Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

СОЕДИНЯЮЩИЙ ЭПОХИ: ВАЛЕНТИН ФЕРДИНАНДОВИЧ АСМУС. Часть I.


Мы много говорим и пишем пока о русской дореволюционной философии. Вспоминаем и тех мыслителей, которые жили в эмиграции. Но, к счастью, последнее время всё чаще начинаем обращаться к советскому периоду. Ещё в перестроечное время часто звучали такие имена, как А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, М.К. Мамардашвили, А.А. Зиновьев. Однако ими и ещё рядом имён советская философия отнюдь не ограничивалась. Этот список можно продолжать дальше.
Одной из могучих глыб советской философии, безусловно, являлся В.Ф. Асмус (1894–1975 гг.). Подобно А.Ф. Лосеву, он застал ещё дореволюционную Россию, и являлся прямым преемником той старой, дореволюционной традиции.
Родился будущий философ в Киеве 18 (30) декабря 1894 г. Его отец – Фердинанд Гейнрих Вильгельмович Асмус – выходец из обрусевших немцев-лютеран являлся служащим. Мать Пелагея Ивановна (урожденная Тищенко) по происхождению была русской. В соответствии с законами  Российской империи Валентина крестили в православии. Детство он провёл в селе Константиновка на Донбассе.
Высшее образование он получил на историко-филологическом факультете киевского Университета им. Св. Владимира, который окончил в разгар Гражданской войны в 1919 г.
В.Ф. Асмусу повезло. Его учителями были философ В.В. Зеньковский (впоследствии автор фундаментальной истории русской философии), известный психолог и философ А.Н. Гиляров, правовед и социальный мыслитель Е.В. Спекторский.
Ученик оправдывал надежды своих учителей. В 1916 г. он публикует свою первую научную работу «О задачах музыкальной критики». А в 1917 г. пишет конкурсное сочинение «Зависимость Л. Н. Толстого от Спинозы в его религиозных философских воззрениях». В.В. Зеньковский написал положительный отзыв на данное сочинение. Как результат первых научных шагов молодого учёного – в 1918 г. университет присуждает ему премию им. Льва Толстого.
Не оставался В.Ф. Асмус равнодушен и к происходящим в стране событиям, заняв антисоветскую позицию, что не случайно. Два его преподавателя – В.В. Зеньковский и Е.В. Спекторский эмигрировали, не желая мириться с большевистским режимом. Живя в Киеве. В.Ф. Асмус мог наблюдать частую смену власти: немцы и Скоропадский, петлюровцы, белые, красные…
Когда в сентябре 1919 г., в Киев вошла Белая армия, В.Ф. Асмус публикует в газете-журнале «Жизнь» статью «О великом пленении русской культуры» в которой подвергает критике как марксизм, так и большевизм. Когда в город вновь вошла Красная Армия, В.Ф. Асмус репрессиям не подвергся. Поэтому до сих пор не ясно: или о статье не узнали «соответствующие советские органы» или же на неё в тогдашнем хаосе просто не обратили внимание[1].
Так или иначе, но В.Ф. Асмус остаётся в России, получает советское гражданство и начинает преподавать в Киеве. Нужно сказать, что в целом отношение В.Ф. Асмуса к советской власти не изменилось. И позднее, по свидетельству детей, он с ностальгией вспоминал дореволюционное время.
7 марта 1922 года он прочёл лекцию по философии, на право читать в Киевском университете. Однако руководство вуза запретило ему читать лекции по философии в связи с тем, что он был беспартийным. Однако В.Ф. Асмус получил право читать лекции по логике Авиценны, Гоббса, Бэкона, Декарта, Гёте, Канта и Шиллера[2].
Киевский период также ознаменовался чтением лекций по эстетике, работой на кафедре философии философско-социологического отделения Украинского института марксизма-ленинизма. Здесь же появляется и его первая крупная работа «Очерк развития диалектического метода в новейшей философии от Канта до Ленина»[3].
Вместе с тем, идёт и другая работа, заметная, возможно, только близким людям. Так, в 1920-е гг. В.Ф. Асмус подумывает о принятии монашеского пострига. Однако он оставляет эту идею, отдаваясь преподаванию и научной деятельности.
Важной для В.Ф. Асмуса явилась полемика с венгерским эмигрантом А. Варьяшем на страницах журнала «Под знаменем марксизма» (1926 г.). Венгерский коммунист с упрощенческих позиций трактовал философию XVII в., выводя её из социально-экономического базиса. Взгляды, которых придерживался А. Варьяш, в то время были распространены среди советских марксистов. 
Асмус, благодаря своей эрудиции и опоре на труды К. Маркса показал несостоятельность позиций А. Варьяша. По мнению В.В. Соколова, возможно, что эта полемика, а затем две глубокие статьи В.Ф. Асмуса об А.  Бергсоне и У. Джемсе заставили обратить внимание на молодого киевского преподавателя тогдашних руководителей Института Красной профессуры – А. Деборина и И. Луппола. Последние оказались под сильным впечатлением способностей В.Ф. Асмуса и пригласили его в Москву.
Таким образом, уже в 1927 г. Асмус переезжает в Москву, где преподаёт в Институте красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания, в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Он публикует работы об этике Спинозы, диалектике Декарта и Канта. Но в поле его зрения оказываются также труды о Гёте и Шиллере. По свидетельству современников В.Ф. Асмус обладал и литературным даром. Видимо не случайно в 1930-х гг. Асмус становится членом Союза писателей, где знакомится с М. Горьким, А. Фадеевым, М. Шолоховым, Б. Пастернаком, К. Чуковским и другими мастерами пера.
Также философ начинает сотрудничать с журналами «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «На литературном посту», «Советская музыка», «Знамя».

Беспартийность В.Ф. Асмуса отчасти спасла его в 1931 г. В это время началась критика «меньшевиствующего идеализма» в советской философии, за переоценку философии Гегеля, из-за чего «ленинский этап» в диалектическом материализме оказался в тени.  В.Ф. Асмуса изгнали из Академии комвоспитания. Однако он остался преподавателем в Институте Красной профессуры, в то время, как его знакомые партийцы философы – Н. Карев и Я. Стэн были арестованы и позднее расстреляны.
В 1933 г. выходит одно из лучших его произведений – «Маркс и буржуазный историзм». Книга была примечательна ещё и тем, что оказалась единственной монографией о Карле Марксе, вышедшей в СССР в год 50-летия смерти великого немецкого философа. Размышляя о марксизме, В.Ф. Асмус подвергает анализу ряд общих проблем философии истории. Мыслитель видит задачу данной дисциплины  «в выяснении условий, при которых возможно историческое познание, в установлении особого характера исторического знания, определении отношения истории к другим наукам»[4].
Данный труд вызвал негативную рецензию одного из «официальных философов» того времени – М.Б. Митина. Тем не мене для В.Ф. Асмуса эта рецензия обошлась без особо серьёзных последствий. Через два года он становится уже профессором.
Был ещё один тревожный звонок. Дело в том, что В.Ф. Асмус какое-то время сотрудничал в плане литературы с Н.И. Бухариным. После того, как Н.И. Бухарина вместе с рядом других партийных деятелей арестовали и расстреляли (1938 г.), в одной из публикаций появилось упоминание В.Ф. Асмуса, как «тени Бухарина». По сути над ним нависла угроза ареста. Но этого не произошло. 
Известно, что перед войной В.Ф. Асмуса также планировали арестовать, но он вовремя уехал в Минск, предупреждённый друзьями.
В 1940 г. он защищает докторскую диссертацию «Эстетика классической Греции». В.Ф. Асмус становится первым в СССР доктором наук, защитившим диссертацию по специальности «философия». Также В.Ф. Асмус становится профессором философского факультета МГУ со дня его «воссоздания» в 1941 г.
В круг интересов В.Ф. Асмуса входят не только философия (и её история), но и литература, музыка, эстетика, и даже астрономия. Так, В.Ф. Асмус обратился в правительство с просьбой разрешить ему приобрести за границей  телескоп для астрономических наблюдений. Решение принимал сам В. М. Молотов. Он положительно отнёсся к просьбе философа и телескоп купили в Германии, а затем доставили в Переделкино, где у В.Ф. Асмуса, как члена союза писателей была дача[5]. Благодаря этому философ с увлечением наблюдал Луну.
Уже позднее (в 1954 г.) двое студентов, в т.ч. и будущий философ Ричард Косолапов, побывали у него дома в связи со сдачей экзамена. Гостей поразила простота и радушие профессора, его огромная библиотека и большой телескоп. Прощаясь, преподаватель пригласил гостей приходить ещё за книгами и чтобы смотреть на небо в телескоп[6].
Правда вести занятия по философии В.Ф. Асмусу в тот период не доверяли, (он преимущественно читал логику), поскольку она считалась «партийной» дисциплиной. Однако власти ценили высокий уровень учёного и ему в 1930-1940-х гг. было поручено на научном уровне подвергнуть критике попытки идеологов национал-социализма опереться на традицию немецкой классической философии, показать себя в качестве преемников идей Канта, Фихте и Гегеля. Мыслитель публикует ряд статей по данной тематике, а в 1942 г. в свет выходит и его книга «Фашистская фальсификация классической немецкой философии» (М., 1942).
В те же годы В.Ф. Асмус привлекается к участию в создании многотомной «Истории философии» (1940-1942 гг.). Сначала мыслитель наряду с другими авторами, был удостоен Сталинской премии за первые три тома (1943 г.). Однако уже через год «История философии» подвергается критике со стороны партийного руководства. Фактически проект был закрыт. Вместо семи томов вышло всего три. В.Ф. Асмуса и его коллег называют виновниками «политически неверного» изображения в данном труде немецких философов‑идеалистов[7].
После войны усиливается политизация философии, фактически прекращается изучение домарксистского периода. Ярким примером этого стала «дискуссия» 1947 г. по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Книга подверглась разгрому. К минимуму было сведено преподавание домарксистской философии.
Одновременно учёный всё более переключается на интересовавшую его всегда логику. По мнению В.Ф. Асмуса, логика является теоретической наукой, а ее нормативная сторона представляется чем-то вторичным. «Теоретичность логики усматривалась в том, что она изучает логические формы мысли, наиболее отчетливо проявляющиеся в умозаключении; формы эти, в отличие от того, что утверждают о них "логики-идеалисты", в определенном смысле зависят от содержания мышления»[8]. В 1947 г. выходит его фундаментальная «Логика», которую оценил Бертран Рассел[9].
Мыслитель активно участвует в дискуссиях по логике того времени. В 1954 году была опубликована книга Асмуса «Учение логики о доказательстве и опровержении». Позже он готовит ряд глав для коллективной монографии «Логика» (М., 1956). Асмус переводит и комментирует труд Ш. Серрюра – одну из первых книг, изданных в СССР по логике, пишет предисловие к переводу «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

Однажды почти ночью за ним приехали. Группа лиц предложила Асмусу следовать за ними, ничего не взяв собой. Оказывается, его доставили на заседание Совета Министров, где и попросили прочесть лекцию по логике[10].
Помимо логики в круг его интересов входят и шахматы. Писатель В. Бараев вспоминал, что В.Ф.  Асмус даже получил признание как шахматист. Благодаря ему философы в 1950-х гг. входили в тройку призёров МГУ. В. Бараев свидетельствовал: «Видя его с шахматной доской, я понимал, что сегодня очередной тур. И был уверен, что он и его коллега, преподаватель латыни П. Целиков, принесут факультету очередные победные очки»[11]. О шахматах мыслитель даже писал в статье «Проблема интуиции в философии и математике».
Одновременно он пишет статьи по музыке и музыкальной эстетике, которые выходят в журнале «Советская музыка» в 1940-1950-х гг.

Окончание: https://geokhar.livejournal.com/769087.html





[1] Абрамов А.И., Перерва В.В. Асмус Валентин Фердинандович / Русская философия. Энциклопедия. Сост. М.А. Маслин. М., 2014. С. 34.
[2] Бараев В. Под бременем познанья и сомненья. URL: http://zinoviev.info/wps/archives/438
[3] Через пять лет труд был переработан и переиздан под названием «Очерки истории диалектики в новой философии» (М.; Л., 1929).
[4] Абрамов А.И., Перерва В.В. Указ. соч.
[5] Асмус В.Ф. Педагог и мыслитель. URl: https://fanread.net/book/9437769/?page=4
[6] Бараев В. Указ. соч.
[7] Валентин Асмус. прот. Оптимизм – то, что отличает христианина // Журнал «Православие и современность» № 32 (48). URL: http://www.pravoslavie.ru/78711.html
[8] Бирюков Б.В. Валентин Фердинандович Асмус как философ и историк логики.URL: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?page=Book&lang=Ru&blang=ru&id=249422#FF3
[9] Бараев В. Указ. соч.
[10] Асмус В.Ф. Педагог и мыслитель. URl: https://fanread.net/book/9437769/?page=4
[11] Бараев В. Указ. соч.
Tags: История России, Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments