Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА. МАЛОРОССИЙСКИЙ СОКРАТ. КРАТКАЯ ЗАМЕТКА И ЦИТАТЫ


Совершенно неожиданно на днях пришлось написать о Григории Сковороде. Давно уже слышал об этом интересном философе. На днях познакомился с некоторыми его цитатами, и посмотрел его биографию в двух небольших энциклопедиях.  Пока нет времени составлять более подробную заметку. Поэтому сейчас выложу очень краткую заметку об этом украинском философе с цитатами. Если получится, то осенью, или позднее, дам о нём более подробный материал. По крайней мере в этом году уже неожиданно появилось несколько новых идей заметок офилософах. Было бы время всё это реализовать.
Итак, Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.).  Его правнучатым племянником был В.С. Соловьёв по линии матери. Можно назвать его своеобразным русско-украинским Сократ. Странствующий философ, поэт, педагог, музыкант. Сын простого казака. Родился в селе Чернухи Полтавской губернии. Учился в Киево-Могилянской академии. Много путешествовал и овладел несколькими языками (в т.ч. латынь, древнегреческий, древнееврейский). Побывал в Польше, Венгрии. Италии, Австрии, Германии. Десять лет преподавал в Харьковском коллегиуме (1759–1769 гг.).
Обожал Платона, Сенеку, Марка Аврелия. Также идеалом для него были идеи русских нестяжателей XV в. (Нил Сорский и другие). Написал несколько философских диалогов, переводил Плутарха, теренция, Цицерона.
Философия его интересная. Если взять основные темы, то это:
1)                 Учение о трёх мирах – бытие состоит из трёх уровней, трёх миров: макрокосм – Вселенная; микрокосм или человек и третий мир как символическая реальность, сопрягающая два других мира;
2)                 Учение о двух природах –  каждый из миров двуприроден, т.е. состоит из двух натур (видимой и невидимой); видимая натура – тварная или природа, а невидимая – Бог или форма (тут Сковорода близок к пантеизму Спинозы);  
3)                 Учение о сердце, как средоточии духовного и телесного бытия человека;
4)                 Самопознание человеком своей духовной сущности, как необходимое условие достижения внутреннего мира; начало премудрости заключено в познании Бога, а непричастность этому делает человека узником в темнице;
5)                 Учение о законе  «сродности», как принципе бытийного равновесия вещей; предметов, существ;
6)                 Учение о счастье – поиск счастья, как поиск человеком своей «сродности»;
7)                 Учение о прекрасном, как идеи вещей; соответственно, безобразное – это результат утраты вещами своей самотождественности.



·                    Воля, ненасытный ад! Все тебе яд, всем ты яд.
·                    Наилучшая из ошибок – та, которую допускают при учении.
·                    Каждое мучение трудится в неродном деле.
·                    Без желания все тяжело, даже самое легкое.
·                    Мир ловил меня, но не поймал. (Надпись на могильной плите.)
·                    Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти.
·                    Без зерна орех ничто же есть, а без сердца – человек.
·                    В пьянстве нет ни ума, ни добродетели.
·                    Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
·                    Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.
·                    Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.
·                    Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок
·                    Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысяч дураков.
·                    Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое — правда, а все сложное — неправда.
·                    Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.
·                    Тот враг опаснее, который притворяется твоим другом.
·                    У истины простая речь.
·                    Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
·                    Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребит во зло.

********

Tags: Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments