Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ЛЮДИ XVIII ВЕКА. КАЗНЁННАЯ КОРОЛЕВА. МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ЧАСТЬ 2.


Окончание.
Начало:
https://geokhar.livejournal.com/806232.html

Королева Франции

В 1774 г. умирает от оспы Людовик XV. Муж Марии-Антуанетты становится королём Людовиком XVI под одобрительные крики французского народа. Отныне королева — полноправная и единоличная хозяйка в Версале, и она тут же освобождается от назойливой опеки придворных дам, рушит все устои дворцовой жизни, заводит свои порядки, становится законодательницей новых мод.

Мать Мария-Терезия призывала дочь придерживаться жизни спокойной и рассудительной, прилагать усилия, чтобы наладить дружбу между Австрией и Францией. Но Мария-Антуанетта окружила себя интриганами и аферистами, которые пользовались добротой и наивностью королевы, вытягивая из неё деньги и должности.

Близкая подруга Марии-Антуанетты, графиня де Полиньяк, сделала стремительную карьеру себе и родным: обнищавшие аристократы обосновались при дворе, получая от королевы полмиллиона ливров ежегодно. С королевской казной Мария-Антуанетта не церемонилась, черпая оттуда на увеселения и наряды огромные суммы.

Ещё одно обстоятельство негативно сказывалось на имидже Марии-Антуанетты. Брак с Людовиком из-за физического недостатка мужа первые годы оказался неосуществленным: супруги спали в разных комнатах. Все, и друзья, и враги, были уверены, что проблема именно в королеве. Шуточки и памфлеты, модные в то время, не таясь, ходили по Парижу. В них королева обвинялась во фригидности и холодности, неумении разжечь страсть в короле. Слухи эти дошли и до Австрии. Мария-Терезия пишет дочери грозные письма с настойчивыми требованиями любыми способами очаровать, увлечь короля, ибо без наследника будущее Марии-Антуанетты очень ненадёжно.

После небольшой операции у Людовика, брак наконец осуществился спустя почти семь лет после свадьбы. А вскорости королева забеременела. К разочарованию французов родилась девочка, Мария Тереза Шарлотта. Только король был доволен и сиял от гордости. В благодарность он подарил супруге Малый Трианон — небольшой дворец неподалёку от Версаля. Королева практически переселилась туда, окружив себя любимцами и погрузившись в веселье.

Первое и единственное требование Марии-Антуанетты к своему узкому кругу приближённых: развлечения, развлечения, развлечения. Король увеличил содержание супруги, но этого всё равно не хватало. Например, за одну ночь сжигалось несколько тысяч восковых свечей, тогда как стоимость одной свечи равнялась заработку простого рабочего за неделю. Мария-Антуанетта ввела моду на карточную игру и за ночь проигрывала огромные суммы.

Неизвестно, были ли у Марии-Антуанетты любовники, точных свидетельств об этом не осталось. Долгие годы фаворитом Марии-Антуанетты считался граф Ферзен, шведский дипломат, оказавшийся действительно преданным другом, не оставивший её даже в трагические ммоенты жизни. Любимой подругой оставалась графиня де Полиньяк – дворянка невысокого происхождения, горячо любимая королевой за весёлый нрав и уменье развлекаться самой и развлечь Марию-Антуанетту.

Развлекаясь, королева сказала своё слово в моде. Так, Мария-Антуанетта освободила дам от узких корсетов и широких юбок, доходивших по объемам до размеров, которые не вмещались в карету. Строгий дресс-код сменился стилем неглиже – домашними костюмами из юбки, лифа и распашной кофты. К неглиже относится и придуманное королевой белое муслиновое платье, напоминавшее ночную рубашку.

Желая выглядеть юной, королева прятала места, выдававшие возраст. Руки – под митенками, на щеки наносились румяна, а дряблая шея скрывалась за чокерами – атласными лентами, расшитыми узорами и камнями. Также, королева, приехавшая на охоту в камзоле и кюлотах, ввела в моду мужские костюмы и жакеты-фраки. Девушки надели мужские шляпы.

Мария-Антуанетта ввела в моду туфли на каблуке настолько высоком, что удержаться от падения можно было только опираясь на трость. Позже туфли пережили трансформацию и превратились в мюли – изящные шлепанцы на невысоком каблуке с мыском, едва закрывавшим пальцы.

Узоры в виде цветов, букетов, растительных орнаментов – изобретение Марии-Антуанетты. Характеры рисунка на женских платьях менялись, но цветочный принт вошел в моду навсегда.

В отличие от королевы, монарх почти не посещал Трианон. Поскольку был склонен к спокойной размеренной жизни и режиму. Сквозь пальцы он смотрел на «шалости» любимой супруги — они друг другу не мешали жить, и все были довольны. Лишь изредка он наведывался в Трианон, добродушно смотрел на происходящее, порой слегка журил «молодёжь» за небольшое нарушение приличий, а затем удалялся к своим книгам или в слесарную мастерскую.

Дело об ожерелье для королевы. Перед революцией

В 1781 году у королевской четы наконец-то появился долгожданный наследник престола, Луи-Жозеф, а в 1785 году — его брат, Луи-Шарль. Годом позже родилась самая младшая девочка, София, но она не прожила и года и умерла от туберкулёза, к большому горю своих родителей.

Видимо не без влияния Марии-Терезии, Мария-Антуанетта остепенилась, стала больше уделять внимания мужу и детям, одеваться скромнее, тратить меньше денег на драгоценности. Однако репутация её в народе была сильно подорвана прошлой разгульной жизнью, а также историей, называемой «делом об ожерелье королевы», в которой Мария-Антуанетта оказалась жертвой обстоятельств.

У королевских ювелиров после смерти Людовика XV на руках осталось ожерелье, предназначенное когда-то для мадам Дюбарри. Ювелиры предложили королеве приобрести ожерелье. Королева, поколебавшись, отказалась, понимая и состояние казны и то, как живут простые французы.

Но на беду об этом деле прознала мошенница и авантюристка графиня де Ламотт, мечтающая за счёт ожерелья поправить свои финансовые дела. Зная, что кардинал де Роган давно мечтает попасть в круг друзей Марии-Антуанетты, она отправилась к нему и передала якобы просьбу королевы взять для неё у ювелиров это ожерелье, а потом встретиться ночью в саду для передачи его с рук на руки.

На роль королевы авантюристка нашла некую безвестную модистку, фигурой и волосами напоминавшую Марию-Антуанетту, и кардинал, передавая футляр с украшением, был уверен, что под густой вуалью скрывается именно королева. Когда же ювелир пришёл к настоящей Марии-Антуанетте за деньгами, то был весьма обескуражен полным непониманием королевой происходящего. Она, естественно, уверяла, что никакого ожерелья и в глаза не видела и не просила ни о чём кардинала Рогана.

На суде быстро стало очевидным, что это была крупная авантюра мадам де Ламотт. Её поймали, высекли на площади кнутом, заклеймили и посадили в Бастилию, откуда она сбежала, уехала за границу и написала мемуары о королеве, в которых полила грязью Марию-Антуанетту. Книга попала в страну. Негативно настроенное по отношению к королеве французское общество приняло воспоминания де Ламотт за чистую монету.

Кроме того, дело в целом нанесло удар по престижу королевы, раз кардинал де Роган допустил мысль, что королева втайне от мужа могла купить ожерелье и встречаться с ним в тёмном саду. Раз так – она способна на всё. Более того, «доброжелатели» ещё и нашёптывали, что всё-таки королева взяла ожерелье, но отказалась за него платить.

Безусловно, всё это не могло не сказаться на падении авторитета власти. Тем более в ситуации, когда правительство совершало ошибки в управлении, в стране нарастали противоречия. Добавим, что и Людовик XVI не обладал необходимыми качествами монарха, которые привлекли бы к нему общество.

Историк А.В. Чудинов отмечает, что если Франция в XVIII в. и представляла в целом собою богатую, экономически процветающую страну, то финансовое положение ее монархии было достаточно сложным. Устаревшая финансовая система, мало изменившаяся со времен Средневековья, по мнению исследователя, не могла обеспечить растущие потребности многократно усложнившейся государственной машины. Результатом такой диспропорции стал огромный госдолг, на обслуживание которого уходила половина бюджета. Выход могла обеспечить лишь реформа налогообложения, предполагавшая отмену фискальных привилегий и введение общего для всех сословий поземельного налога, от которого духовенство и дворянство до определенного момента были освобождены.

Добавим, что казна ещё не оправилась от времён Семилетней войны. А к этому ещё добавилась война за независимость в США. Франция помогала американским колониям Англии в их борьбе за свободу. Ввоенных действиях принял участие французский экспедиционный корпус.

Более того, некоторые французы даже сами поехали воевать за независимость США. Например, маркиз Лафайет. Но помощь породила новые налоги, ложащиеся на плечи простого народа. Участие Франции в Войне за независимость США обошлось ей в 1 млрд. ливров, из-за чего государственный долг вырос до астрономических размеров.

Народ продолжал во всех трудностях винить именно Марию-Антуанетту, считая, что это она, иностранка, внушает королю подобные идеи. В Париже открыто распевали глумливые песни, порочащие королеву, печатались всё новые памфлеты, оскорбительно называвшие королеву, приписывающие ей все смертные грехи. Порой заказчиками памфлетов, судя по всему, оказывались высокопоставленные особы. Мария-Антуанетта несерьёзно относилась к этим обвинениям, но они нарастали отравляя общественное сознание.

Быстро по Парижу разлетелась и фраза, которую приписывают Марии-Антуанетте: «Ах, у них нет хлеба? Пусть едят пирожные!». Скорее всего, королева её не говорила. Однако мало кто верил в недостоверность этого рассказа. Редело и окружение королевы. Похоже и в аристократических салонах становилось «модным» ненавидеть её.

В целом, финансовый дефицит, падение цен, неурожаи, фронда знати и парламентов, голодные бунты, слабость центральной власти – всё это случалось во Франции и ранее, как отмечает А.В. Чудинов, но в разные периоды. Одновременное же воздействие всех перечисленных негативных факторов вызвало тот самый социальный резонанс, который и привел к краху Старого порядка.

Благо, что был и слой людей, т.н. «просвещённая элита» что смог своими идеями подготовить революцию, а затем её и возглавить. Это политически активное меньшинство сформировалось во второй половине XVIII века, когда вся Франция мало-помалу покрылась густой сетью разнообразных общественных объединений – естественнонаучных, философских и агрономических кружков, провинциальных академий, библиотек, масонских лож, музеев, литературных салонов и др., ставивших себе целью распространение культурных ценностей Просвещения.

В отличие от традиционных для Старого порядка объединений эти ассоциации имели внесословный характер и демократическую организацию. Среди их членов можно было встретить и дворян, и священнослужителей, и чиновников, и представителей образованной верхушки третьего сословия. Должностные лица таких обществ, как правило, избирались голосованием на конкурсной основе.

Просветительские ассоциации разных городов имели между собой тесные и постоянные связи, образуя единую социокультурную среду, в которой и появилось сообщество представителей всех сословий, объединенных приверженностью идеалам Просвещения.

Можно добавить, что Франция XVIII в. действительно дала миру плеяду блестящих мыслителей. Более пропагандисты и публицисты, нежели философы, многие из них обладали прекрасным ярким стилем, умели чётко и образно формулировать общественный проблемы и доносить их до дворянства, среднего сословия. Это и выходцы из аристократов (Монтескьё и Вольтер) и представители третьего сословия  (Руссо и Дидро). Их трактатами зачитывались как в аристократических салонах, так и в домах буржуа. Даже Мария-Антуанетта посещала могилу Жан-Жака Руссо. И кто знает, может примерно в это же время, на могилу к великому мыслителю приходил кто-нибудь из будущих революционеров.

Именно «просвещённая элита» и стала ведущей силой общенационального движения против абсолютной монархии, а в дальнейшем дала революции подавляющее большинство лидеров.

Крах. Казнь Людовика XVI

Итак, в 1789 г. началась Великая Французская революция. Рассказывают, что когда король узнал о взятии Бастилии, он сказал:

Это бунт!

Ему ответили:

– Нет, это революция.

По крайней мере у себя в дневнике 14 июля, в День взятия Бастилии король написал «Rien». Т.е. ничего важного. В понимании Людовика XVI «важным» являлась охота или работа на токарном станке.

Король и его семья оказались отстранены от власти и помещены по сути под домашний арест в замок Тюильри. Правда для них не было особых ограничений, они могли довольно свободно передвигаться и вести переписку. По Конституции 1791 г. во Франции устанавливается ограниченная монархия. Людовик XVI даже вроде бы сначала принимает конституцию. Похоже, что он смиряется с ситуацией. Но Мария-Антуанетта не желает сдаваться. Она разработала план побега, с целью добраться до ставки верных королю войск и подавить революцию. К осуществлению побега был привлечён и её фаворит Ферзен. Но побег 20-21 июня 1791 г. провалился. Во время поездки Людовик XVI неосторожно выглянул из кареты в Варенне и был опознан. Короля и его семью арестовали и препроводили в Париж.

Королевская  семья вновь помещена в Тюильри, но под более жёстким наблюдением. Король вновь начинает впадать в апатию. Он даже принёс присягу новой конституции, а весной 1792 г. объявил войну Австрии. Однако и король и королева всё-же порой высказывают сопротивление навязываемой им политике. Так король отказывается подписывать один из декретов против эмигрантов и священников. Кроме того, и король и королева ведут переписку с европейскими странами, прося их о помощи, призывая вмешаться в дела Франции.

Недовольство королевской семьёй нарастает. Тем более что начинается война Франции с Австрией, которая ведётся на первых порах неудачно. Безусловно, что поражения французских войск списывают на происки сторонников монарха.  В результате всего этого 10 августа в Париже происходит народное восстание, в ходе которого монархия фактически свергнута.

Свергнутого монарха и его семью заключают в тюрьму Тампль. Королю даже позволяют жить вместе с семьёй. В декабре 1792 г. начался суд над Людовиком XVI. Бывшего короля обвинили в заговоре против свободны нации, в покушении на безопасность государства. Свергнутый монарх своей вины не признал. Конвент с перевесом в один голос приговорил его к смертной казни.

21 января 1793 года Людовиком XVI был казнён. Перед казнью, державшийся с достоинством монарх сказал:  «Я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Пусть Господь простит моих убийц». Действительно, казавшийся многим жалким в годы своего правления, перед казнью бывший король проявил больше сил и достоинства.

«Весь мир покинул меня»

Итак, Людовик XVI казнён. Мария-Антуанетта становится «вдовой Капет». Лишившись титула французской королевы она по сути является австрийской эрцгерцогиней и членом императорской семьи. Но матери уже нет в живых. А венский двор молчит, не желая спасать свою родственницу. Другие монархи также заявляют, что потрясены случившимся, но никто не желает спасти хотя бы свергнутую королеву. Подобно своему мужу она может сказать: «Весь мир покинул меня».

В августе её разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму, где содержат в более жёстких условиях: кровать без белья, грубо сколоченный стол, два табурета. Мария-Антуанетта не снимала больше траур — чёрное платье было на ней до последнего дня. Больше всего она страдала от разлуки с детьми — дочерью и младшим сыном Луи-Шарлем. Старший её сын, наследник престола Луи-Жозеф, умер ещё до революции от тифа.

Но она по прежнему не сломлена и не желает сдаваться. Готовится новый побег. Однако он сорвался. Марию-Антуанетту выдал один из жандармов, которого она попросила передать записку. Её перевели в другую камеру и ужесточили условия содержания.

В октябре 1793 года начался суд над королевой. Марию-Антуанетту обвиняли в измене Франции и сговоре с врагом, в расточительстве и разврате, и даже в инцесте. На суде выступили многочисленные свидетели, в том числе и даже лжесвидетели. Но Мария-Антуанетта энергично отводила все обвинения, умело защищаясь. Однако  её, как и мужа приговорили к смерти через отсечение головы.

Даже советский и российский историк В.Г.  Ревуненков, с симпатией относившийся к Французской революции, отмечал: «’’Вдову Капет’’ признали виновной в том, в чём она действительно была виновна: в содействии попыткам развязать в стране гражданскую войну, в государственной измене. Вместе с тем трибунал запятнал себя, пытаясь представить бывшую королеву этаким моральны чудовищем, ’’новой Мессалиной’’ погрязшей в разврате, повинной якобы даже в ’’кровосмесительной связи’’ со своим восьмилетним сыном».

На следующий же день, 16 октября, в 4 часа утра Марии-Антуанетте зачитали приговор, палач подстриг ей волосы и надел кандалы на отведённые за спину руки. В открытой повозке её повезли к месту казни, и тот же народ, что 23 года назад встречал её радостными криками и цветами, теперь плевал в её сторону и бросал камни. Но до конца она сохраняет выдержку и спокойствие.

Около полудня бывшая королева Франции мужественно взошла на эшафот. Она случайно наступила на ногу палачу, и последними её словами были: «Простите, месье, я не нарочно». Через несколько секунд белокурая голова скатилась к ногам беснующейся толпы. Вечером даже в радикальной якобинской газете было написано, что Мария-Антуанетта «до самой своей смерти оставалась дерзкой и отважной».

О наследии Марии-Антуанетты

С. Цвейг пишет о Марии-Антуанетте, как о совершенно заурядной, типичной особе (хотя в его биографии и заметно преклонение перед этой королевой). И только последние лет восемь её жизни, по его мнению, показали нам с иной стороны королеву Франции. Особенно, её гибель на эшафоте.

Безусловно, Мария-Антуанетта не была выдающейся королевой, не могла стать она и верной помощницей, советницей своему мужу. Однако это была не совсем заурядная женщина. Всё-таки она и след оставила хотя бы в истории моды. И, последние годы её жизни (тут согласимся со С. Цвейгом) выявили иные, хорошие черты её характера.

Действительно, образ Марии-Антуанетты интересен примером того, как человек ведёт себя в драматичных обстоятельствах, в ситуации, когда рушится целый мир. В ситуации, когда привычное уходит в прошлое, когда ты оказываешься почти один. Из жизни уходят по-разному. Кто-то умоляет палачей о пощаде, говоря, что хочет ещё пожить. Любя жизнь, Мария-Антуанетта ушла из неё с гордо поднятой головой.

Использованная литература

1. Белановская Е. От любви до ненависти. За что Мария-Антуанетта лишилась головы. URL: https://aif.ru/society/history/ot_lyubvi_do_nenavisti_za_chto_mariya-antuanetta_lishilas_golovy

2. Мария Антуанетта. Биография. URL:    https://24smi.org/celebrity/16406-mariia-antuanetta.html

3. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской Революции. 1789–1814. СПб., 2014.

4. Цвейг С. Мария Антуанетта. М., 2006.

5. Чудинов А.В. Мифы о Великой Французской революции. URL: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B-%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Tags: XVIII век, Исторические этюды, История, История Запада, Мои заметки, Мои записи, Эпоха Просвещения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments