Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

СЛОВО О КНЯЗЕ АНДРЕЕ БОГОЛЮБСКОМ


В июне  (29.06.2019) исполнилось 945 лет со дня гибели владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского  (1111-1174 гг.). К сожалению и здесь не вовремя выкладываю материал. Но лучше поздно, чем никогда.   Чем примечательна эта личность?
Летописи говорят о его гордости, о взятии и погроме им Киева (1169 г.), о междоусобицах на Руси. Можно вспомнить и то, что он был убит приближёнными при очень странных обстоятельствах. Когда убийцы удалились, нанеся множество ран князю, он начал ходить по терему и звать на помощь. Но никто ему не помог. Убийцы услышали князя и вернулись, довершив своё дело. Или терем был очень маленьким и дружина жила отдельно, или охрана просто бездействовала, сочувствуя убийцам. Были и иные странности. Так тело князя лежало непогребённым, пока народ грабил княжеские хоромы.
Кроме того, эта личность на первый взгляд теряется, меркнет по сравнению с некоторыми другими более известными историческими деятелями: княгиней Ольгой, Владимиром Крестителем, Александром Невским, Иваном Грозным, Екатериной Великой, Сталиным...
Но всё-таки  мы отмечаем дату рождения этого князя, несмотря на жестокости, которые были связаны с его именем. Опять, почему именно его? Ведь у него был выдающийся отец - Юрий Долгорукий. Не менее великий брат Всеволод Большое Гнездо. Были и другие яркие князья того времени. Как тут не вспомнить Владимира Мономаха, Мстислава Великого, Даниила Галицкого…
А чем же примечателен он?
Князь Андрей перенёс центр страны из Киева во Владимир-на-Клязьме, сместив тем самым (хотя он это и не осознавал, скорее всего) центр русской истории с юга на север. В этом плане его можно сравнить с Константином Великим, только тот перенёс столицу из дряхлеющих западных районов империи; а Андрей Боголюбский из сильного и богатого юга на отдалённый север.
Именно он заложил основы модели новой государственности, которая начала работать уже при нём, но особенно ярко проявилась в период возвышения Москвы. Он создал базу сильной централизованной власти, сломив такие богатые и могущественные города как Ростов и Суздаль. Андрей Боголюбский стал относиться к князьям не как первый к равным, а как к своим "подручникам". Можно по-разному оценивать эти факты, но модель, созданная им,  выдержала испытание временем.  Другие модели, наиболее ярко проявившие себя в Новгороде и в Галицко-Волынской Руси, такое испытание временем не прошли.
Понимая, что религия является основой культуры, стержнем государственности, он занимался активной христианизацией края, подготавливая тем самым базу для будущего. При нём Владимиро-Суздальская Русь украсилась монастырями и храмами, фактически превратилась в один из культурных центров Руси. При том он активно приглашал и мастеров из-за рубежа. В этом плане Иван III – создатель Московской Руси, продолжил дело Андрея Боголюбского.
Да, это личность очень противоречивая и неоднозначная, подобно другим, указанным выше. Писать о нём ещё можно много и много. Но мы на этом остановимся, отметив только, что этот правитель навсегда войдёт в историю России в числе её великих деятелей.
Tags: Исторические этюды, История России, Мои заметки, Мои записи
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. ФРИДРИХ НИЦШЕ

    Испытывающий много радостей должен быть хорошим человеком. Но он может быть и не самым мудрым, хотя и обладает тем, к чему мудрецы стремятся всеми…

  • ИРВИН ЯЛОМ. «ШОПЕНГАУЭР КАК ЛЕКАРСТВО»

    Продолжаю обзоры книг. И в этот раз о художественной литературе. А лучше сказать, о философско-психологической прозе. Весной удалось…

  • «ДЕВЯТЬ ПЛАНЕТ» КУНО ФИШЕРА

    И вновь о книгах по философии, хотя есть планы написать и по художественной литературе и по историческим исследованиям. В минувшем учебном году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments