Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

«ЗОЛОТАЯ РОЗА» К.Г. ПАУСТОВСКОГО



Продолжу свои заметки о книгах. Этим летом удалось прочесть несколько произведений художественной литературы, и о некоторых из них постараюсь написать заметки. Тем более, что с некоторыми авторами  произошли встречи – т.е. раньше их или вообще не читал, или как-то они оставляли меня равнодушными. Так можно сказать о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968). В далёком детстве, примерно в третьем классе читал К.Г. Паустовского в рамках школьной программы. Помню, с каким увлечением К.Г. Паустовский писал о Мещерской стороне.
Но в целом не могу сказать, что тогда как-то его произведения отложились у меня в душе. Всё-таки больше тогда тянуло к историческим книгам (как к художественной литературе, так и к учебникам по истории, которые обожал читать и перечитывать чуть не с первого класса), приключенческой литературе.
Позднее так или иначе происходили встречи с К.Г. Паустовским. Смотрел фильм «Северная повесть», по одноимённому произведению писателя. Попадались небольшие рассказы автора. Прочёл недавно и историю о том, как Марлен Дитрих, оказавшись в Москве в 1964 г. встала на колени перед великим писателем и поблагодарила его за рассказ «Телеграмма».
И вот недавно прочёл попавшийся в руки сборник повестей К.Г. Паустовского под общим названием «Золотая роза» (М.: «Детская литература», 1975. 558 с.). В книге четыре повести, написанные в 1930–1950-х гг.
Бросилось в глаза, что первые три повести – «Кара-Бугаз», «Северная повесть» и «Повесть о лесах» объединяет один мотив. Это – связь поколений, своеобразная перекличка эпох.
Возьмём «Северную повесть». В первой части мы видим Аландские острова, на которых расположен русский военный гарнизон. На дворе начало 1826 г. Недавно в Санкт-Петербурге было подавлено восстание декабристов. Офицер Павел Бестужев со своей возлюбленной Анной Якобсен и солдат Семён Тихонов помогают бежавшему из Санкт-Петербурга участнику восстания декабристов Николаю Щедрину.
Во второй части, уже в начале ХХ века потомок спасённого декабриста, морской офицер Александр Щедрин случайно узнаёт, что семейное предание о бежавшем деде – не вымысел а реальность. И дальше в повести происходит встреча потомков главных героев. Такая вот связь поколений.
В «Повести о лесах» великий  композитор П.И. Чайковский тщетно пытается спасти лес от вырубки хищным торговцем. А во второй и третьей части уже действуют потомки тех, кто наблюдал эту сцену, возникают предметы, связанные с пребыванием П.И. Чайковского в тех местах, о которых шла речь.
Интересной является и повесть «Кара-Бугаз», где мы видим историю изучения залива Кара-Бугаз в Туркмении. И здесь события идут от XIX века, через эпоху Гражданской войны к современности (т.е. к началу 1930-х гг.).
Много у К.Г. Паустовского природы... Не даром он любит Бунина, Пришвина. Читаешь, и словно чувствуешь суровый ветер Балтики, знойные пески Каспия, шелест листвы деревьев в Средней полосе России...
Наверное, ещё одна сквозная тема повестей, это идея строительства, созидания нового мира, вера в то, что этот мир будет лучше и чище. Некоторые сейчас с усмешкой относятся к этой, в чём-то наивной, но великой вере советских людей в преображение окружающего мира, в строительство более совершенного общества. Усмешка эта порой связана и со злорадством – ведь позади уже трагичный 1991 год. Но напомню, что человеку свойственно стремиться к лучшему. Иначе бы не было великих учёных, мыслителей, деятелей искусства, созидающих свои миры. Напомню также мысль Максима Исповедника, что встречалась мне (думаю, что не только мне) о том, что Бог, создав человека, поручил ему этот мир. Поручил для того, чтобы человек, преобразив окружающий мир, преподнёс его в качестве дара любви Богу…
В любом случае, проза К.Г. Паустовского всегда останется важной. Перед нами мастер слова, создатель прекрасных образов. Перед нами повести о любви, дружбе, труде, терпении и стойкости.
И эти повести о встрече. О встрече настоящего с прошлым. Семейные предания оказываются реальностью, старые предметы находят своё применение, труд людей далёкого прошлого приводит к результатам в наше время.
Особое место в сборнике занимает повесть «Золотая Роза». В ней много интересных мыслей, и повесть можно даже раздёргать на цитаты, как и «Заратустру» у Ницше, или «Гамлета» у Шекспира.
Приведу несколько примеров высказываний:
·                    Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как бесплодно и воображение, оторванное от действительности;
·                    Писательство не ремесло и не занятие. Писательство – призвание;
·                    Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
«Золотая Роза» – это и своеобразные воспоминания автора, и очень важные размышления о ремесле писателя, а также небольшие очерки, посвящённые Чехову, Бунину, Горькому, Пришвину, Гайдару, Мопассану, Бальзаку  и другим мастерам пера. Есть и небольшие новеллы, если их так можно назвать, внутри повести, своеобразные вставки.
Приведу несколько высказываний отрывков из блестящих портретов мастеров слова, созданных К.Г. Паустовским:
·                    Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин неисчерпаем;
·                    О Чехове сказано как будто всё. Но пока ещё мало сказано о том, что оставил Чехов нам в наследство в наших характерах и как Чехов своим существованием определил сегодня жизнь тех, кому он дорог;
·                    Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением – великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землёй поэзии и прозы;
·                    Для меня в Горьком – вся Россия. Как я не могу себе представить Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. Он был полномочным представителем бесконечно талантливого русского народа.
Но в повести не только портреты мастеров пера, но и масса интересных фактов из жизни великих писателей.
В целом, рассказ о повести «Золотая роза» – отдельная тема, к которой, надеюсь, потом ещё обращусь. Уверен в одном:  для любого, кто пишет произведения, повесть Паустовского должна быть в числе настольных книг.
Также можно сказать, что желающим ближе познакомиться с русской литературой ХХ века, желательно прикоснуться и к творчеству К.Г. Паустовского, мастеру описания природы, мастеру кратко высказывать мысль.
Tags: Литература, Литературный блокнот, Мои заметки, Мои записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments