Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ЧУДЕСНЫЕ НЕБЕСА ВМЕСТО ХОЛОДНОГО КОСМОСА, ИЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ БЕЗМОЛВНОЙ ПЛАНЕТЫ


Продолжаю свои заметки о художественной литературе. Увы, эта заметка будет с огромным запозданием. Она вновь будет посвящена Клайву Льюису. Ещё в начале июля прочёл его интересный роман «За пределы безмолвной планеты». Но так пока и не смог написать небольшой отзыв.
Льюиса мы знаем больше как создателя «Хроник Нарнии» и «Писем Баламута». Хотя сам Льюис «Хроники Нарнии» не считал основной книгой.
Перу Клайва Льюиса принадлежит ещё  т.н. «Космическая трилогия», в которую входят романы: «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Написана была трилогия в годы Второй мировой войны и представляет собой своеобразное сочетание научной фантастики и фэнтези.
В какой-то степени эти книги – дань любви К. Льюиса к фантастике. Так, одним из любимых авторов К. Льюиса был Г. Уэллс, и после смерти отца в 1929 г., Льюис перевёз из Белфаста к себе в Оксфорд романы Уэллса «Первые люди на Луне» и «Война миров».
Правда помимо Г. Уэллса в романах находят ещё и влияние… Вольтера. Точнее его повести «Микромегас».
И третьим источником вдохновения (но, видимо, не единственным) можно назвать христианство.  Так К. Льюис и Д.Р.Р. Толкиен решили, что пришла пора «христианской фантастики». Благо в это время уже был жанр т.н. «духовных триллеров» (Г.К. Честертон). Друзья распределили роли между собой. Толкиен берётся за путешествие во времени, а Льюис – в пространстве. Однако Толкиен вскоре отказался от данной затеи, и мы его знаем как создателя знаменитых фэнтезийных произведений «Хоббит», «Сильмальрион», «Властелин колец».
А Клайв Льюис не отступил от своего замысла. И вот в 1938 г. был готов его первый роман «За пределы безмолвной планеты». Толкиен направил роман своего друга в одно из издательств, но там его завернули с пожеланием, что «Вероятно, мистер Льюис когда-нибудь напишет хороший роман. Этот не годится». Однако другое издательство роман выпустило.
Сюжет романа «За пределы безмолвной планеты» прост.  Главный герой романа – филолог Рэнсом оказывается на одной странной вилле, где встречается с бывшим одноклассником Дивайном и странным учёным-физиком Уэстоном. Эта парочка не нравится Рэнсому (тем более они перед этим зачем-то пытались задержать работающего у них мальчика), но он решает переночевать на вилле. Однако Дивайн и Уэстон обманом связывают Рэнсома и вместе с собой увозят на космическом корабле на планету Малакандра (Марс).
Можно сразу отметить что физик Уэстон чем-то напоминает учёного Эндрю Кертли из «Хроник Нарнии» (дядя одного из главных героев – Дигори Керка). Оба ради науки готовы идти на всё. Эндрю Кертли в «Хрониках Нарнии» рассуждал, что избранным возможно всё, и простые смертные  не способны своими умами постичь их великие замыслы.
Точно также, когда Рэнсом обвиняет Уэстона, что последний считает себя вправе творить всё, что угодно здесь и сейчас, физик соглашается с таким обвинением. Ради его научных замыслов можно пойти на любые жертвы.
И вот путники летят по Космосу. Описание и полёта и корабля представляется немного наивным. Но в то же время чувствуется и восторг Льюиса перед неизведанным Космосом, восхищение, которое он передаёт через своего главного героя: «Диск Земли давно исчез из виду, и повсюду царили звезды, бесчисленные, как маргаритки на нескошенном лугу. Не было ни солнца, ни луны, ни облаков, чтобы поспорить с ними за власть над небесами. Перед Рэнсомом в ореоле величия проходили планеты и неведомые созвездия, небесные сапфиры, рубины, изумруды и зерна расплавленного золота; в левом углу картины висела крошечная, невероятно удаленная комета; и фоном для этого великолепия служила бездонная, загадочная чернота, куда более яркая и осязаемая, чем на Земле»[1].
Рэнсом даже начинает переосмысливать само понятие Космоса: «Он постепенно освобождался от кошмара, наведенного на сознание нынешнего человека мифами современной науки. Ему приходилось читать о космосе, и в глубине его души сложилась мрачная фантазия о черной, безжизненной, скованной морозом пустоте, разделяющей миры. До сих пор он и не подозревал, как мощно эта картина влияла на все его мысли. Но теперь, по отношению к океану небесного сияния, в котором они плыли, само название «космос» казалось богохульной клеветой. Как можно было говорить о безжизненности, если каждое мгновение пространство вливало в него новую жизнь? Иначе и быть не могло: ведь из этого океана возникли и миры, и жизнь на их поверхности. Напрасно считал он пространство бесплодным — нет, оно породило все бессчетные пылающие миры, что глядят по ночам на Землю. А здесь он увидел, что миров во сто крат больше! Нет, назвать все это «космосом» невозможно. В старину мудрецы поступали верно, говоря просто о «небесах» – о небесах во славе своей»[2].
Однако очарование отчасти стушёвывается неизвестностью – а что с ним будет дальше. Случайно Рэнсом выясняет, что его везут к сорнам – существам, живущим на Малакандре. Но зачем? С какой целью? Неужели для жертвоприношений? По крайней мере, Дивайну и Уэстону, которые с ними общались, сорны представляются отвратительными существами. Что касается Рэнсома, то он, ещё не видя сорн, уже представлял их жуткими, страшными существами. И это было не случайно. Ведь: «В сознании Рэнсома, как и у других людей его поколения, не было недостатка в кошмарных чудищах. Он читал и Уэллса, и другие книги. Его вселенную населяли монстры, рядом с которыми бледнели химеры древней и средневековой мифологии. Чужой мир он всегда был готов заселить насекомоподобными, пресмыкающимися или ракообразными страшилищами с дергающимися усиками, кожистыми крыльями, слизистой шкурой, жадными щупальцами — а главное, эти богомерзкие твари противоестественно соединяли в себе сверхчеловеческий интеллект и ненасытную кровожадность»[3].
Наконец корабль прибыл на Малакандру. Рэнсом представлял её как жуткую и ужасную планету, но видит, что она прекрасна. Вскоре появляются сорны (длинные существа, чем-то напоминающие деревья). Правда эти существа не походили на тех чудовищ, что представлял себе Рэнсом. Воспользовавшись тем, что возникает небольшая заминка из-за появления в реке неведомого чудовища, Рэнсом бежит от своих коллег и от сорнов. Начинаются его странствования по Малакандре. Но вскоре он встречает ещё одного представителя живых существ – хросса – своеобразную человеко-выдру. Хьои – так звали хросса, познакомившись с Рэнсомом, привозит его в свою деревню, где наш герой и живёт какое-то время, изучая обычай хроссов и их язык. Будучи филологом, он усваивает речь хроссов. Даже мечтает написать словарь малакандрийского языка.
Рэнсом сначала пытается смотреть на сорнов и иные расы сквозь западные схемы. Например, пытается выяснить, кто кому подчинён. Кем являются, например, сорны в социальной структуре и т.п. Так он долго время относил сорнов к интеллигенции.
Постепенно Рэнсом понимает, что эти схемы не действуют на Малакандре. Также он думал, что встретился с существами, ниже землян по интеллектуальному развиию. Но потом убедился, что у хроссов и иных существ своя развитая система знаний об окружающем мире. Они слагали прекрасные песни, знали Вселенную. Землю хроссы называли Тулкандрой – «Безмолвной планетой».


У хроссов было и своё отношение к любви, к войне. Для них, например, странным считалось, что одни живые существа могут убивать других.
От хроссов Рэнсом направляется к Уарсе – своеобразному повелителю Малакандры, бессмертному существу, живущему в Мельдилорне и поставленному Малельдилом (творцом вселенной) управлять планетой. Сорн Эликан, которого Рэнсом встретил в горах, подробнее рассказал ему об Уарсе.
После недолгих странствий, Рэнсом оказывается в Мельдилорне, где и происходит встреча с Уарсой (почти невидимым существом). Туда же приводят связанных спутников Рэнсома – Дивайна и Уэстона.
Выясняется, что Уарса ждал Рэнсома, пытался помочь ему, посылая своих слуг. Но Рэнсом скрывался от него. Согласно Уарсе, Тулкандра – или Безмолвная планета – испорченный мир. У людей злые мысли, они гонятся за слезами Солнца (золотом). Так, Уарса попросил Дивайна и Уэстона, бывавших ранее на Марсе, привести ещё одного человека со своей планеты. Но Дивайн и Уэстон в силу своей испорченности решили, что Уарса хочет принести их спутника в жертву.
Объясняет Уарса, почему Землю называют Безмолвной, т.е. Тулкандрой. Это единственный мир, откуда нет известий. Тулкандра – мир вне небес. Повелитель Тулкандры, будучи в своё время более светлым и великим Уарсой, нежели говоривший, восстал против Малельдила. Но был ниспровергнут Создателем и заключён в пределы только своего мира, дабы не испортить другие миры. С тех пор ничего и не известно о Тулкандре. Хотя до Уарсы и доходили слухи, что Малельдил вступил с Уарсой Тулкандры в борьбу на его планете.
Беседует Уарса и с заносчивым Уэстоном. При том разговор происходит на разных языках. Уэстон уверен в том, что человечество не умрёт и рано или поздно покорит все миры.  Уарса удивляется тому: ведь все миры смертны, умрёт в своё время Малакандра, а за ней и другие планеты. О каком покорении иных миров человеком может идти речь? Ещё раньше Уарса говорил Рэнсому примерно также: неужели Малельдил позволит существовать долго какому-либо народу? Тем самым Уарсе не понятна позиция землян. И здесь вновь, через позицию Уэстона Льюис показывает ограниченность наших представлений об окружающем мире, своеобразную «зашоренность», стереотипность нашего мышления.
Пообщавшись с тремя людьми. Уарса доставляет их на Землю – или Тулкандру.
Вот вкратце сюжет первого романа.  Повторимся, в целом сюжет произведения простой. Сама книга создаёт при чтении ощущение уюта. Правда, не все видят в романе христианские мотивы. Не случайно из 60 рецензий, только в двух случаях было отмечено, что в романе содержатся и элементы христианства.
В целом же мы видим своеобразное противопоставление. С одной стороны, наш циничный и прагматичный мир, в котором, по сути, правят такие как Дивайн и Уэстон. А с другой стороны, есть какие-то высшие ценности, идеалы, которые по сути девальвируют всю эту бешенную гонку за властью, богатством и т.п. Этот мир, управляемый Малельдилом и уарсами разных планет. Мир, населённый множеством маленьких чудесных существ эльдилов и обитателей разных миров.
Можно и ещё сделать ряд наблюдений. Все три расы на Малакандре – сорны, хроссы и пфифльтригги существуют не случайно. Они все словно дополняют друг друга. Так и в нашем мире.
Вселенная не есть скопище жутких, ужасных существ. Такое наше восприятие, если исходить из логики романа, вытекает из испорченности человеческой природы. Испорченности, связанной с появлением зла в мире (если брать версию романа – то в связи с восстанием земного Уарсы, а если брать Библию – в связи с восстанием предводителя ангелов – Денницей, низвергнутым с небес).
Льюис пытается показать красоту мира, отдельных планет, словно вступая в полемики с мрачным мировосприятием. Нужно любить мироздание, а не ужасаться его. И помнить, что в этом мироздании есть добрые силы, готовые помочь человеку, думающие о нём.





[1] Льюис К. За пределы безмолвной планеты. Переландра. / Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М., 1999. С. 35.
[2] Льюис К. Указ. соч. С. 35-36.
[3] Льюис К. Указ. соч. С. 39.











.
Tags: К. Льюис, Космос, Литература, Литературный блокнот, Мои заметки, Мои записи
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу. Иоганн Вольфганг Гёте

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    ​​Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments