым основанием» системы метафизики. В целом, обозначенные дуализм и догматизм пронизывают все последующие части системы, где общие определения сущего получают лишь более конкретные характеристики в зависимости от их принадлежности к учению о мире или душе.
В космологии Вольф постулирует искусственную логически-идеализированную модель пространственно-временного мира, подчинённого законам механического движения и образующего неизменную и внешним образом упорядоченную структуру мира в целом. Отказываясь от монады Лейбница, как живой и саморазвивающейся субстанции, и принципа универсальной взаимосвязи, Вольф не может обосновать возможность перехода от простых и необходимых элементов к составным и случайным вещам действительного мира и сталкивается с угрозой абсолютного детерминизма и фатализма.
Аналогичная угроза возникает перед ним и в психологии, где он не может совместить рациональное понимание души как простой, бестелесной и внутренне деятельной сущности с ее эмпирическим рассмотрением, связывающим её деятельность с телесными органами человека и воздействием на них вещей внешнего мира.
Для преодоления этой трудности Вольф прибегает к понятию предустановленной гармонии, но трактуя её в духе теории психофизического параллелизма, мыслитель по сути приходит к отрицанию роли чувственного познания, а главное – возможности свободы воли и нравственной ответственности человека. Случайность и свобода оказываются всего лишь следствием недостатка знания и исключительно субъективной иллюзией ограниченного человеческого рассудка.
Данные тезисы Вольфа и послужили в своё время для обвинений его пиетистами в фатализме и безбожии, в оправдании безнравственных поступков и т.п., что и привело в 1723 г. к изгнанию Вольфа.
Хотя мыслитель подчёркивал, что его рациональная теология и телеология вполне соответствуют истинам Откровения, протестантские ортодоксы и пиетисты с подозрением относились к его творчеству.
Своим рационалистическим и оптимистическим пафосом философия Вольфа, а также присущая ей вера в возможности познания и усовершенствования социума и человека привлекала к себе многих последователей в Германии. При том по замечанию В.А. Жучкова, эвристическое значение имела даже и внутренняя противоречивость философии Вольфа, присущий ей непреодолимый теоретический и методологический дуализм, а также догматическая необоснованность исходных установок и принципов и ещё ряд иных аспектов. Вместе с тем, эта противоречивость привела к усилению критики философии Вольфа и разложению его системы[10].
При этом В.А. Жучков и В.Ф. Пустарнаков указывают, что недостатки философии Вольфа – это ещё и проявление кризиса рационалистической западноевропейской философии Нового времени. Попытки Вольфа «возжечь свет науки в философии, т.е. прояснить её основные понятия и представить их в виде строгой системы метафизики, как универсального синтеза всех знаний, привели к неожиданным результатам. Многие внутренние недостатки  стали более наглядными, а главное, были доведены до их логического предела. Так обнаружился догматический характер исходных принципов и методов философии Нового времени,  их внутренняя противоречивость и непригодность для решения основных вопросов философского познания[11]. Как уже отмечалось, этот кризис метафизики привёл к поискам его преодоления, одним из которых и стала философия Канта.
Не смотря на недостатки, Х. Вольф, на основе метафизики Лейбница, создал систему, которая по сути была доминирующей в Германии на протяжении почти всего XVIII века. Среди заслуг Вольфа можно назвать систематизацию им философии Лейбница, создание собственной философской школы, а также системы, охватившей все области философского знания. Последователи Вольфа многое сделали для распространения в Германии научных знаний[12].
Главная заслуга мыслителя состоит в анализе философского языка. Добрая часть философской терминологии XVIII-XIX вв. сложилась под влиянием определений и характеристик Вольфа и сохранилась в научном обиходе вплоть до наших дней[13]. Можно добавить, что посредством М.В. Ломоносова, а также немецких последователей Вольфа – Тюмминга, Мейера, Винклера и других, философия Вольфа оказала влияние и на русскую мысль.




[1] Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб., 2002. С. 741.
[2] Виндельбанд В. История новой философии: В 2 т. Том 1. От Возрождения до Канта. М., 2000. С. 528.
[3] «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека» (1719 г.), «Разумные мысли о человеческих действиях» (1720 г.), «Разумные мысли об общественной жизни людей» (1721 г.), «Разумные мысли о действиях природы» (1723 г.).
[4] Пиетизм – движение внутри лютеранства и реформаторской церкви, выступающее за придание особой важности в религии личного благочестия, религиозным переживаниям верующих; это движение противопоставляло себя сторонникам протестантской ортодоксии с её акцентом на догматику.
[5] Гулыга А.В. Кант. М., 2019. С. 13.
[6] Христиан Вольф и его последователи. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st091.shtml
[7] Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности и до наших дней. М., 2004. С. 396.
[8] Жучков В.А. Метафизика Вольфа и её место в истории философии Нового Времени // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001. С. 9.
[9] Жучков В.А.  Вольф // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Ред. В.С. Степин. М., 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0186d76cb86fa939e94e2d86
[10] Жучков В.А.  Вольф // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Ред. В.С. Степин. М., 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0186d76cb86fa939e94e2d86
[11] Жучков В.А., Пустарнаков В.Ф. Вместо предисловия. / Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001. С. 5-6.
[12] Гулыга А.В. Указ.  соч. С. 14.
[13] Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб., 2002. С. 746–747.
Tags: XVIII век, История, История Запада, Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды, Эпоха Просвещения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments