Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?


К Дню философии выложу здесь ряд материалов. Сегодня размещу небольшую заметку офилософии.

ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?

Действительно, зачем она нужна?
Ведь часто под философией  понимается этакий мудрствующий софист или схоласт, занимающийся плетением словес и не более. Вспомним здесь аристофановского Сократа (впрочем, далёкого от настоящего великого мудреца), героев комедий Мольера или философа Опира у Стругацких. Декарт и Гассенди, Шопенгауэр и Ницше, и многие другие авторы до них и после критиковали далёкую от жизни философию, что преподавалась в вузах, и, разумеется, носителей этого отвлечённого знания.
Можно здесь вспомнить Пьера Гассенди, спорившего с философами-аристотеликами и считавшего, что форма знания ценна не "метафизическими эссенциями", а описаниями явлений на основе фактов. Почитатель Эпикура Гассенди заявлял, что гораздо полезнее постигать историю растений, животных, камней и минералов.
Но Гассенди сам был замечательным философом, оставившим свой след в истории этой дисциплины. А вопрос о важности и необходимости философии может задавать и простой обыватель, открывший случайно Канта или Хайдеггера. Либо студент, особенно не гуманитарий, пришедший на лекцию по философии, и пытающийся освоить все эти понятия, рассуждения и т.п. К ним может подключиться и верующий человек – мирянин или даже священник, заявляющий, что в Библии всё есть и зачем тогда философия? К чему все эти умствования?
Более того, и в прошлом и в наше время бывали случаи, когда какой-нибудь ортодоксальный верующий усматривал в философских идеях учения, уводящие от Бога. Такой верующий мог вообще заявить, что философия специально придумана дьяволом, чтобы уводить людей от Бога. Точно также, как 20 лет назад приходилось встречать мнение, что фантастическая литература, это своеобразная альтернатива Божиему миру. Напомним, что в Московской Руси философии не было по сути. Да и в императорской России - при Николае I, философия была запрещена.
Можно добавить и такой аргумент: в наш прагматичный век истинное знание должно быть связано с практикой, учить приносить деньги, доход. Увы, уже приходилось слышать и такое жуткое мнение, что философы должны идти и зарабатывать где-то деньги, приносить их вузу.
Но как философ может научить приносить доход? И разве в этом его задача? Такие рассуждения высказывают люди, не понимающие суть и смысл общества, функции его отдельных сфер.
Здесь мы привели только аргументы против философии. Но ведь есть и иное мнение. Даже тот факт, что философию иногда запрещали, а отдельных философов порой преследовали, говорит о важности этой дисциплины.
Не случайно ведь и Фридрих-Вильгельм изгнал Христиана Вольфа , а в 1922 г. из Советской России была выслала группа философов на т.н. «философском пароходе» (правда их там было не 300 человек, как принято писать, а меньше, но всё-таки факт, говорящий о многом - Советская власть испугалась пяти мыслителей).
Можно здесь вспомнить и бегство Анаксагора из Афин, и казнь Сократа, и притеснения Спинозы и множество других примеров.
Значит всё-таки есть какая-то сила в философии, раз её запрещают, а мыслителей преследуют?
И действительно, сила есть. Это видно по биографиям мыслителей. Платон и Аристотель создали две основные модели взаимодействия власти и общества, актуальные и в наше время.
Живущий на окраине Римского мира Августин (даже не в крупном городе - Александрии или Антиохии) явился одним из творцов новой средневековой цивилизации.
Изгнанный из Флоренции Макиавелли стоял у истоков Нового Времени. Он сформулировал один из главных принципов современной западной цивилизации - принцип эффективности.
Точно также, больной живущий на окраине германского мира, Ф. Ницше стал одним из крестных отцов постсовременности, да ХХ столетия.
Приведём и другие примеры.
На лекции Г.Ф. В. Гегеля по философии ходили не только студенты, но и маклеры, и домохозяйки, и представители других профессий. Спрашивается, какой им прок от философии? Но ведь шли. И это не смотря на то, что Гегель читал очень сложно, и не всё в его лекциях было понятно.
Когда после Второй мировой войны Жан-Поль Сартр читал свою знаменитую лекцию об экзистенциализме, зал был битком набит людьми, и сам Сартр с трудом пробрался к своему месту. Также и Мартин Хайдеггер в 1951 г. когда ему вновь разрешили читать лекции, оказался в переполненных аудиториях. Можно сказать, что Сартра и Хайдеггера слушали только интеллигенты. Но пример Гегеля говорит и об ином. Среди почитателей Шопенгауэра также были юристы, т.е. люди иного, практического склада.
В любом случае, мы видим, что философия может быть сильной (или для каких-то режимов – опасной), и что она нужна людям. Безусловно, её не стоит абсолютизировать, но это так и есть.
Напомним, что человек состоит из трёх элементов – духа, души и тела. Дух поддерживается религией. Здесь, безусловно, нужна именно она. На заботы о теле уходят физкультура и разного рода практические умения, профессиональные навыки, позволяющие человеку зарабатывать на жизнь. Хотя средства нам нужны и для образования. И здесь мы затрагиваем средний элемент – душу человека.
Безусловно, душа получает подпитку от общения с другими людьми, от разного рода впечатлений и наблюдений, от занятия науками и искусством, от литературы. И от философии.
Философия – это прекрасное средство напитания души человека. Его ума. Тем более, что настоящая философия – это ещё и порой прекрасная литература, замечательные образы, а не только логически выстроенный текст. Например, философ-поэт Парменид, прорицатель мира идей Платон, прекрасный «знаток человеческих душ» Ларошфуко, создатель замечательных образов Шопенгауэр, поэтичный Хайдеггер и многие другие
Тем более что и философия проявляет себя и через художественную литературу. Вспомним диалоги Платона и Кампанеллы, романы Достоевского и Толстого, произведения Камю и Вольтера, изумительную притчу о Заратустре Ницше.
В этом плане можно условно выстроить две линии в философии. Одна: это Платон – Джордано Бруно – Шопенгауэр. Вторая:  Аристотель – Декарт – Кант – Гегель.  Но ведь даже логически выстроенный текст, есть прекрасный образ.  Как здесь не вспомнить Иммануила Канта.
И ещё один важный момент. Господь дал человеку свободу. В том числе и свободу в познании себя самого, человека, общества и мира в целом. Когда говорят, что в Библии всё есть, это верно. Но, на мой взгляд, верно отчасти, так как, если бы там было всё, то не нужны были бы ни философия, ни литература. В Библии есть самое главное, основное. Принципиальное. Но остальное человек должен познавать сам.
Кроме того, не все люди готовы к восприятию Библии. Соответственно, для них существуют иные формы подачи материала – наука, литература и философия. Тем более, что даже в самом богословии существуют разные подходы к Богопознанию. Например, полемика в XIII в. между францисканцами (Бонавентура) и доминиканцами (Фома Аквинский). По сути дела это – спор между рационалистами и иррационалистами.
Философия предлагает разные пути познания окружающего мира. Человек ищет смысл жизни? Философия старается дать ему разные варианты объяснения того, зачем нам дана жизнь. К молодому человеку приходит любовь? И философия пытается объяснить ему, что это такое, предлагая своё понимание. Человек мучается проблемами одиночества? И здесь философия предлагает свои решения. Человек испытывает лишения, страдания? И тут ему философия даёт свои рекомендации.
Она стремится ответить на любые вопросы, подобно религии и литературе. Вы скажете: да какое же решение даёт философия? Ведь все мыслители пишут о разном? У всех разные мнения. Кто-то хвалит рационализм, а кто-то его отрицает. Для одних одиночество – это благо, для других – зло. Для одних смысл жизни в успокоении, бесстрастии, для других – в борьбе и страданиях. Одни пишут, что истина в Боге или в Абсолюте, другие заявляют, что истина в самом человеке. Одни отрицают истину, другие признают её существование. Одни скажут, что социум движется к прогрессу, другие будут утверждать, что прогресса как такового нет. Одни скажут, что мир познаваем, другие будут отрицать познаваемость мира.
Подобное разнообразие мнений даст повод скептикам заявить: раз у философии нет чёткого ответа, то зачем она? Но, повторимся, человек свободен, и он может выбирать между разными мнениями мыслителей. Более того, философия учит человека мыслить, ставить вопросы и отвечать на них.  И приобщаясь к философии, человек сам может создавать свою картину мира, давать, пусть и простые, но свои, продуманные, прочувствованные, выстраданные вопросы о смысле бытия.
Всё-таки человек становится человеком, когда он думает, мыслит. И здесь философия для него – основная помощница. Она формирует его мировоззрение.
Но философия – это и как собеседник. Она предлагает и осмыслить самого человека, и общество,  и историю, и даже заглянуть в будущее. Она предлагает поразмышлять, что такое самопознание и познание, сознание и самосознание, мышление и чувства, эмоции и воля, интуиция и мышление. Обращается она и к иным понятиям – любовь и дружба, свобода и одиночество…
Философия, это прекрасный способ уйти от шума этой псевдожизни, погрузиться в тишину
Ведь и сама философия многообразна – есть и политическая философия, и религиозная, есть социальная и философия науки.
Поскольку философия формирует мировоззрение, она необходима в социологии, в политологии, филологии, истории, психологии и в иных науках…
В целом же, философия нам показывает, что есть иной мир, не только мир этой суеты, погони за богатством, но и прекрасный мир идей, мир вечного, нетленного. Философия словно стоит у врат Вечности, она словно  вводит в иной изумительный мир.
Tags: Андрей Приморский, Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments