Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

БОГОСЛОВ И ФИЛОСОФ XVIII ВЕКА СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ



Среди философских заметок решил выложить ещё материал о Тихоне Задонском. В марте 2014 г. во время болезни начал читать 5-томник его произведений и не мог оторваться. Прошло пять лет. В 2015 г. уже выкладывал в Живом журнале заметку о нём и отдельные (но не все) выписки из этого интересного мыслителя.
Увы, не всегда можно перечитать то, что хочешь. Появляются новые книги, или какие-то дела. Обстоятельства отводят от чтения. Но сохраняется память о прочитанном, и она хотя бы немного согревает, придаёт чувство радости. Так могу сказать и о книгах Тихона Задонского – замечательного писателя, богослова и философа. 
Немного о жизни мыслителя. Не известны день и месяц рождения Тихона Задонского. Сам он из Новгородской губернии (село Короцкое Валдайского уезда), где и появился на свет в 1724 году в семье дьячка Савелия Кириллова. При рождении его назвали Тимофеем.  Правда вскоре умирает отец Тимофея и всё многочисленное семейство оказывается в бедственном положении. И уже с раннего детства Тимофею пришлось зарабатывать на хлеб у богатых односельчан, помогая им в обработке земли.
До 14 лет Тимофей пробыл дома. И это время наложило свой отпечаток на судьбу будущего мыслителя. Он сохранил в себе на всю жизнь простоту и незатейливость внешней обстановки, сочувствие к простому народу, знакомство с его нуждами. Старший брат – Евфимий проявлял заботу о Тимофее и мечтал, чтобы мальчика обучили письму и чтению. Тем более, что уже одного из их братьев – Пётр, обучившись, смог устроиться дьячком в Новгород.
В 1738 г. мать привезла Тимофея в Новгород. Сначала гражданские власти решили направить мальчика в военную арифметическую школу. Но находившийся в Новгороде брат Тимофея, служивший причетником, бросился к духовным властям. Он уговорил начальство взять мальчика в духовное училище, обещая содержать Тимофея за свой счёт. Так Тимофей попал в духовное училище. Помимо учёбы ему пришлось ещё и подрабатывать огородником.
Но в семинарию (1740 г.), в которую была преобразован духовная школа, Тимофей был принят уже на казённый счёт. Началось 14 летнее обучение в семинарии, длившееся так долго в связи с нехваткой учителей. Утром занятия. Чтение книг по ночам. При том, ему приходилось, чтобы раздобыть деньги на свечи, продавать часть хлеба, который он получал, учась в семинарии.
Учился он усердно, прилежно. Однако это вызывало насмешки некоторых товарищей, которые порой размахивали перед ним лаптями, приговаривая: «Величаем тя…». Шутливое предчувствие однокашников оправдалось. Потом некоторые из них будут кадить епископу Тихону уже всерьёз а не в шутку…
Начальство оценило молодого ученика и его беспрепятственно переводили из класса в класс. Так он изучил грамматику, риторику, философию, богословие. В семинарии он учился с 1740 по 1754 гг. По разным данным, уже с 1750 г.[1] или 1754 г.[2] он стал преподавать греческий язык.
   Духовные искания приводят к тому, что в 34 года он принимает монашеский сан с именем Тихон (1758 г.). Тогда же он начинает преподавать философию в Новгородской семинарии, и становится префектом в семинарии. Слух о молодом даровитом преподавателе дошёл и до Твери. Епископ Тверской Афанасий выпросил у епископа Новгородского Дмитрия молодого богослова в свою епархию.
И через год Тихон – уже архимандрит Тверского Желтикова Успенского монастыря, и одновременно – ректор Тверской духовной семинарии. Живя в Твери, архимандрит Тихон стремился к уединению, хотя и исправно выполнял свои служебные обязанности. Однако жизненные обстоятельства не способствовали покою.
В 37 лет он становится епископом Кексгольмским и Ладожским (1761 г.) а в 39 лет он уже епископ Елецкий и Воронежский (избран на этот пост Екатериной II). Так были оценены и его организаторские способности. Однако больше мыслителя тянуло к уединённым размышлениям. Тем более, что он часто болел. И даже, став епископом Воронежским, просил Синод освободить его от служения, сославшись на болезни. Однако в Синоде дали совет обратиться к врачам, и выразили надежду, что молодые годы архиерея помогут ему справиться с болезнями.
Сложной для святителя оказалась и Воронежская епархия. Большая по своим размерам и разнородная, населённая самым разнообразным населением, в том числе раскольниками,  разного рода бродячими и беглыми элементами, а на юге ещё и казаками. В духовном плане население и священничество было малообразованным, отсутствовали хорошие духовные училища. Но, не смотря на сложности и нездоровье, епископ деятельно включился в работу по улучшению положения епархии. Много сил Тихон Задонский отдал организации школ и духовному образованию. Он ревностно следил за невмешательством светских властей в дела церкви, писал наставления для пастырей и мирян.
Однако болезни одолевали всё сильнее. В 1767 г. он даже думал, что скоро умрёт. И вот, в 1768 г. Сионд удовлетворил его просьбу об увольнении. Святитель Тихон вышел на покой. Он удаляется от активной деятельности, поселяется сначала в Толщевском, а затем в Задонском монастыре. Вот как биограф объясняет одну из причин ухода от дел святителя Тихона: «В высшей степени требовательный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием»[3].
Поселившись в 1769 г. в Задонском монастыре, святитель Тихон  уделял много времени литературному творчеству. Ещё из биографии Тихона Задонского: «Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4—5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим.
Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием»[4].
С одной стороны, Тихона Задонского с юности влекло к уединённым размышлениям. Но, с другой стороны, часто его мучало чувство одиночества, приступы тоски, физическое недомогание. Ему много приходилось бороться с собственным характером – вспыльчивым, властным и гневливым. Всё это продолжалось почти всю жизнь. Но дух окреп в этой борьбе, не сломался, о чём свидетельствует его канонизация. Это лишний раз говорит: каким бы недугам не был подвержен человек, но он может, с Божией помощью, победить свои страсти и немощи. Св. Тихон Задонский их победил, оставшись в памяти у людей человеком, имеющим свободу духа, кротость, смирение, терпеливость и прозрачность.
Умер он 24 августа 1783 года.

Остаётся ещё сказать о творчестве этого замечательного человека и мыслителя. Вот, как оценивает ещё один биограф, его труды. Для книг Тихона Задонского были характерны:
а) наглядность, яркость и общедоступность изложения;
б) полнота и обстоятельность в изображении предмета;
в) безыскусственность в построении мыслей[5].
В целом, чтение Тихона Задонского – это большое наслаждение. Много ярких образов. Например, сопоставление плотского и духовного человека. Яркие и вдумчивые описания мира, каких-то жизненных ситуаций или грехов человека. Интересно он строит свои рассуждения. Например, берёт понятие любви. Сначала – цитаты из Нового завета. Затем интерпретация кого-то из отцов церкви. Чаще всего – Иоанна Златоуста. А затем уже рассуждения самого святителя. Далее, в тексте часто идут рассуждения о причинах того, например, почему мы должны любить врагов, или почему необходимо бороться с гордыней. Далее – перечисление результатов успешной борьбы с гордыней, обидой, клеветой.
XVIII век – время, когда русская мысль начала испытывать влияние Запада. И Тихон Задонский здесь – не исключение. Труд «О истинном христианстве» (1770-1771 гг.) был написан под некоторым влиянием сочинений лютеранского теолога И. Арндта (работа того так и называется, как у Тихона Задонского). Но, по словам автора статьи о Тихоне Задонском в философском словаре И.В. Семененко-Басина: «…по сравнению с Арндтом, Т.З. самостоятелен в учении о церкви и её социальном служении, о светской власти, а в учении об имени Божием следует традиции исихазма»[6]. Про книгу «Об истинном христианстве» митрополит московский Платон говорил, что она должна быть настольной книгой у всякого христианина.
Работа «Сокровище духовное, от мира собираемое» (написанная в 1777-1779 гг.) также перекликается со сборником медитаций Дж. Галла «Внезапные размышления» (XVII век). Главный метод данной книги – переход от созерцания вещей видимых, к размышлению о невидимом[7].
Тихон Задонский, по замечанию специалистов. Выступает в своих работах христианским учителем и мистиком, преодолевая схоластический метод богословствования. Последнему противопоставляется опыт живого богопознания.
Главная цель Тихона Задонского – «христоподражательное житие». В данном контексте он и ставит любовь выше всех подвигов и добродетелей. Мыслитель тщательно разбирает любовь к Богу и любовь к ближнему, подробно их характеризует.
Подчёркивает он и жестокую борьбу человека со своими страстями и дьяволом.  Мыслитель обращается к читателю: «Учись познавать себя, чтобы познать, какое великое бедствие кроется в тебе, и будешь стараться от него избавиться. Учись познавать врагов, которые внутри тебя, а не вовне, и, познавая, умерщвляй их — да не умертвят они тебя навеки. Если они мертвы будут, то жива будет душа твоя. А если они живы будут и будут обладать тобою, то мертва будет душа твоя». В этом плане страшна душевная глухота для человека.
Интересен у него совет любителям осуждать: "Если же к злоречию так привык, что не может от него отстать, то я ему здравый совет даю такой: пусть он обратит язык свой на себя, сыщет у себя, что судить, что порочить и что злословить; пусть представит сам себе грехи свои, которые от самого младенчества совершил, и за них поносит себя как хочет…».
Полезны для человека и искушения. Так святитель Тихон пишет, что: «бедствием и искушением показы­вается человеку, что у него в сердце кроется — любовь Божия или любовь мира и самолюбие. Многие думают, что Бога любят, но нашедшая беда показывает им, что они себя и мир любят, а не Бога. Многие думают, что терпеливы, крот­ки, смиренны; но приспевшая досада и обида показывает им, что в сердце у них нет таких добродетелей, и так познают себя убогими и нищими те, которые прежде думали о себе не­что. Ибо всякое искушение бывает нам к ис­кушению сердца нашего и познанию, что в нем кроется — терпение или гнев, смирение или гор­дость, послушание или непослушание, — и есть как зеркало, через которое смотрим в сердце наше и рассматриваем, что в нем имеется; ина­че познать его не можем, ибо глубоко».
Полезно для человека и  терпение. Оно «состоит не в том, чтобы мно­го бед познавать и терпеть, но в том, чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпе­ливо переносить, и гнев восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодова­ния и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с благочес­тивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые терпеливо и вели­кодушно переносят их».
Сложна борьба человека со страстями. Однако человек не одинок в такой борьбе, т.к. он – со Христом. Мыслитель часто подчёркивает тезис о радости, ожидающей мир, апеллирует к теме искупления и догмату воскресения мёртвых.
В целом, жизнь скоротечна. Радости и беды в ней чередуются одна за другой: «Нет такого человека, который бы от рождения до смерти в неизменном пре­бывал благополучии или неблагополучии. Как под небом то ведро, то пасмурно, то непогода и буря, то ясно и тишина бывает, так и всяко­му человеку случается то в благополучии быть, то в неблагополучии, то в страхе, то в покое, то в печали, то в радости быть. Но как дни и часы проходят, так всякое счастье и несчастье с ними проходит».
Заметны и социальные мотивы в произведениях Тихона Задонского. Он постоянно подчёркивает, что богатые должны помогать бедным, отмечая, что материальные богатства принадлежат не людям а Богу.
В целом, перед нами незаурядный мыслитель и писатель. Яркий, образный стиль. Убедительные доводы, безупречная логика. Он словно беседует с читателями. Но не просто беседует, сопереживает им.
Тихон Задонский оказал влияние на православную мысль XIX в. Его очень почитал Феофан Затворник. В своих письмах он постоянно рекомендует посмотреть ту или иную книгу Тихона Задонского.
Идеи христианского социализма Ф.М. Достоевского как раз от Тихона Задонского (и старец Зосима в «Братьях Карамазовых» – одним из его прообразов был как раз Тихон Задонский).
Добавим, что Тихон Задонский был оценён не только Церковью, обществом, но и государством. Так он был изображён на памятнике Тысячелетия Руси в Новгороде в 1862г. Также можно отметить, что его имя включено и в современные энциклопедии по философии[8].
Вот немного об этой уникальной личности.






[1] Прот. А Лебедев. Святитель Тихон Задонский, всея России чудотворец. Его жизнь, писания, прославление / Святитель Тихон Задонский. Собрание творений. Том 1. М., 2008.  С. 19.
[2] Тихон Задонский Статья в Википедии.
[3] Тихон Задонский. Статья в Википедии.
[4] Тихон Задонский. Статья в Википедии.
[5] Прот. А Лебедев. Указ. соч.
[6] Семененко-Басин И.В. Тихон Задонский / Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014. С. 639.
[7] Семененко-Басин И.В. Указ. соч.
[8] См. Резниченко А.И. Тихон Задонский // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH985a3a252c0a647b945098$; Семененко-Басин И.В. Тихон Задонский / Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014.
Tags: Мои заметки, Мои записи, Православие, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    С огромным опозданием но поздравляю прекрасную половину с ПРАЗДНИКОМ ЖЕН-МИРОНОСИЦ, этим замечательным православным женским днём. Это праздник…

  • ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ. ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ

    Сегодня в заметке речь пойдёт о книге выдающегося советского историка Александра Александровича Зимина «Витязь на распутье». Недавно…

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    ВСЕХ ГОСТЕЙ СТРАНИЧКИ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments