Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ВСТРЕЧА С ИММАНУИЛОМ КАНТОМ. ЧАСТЬ 3. СВЕТЛАЯ КОМНАТА


Окончание.
Начало
https://geokhar.livejournal.com/740674.html#t32578
https://geokhar.livejournal.com/740899.html

В предыдущей заметке о Канте была дана биография великого немецкого мыслителя. Теперь необходимо дать краткий очерк идей этого мыслителя. К сожалению, о Канте сложно писать также как о Шопенгауэре или Ницше, Шпенглере или Фромме, Бердяеве или Франке. Но постараюсь это сделать. В какой-то степени философия Канта явилась порождением нескольких факторов.
Во-первых, для самой Германии можно назвать исчерпанность метафизической системы Христиана Вольфа – великого мыслителя и ученика Готфрида Лейбница. Критики отмечали уже, что Вольф фактически лишил философию Лейбница её эвристического потенциала. Исчерпанность философии Вольфа осознавали уже современники.

Например, учитель Канта Кнутсен. Да и сам Кант, о чём речь шла выше, не случайно обращался к естественным наукам. Так или иначе, но перед ним стояла задача создания новой метафизической системы.
Во-вторых, философия Канта была вызвана, с одной стороны, на превознесение рационализма, характерное для XVIII в. Поэтому, Кант ставит вопрос о познавательных способностях разума. Сюда же можно добавить и протест против интеллектуальных спекуляций, характерных для части философов.
Во-третьих, философия Канта – это и реакция на идеи Джорджа Беркли и Дэвида Юма, ставшие к тому времени популярными в Европе.
У многих философов происходит встреча с кем-то из великих умов, которая стимулирует развитие мысли, в какой-то степени «пробуждает» мыслителя. Не обязательно философ становился последователем того мыслителя, которого он прочёл. Но в результате встречи, его ум начинает напряжённо работать, пытаясь ответить на те вопросы, что поставил предшественник.
Нечто подобное было у Канта. Немецкий философ сам признавал, что от «догматического сна» его пробудил Дэвид Юм.


Именно чтение Юма подвигло Канта на размышления о способностях разума. Фактически флософия Юма оказалась для Канта и интеллектуальным вызовом.
Ещё один мыслитель - Жан-Жак Руссо. Хотя последний всё-таки больше оказал влияние на мировоззрение Канта в целом. Также можно добавить Джона Локка.

Не будем останавливаться на обзоре всей философии И. Канта. Остановимся здесь только на центральной теме его творчества – границах человеческого познания, отражённой наиболее ярко в «Критике чистого разума» (1781).
Процесс познания включает у Канта три этапа:
1.                  чувственное,
2.                  рассудочное
3.                  разумное.
Все наше знание начинается с опыта. Предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств. Эти предметы Кант называет вещами. Вещи – это предметы материального мира, существующие независимо от нашего сознания. Человек может познать только те вещи и явления, которые даны нам в опыте: камень, дерево и т. д. Но понятия Бога, свободы, права, воли, добра познать невозможно, поскольку они идеальны. Эти понятия Кант называет «вещами в себе». Отсюда берет начало агностицизм Канта, т. е. непознаваемость мира.
По Канту, невозможно познать и категории, являющиеся  общими понятиями: причинность, пространство и время и др., всего – 12 категорий: единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, принадлежность, общение, возможность, существование, необходимость и ранее названная причинность.
Категории – это формы доопытного познания, они даны нам интуитивно. Среди категорий самыми главными являются пространство, время и причинность, которые ближе всего стоят к основам интуитивного, в данном случае математического познания. Пространство и время, по Канту, – это, собственно, всеобщие формы нашей чувственности, условия нашего познания. Они априорно (до всякого опыта) заложены в нас, и только при помощи понятия о них мы имеем возможность познавать окружающий мир явлений и иметь способность суждения о нем. Все остальные категории также априорны (доопытны), но в меньшей степени. Они, так или иначе, но немного связаны с опытом посредством опытного характера математики. Обосновав априорно-синтетический характер математического знания, Кант решил, что категории возможны в виде априорных сущностей. Синтетическими он называл те суждения, которые образуются посредством привнесения какого-либо опыта извне, например все лебеди либо белые, либо черные, тогда как суждение «материя протяженна»  аналитическое, поскольку протяженность и есть свойство материи. Утверждение априорности некоторых понятий дало Канту возможность обосновать положение о том, что в основе их образований лежат не чувственные образы предметов, но абстрактные схемы нашего мышления. Это положение служит главным аргументом в пользу дедуктивного метода.
Например, понятие собаки обозначает правило, согласно которому моя способность воображения может нарисовать форму четвероного животного в общем виде. А сам образ конкретного предмета (животного) возможен благодаря схеме (это называется трансцендентальным единством апперцепции – восприятия). Оно и есть условие нашей чувственности (априорное, доопытное познание).
Кант широко использует понятие трансцендентального. Оно означает сферу сверхчувственного познания. Разум, выходя за пределы чувственного познания, попадает в область чистого разума, где сталкивается с противоречиями, или антиномиями. Антиномии – это противоречащие друг другу суждения, доказать которые по отдельности одинаково возможно. А где же тогда истина? Поэтому, по Канту, все относящееся к антиномиям, имеет непознаваемый характер.
Кант выделил четыре пары антиномий:
1.    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир не имеет начала во времени и границ в пространстве – он бесконечен.
2.    Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей; ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще нет в мире ничего простого – все сложно.
3.    В мире все подчиняется закону причинности, не существует никакой свободы; в мире нет ничего необходимого – все случайно.
4.    В мире есть абсолютное существо (Бог); в мире нет никакого абсолютного существа – все относительно.
Антиномии, по мысли Канта, свидетельствуют о бессилии разума познать явления, выходящие за границы опыта: «разум вынужден вступать в спор с самим собой».

Выход из такого положения Кант находит в этическом учении, которое носит название «Критики практического разума» (1788). Кант полагает, что в основе любых нравственных оценок лежит категорический императив, или долг. Он не связан со стремлением к пользе или счастью людей и носит строго формальный и априорный характер. Категорический императив имеет форму заповеди (максимы), обязательной для всех людей: поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом. Практический императив провозглашает человека целью, а не средством. Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, говорил Кант.
Это основные идеи философии И. Канта. Уже при жизни, и впоследствии Канта критиковали за субьективизацию процесса познания. Вопросы были и по поводу самой вещи в  себе. Однако, в целом, значение Канта в истории философии бесспорно.
Во-первых, Кант указал на творческие, конструктивные  возможности человеческого познания. Сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот. Кант доказал, что человек способен производить новое - и в теоретической, и практической деятельности.
Во-вторых, разделяя многие идеалы философии Просвещения, духа рационализма, господствовавшего в XVIIXVIII вв., Кант первым чётко обозначил  проблему границ и условий человеческого познания.
В-третьих, Кант своим учением дал мощный импульс для дальнейшего развития философской мысли. Из Канта позднее выходит философия как рационалистическая (в лице Г.Ф. Гегеля), так и иррационалистическая (А. Шопенгауэр).
Завершая разговор о Канте, приведём мнение о нём великого И.В. Гёте, который говорил:
когда прочтёшь страницу Канта, чувствуешь, что вошёл в светлую комнату.


Пусть философия Канта всегда остаётся такой светлой комнатой, дарующей праздник ума. И радость от общения со ветлой личностью, свтелым умом и светлой философией...


Использованная литература
1.                  Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 3.
2.                  Румянцева Т.Г. Кант / История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.
3.                  Счастливцева Е.А. История философии. Киров, 2014.
Tags: Мои заметки, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • ЛЕОНИД БЛЯХЕР. СКАЗКОПАД ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ИММАНУИЛ КАНТ

    Перебираю сейчас свои заметки. Среди них нашёл очень старую заметку из ЖЖ Леонида Бляхера - хабаровского политолога и философа, очень интересного…

  • Л.И. ШЕСТОВ О ШЕКСПИРЕ

    Мы не слепые, которых насмешливая или бессильная судьба загнала в лес и оставила без проводника, а существа, сквозь мрак и страдания идущие к свету.…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments