Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

145 ЛЕТ «ФИЛОСОФУ-ВОЛЬНОДУМЦУ» НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ БЕРДЯЕВУ


Вчера исполнилось 145 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Философ, вокруг которого до сих пор ведутся споры. Одни отказывают ему в праве быть мыслителем, указывают на его не академичность. Как ни вспомнить скептическое высказывание великого русского мыслителя Г.Г. Шпета о творчестве Бердяева: «Белибердяевщина». Для других он – настоящий философ. Не случайно, в позднесоветские годы именно Н.А. Бердяева стали издавать в числе первых мыслителей русской эмиграции.
Споры существуют и по поводу характера его творчества. Кто-то его называет «христианским философом», другие оспаривают это мнение.
В любом случае перед нами действительно яркая и незаурядная личность, прожившая  буквально не одну жизнь. Как и у многих мыслителей начала ХХ в., его жизнь можно разделить на два периода – до и после эмиграции. Он не вписывался ни в какие рамки, шаблоны, схемы, поскольку был очень оригинальным. Поэтому по-настоящему его нельзя отнести ни к каким философам – ни к религиозным, ни к академическим.
С детства его волновали три вещи – личность, свобода и творчество. Всё это и проявилось в его трагичной, но яркой жизни. Родился Николай Александрович Бердяев 6 (18) марта 1874 года в Киеве. Философ происходил из дворянского рода малороссийских помещиков. По отцовской линии почти все предки были военные. Отец философа –  Александр Михайлович Бердяев - был офицером-кавалергардом. Позднее он стал председателем Киевского Земельного банка Юго-Западного края. Отец очень хотел сделать сына военным и отдал его в Киевский кадетский корпус. Из этой затеи ничего не вышло, но будущий философ полюбил верховую езду и хорошо стрелял в цель. От военных предков у него что-то осталось, и себя Н.А. Бердяев считал человеком воинственным, склонным действовать силой оружия. Когда однажды деревенские парни явились выяснять с ним отношения, он стал палить в воздух из пистолета, и они разбежались.
Мать Алина Сергеевна –  урождённая княжна Кудашева. Она состояла в родстве с магнатами Браницкими.  По линии матери Н.А. Бердяев получил французскую кровь – его бабушка была француженка из старинного графского рода Шуазёль-Гуфьё.  Семья матери всегда была ориентирована на западную культуру. И с раннего детства мать часто возила своего сына за границу. Жил будущий философ сначала в родовом имении своего отца на берегу Днепра, а потом в самом Киеве, где был куплен дом с садом. Будущий философ любил сад, однако больше всё-таки обожал лес. «Тоже штрих к теме свободы»[1].
С детства Бердяев знал немецкий и французский, читал книги по философии, которой увлёкся в 13 лет. В четырнадцать лет уже прочёл «Критику чистого разума» Канта. Также читал Гегеля – «Феноменологию духа». В альбом кузины, в которую был влюблен, Бердяев писал не стихи, как было принято в его кругу, а цитаты из «Философии духа». В круг чтения юноши вошёл и Шопенгауэр.
Что касается других предметов, то там были сложности: плохо давались диктанты и заучивание стихов. Однажды по Закону Божьему Бердяев получил единицу из 12 баллов, что вызвало скандал.
Николай Бердяев с детства очень много болел. По воспоминаниям современников, лицо философа бывало искажено нервным тиком. Также он бывал вспыльчив, гневлив.  По ночам ему часто снились кошмары. В 1900 г. одна из просительниц писала властям о смягчении участи философа и отмечала: дед Бердяева умер сумасшедшим, отец страдал сильным нервным расстройством… Позднее философ писал, что болезни сыграли огромную роль в его жизни. Свою любовь к философии мыслитель объяснял желанием уйти от болезненной обыденности.
Проучившись шесть лет в Киевском кадетском корпусе, Н.А. Бердяев всё-таки не пошёл по стезе отца. Вместо того чтобы переводиться в Петербург, в пажеский корпус, он  выходит из корпуса и в 1894 г. поступает на естественный факультет Киевского университета, а в 1895-м переводится на юридический факультет. Там под руководством Г.И. Челпанова он активно занимается философией. Но неукротимый дух философа жаждет борьбы. Он увлекается марксизмом, легко его усваивает и тогда же  сближается с революционерами. Правда, философ больше рассуждает о «восстании духа».
В 1898 г. Бердяева арестовывают и исключают из университета. Два года он ждёт решения суда, а в 1900 г. его ссылают на три года в Вологду. Возможно, недоученность в вузе, слабость школы давали о себе знать позднее. Некоторые его знакомые отмечали это. Так, Павел Александрович Флоренский не одобрял «журналистскую лёгкость», с которой Бердяев трактовал сложные религиозные темы. Евгений Николаевич Трубецкой с грустью выражался: «Талант, совершенно загубленный и заеденный дилетантизмом».
Так или иначе, но Н.А. Бердяев «сделал себя сам», что не могло не отразиться впоследствии на его философии. Ему пришлось самостоятельно учиться всю жизнь.
Пока Н.А. Бердяев ожидал решения суда, он писал рецензии на философские и социологические книги. В 1900 г. выходит его первая серьёзная статья на немецком языке «Ф.А. Ланге и критическая философия в её отношении к социализму»[2]. Первую свою книгу он пишет в 1901 г. – «Субъективизм и идеализм», – посвящая её мыслителю-народнику Михайловскому.  В этой работе мыслитель уже пытается соединить марксизм с философией Канта.
На Вологодчине философ находился в обществе с другими известными ссыльными различных политических направлений (Б.В. Савинковым, Б.А. Кистяковским, А.А. Богдановым и др.). В Вологде Н.А. Бердяев пишет новые работы, участвует в диспутах и выступает с докладами. Уже тогда он обратил внимание на такую черту, как «тоталитаризм русской революционной интеллигенции», когда требовалось чуть ли не коллективно решать все вопросы, вплоть до мелких. Бердяев продемонстрировал здесь свою независимость и самостоятельность.
Одновременно он готовит статью («Этическая проблема  в свете философского идеализма») в сборник «Проблемы идеализма» (1902 г.), ставший своеобразным философским манифестом группы мыслителей.  Основная задача сборника – обосновать социальный идеал не экономическим материализмом, а абсолютными нравственными ценностями. Авторы стремились обосновать тезис, что духовность должна быть основой социальных преобразований.
Вернувшись из ссылки в Киев, Н.А. Бердяев знакомится с профессором политэкономии Киевского политехнического университета С.Н. Булгаковым, также отдававшим дань легальному марксизму. Вместе они переживают духовный кризис и приходят в лоно церкви. Почти одновременно Н.А. Бердяев женится на Лидии Юдифовне Трушевой, участвовавшей в революционном движении, затем от него отошедшей.  Незадолго до этого Лидия Юдифовна развелась со своим первым супругом и в Киеве встретила Н.А. Бердяева. Фактически она впоследствии стала ангелом-хранителем  для философа.

Лидия Юдифовна правила и корректировала его работы, готовила их к  публикации. Вместе с мужем в 1904 г. она переезжает в Санкт-Петербург. В столицу перебирается и знакомый философа С.Н. Булгаков. Позднее к Бердяевым присоединяется и сестра Лидии Юдифовны Евгения Юдифовна. После смерти жены она последние три года жизни заботилась о философе, одна она присутствовала при его скоропостижной смерти.
Итак, начинается новый этап жизни Н.А. Бердяева. Он возглавляет журналы «Новый путь», а затем «Проблемы жизни», в которых публикуется фактически почти весь цвет русской интеллигенции – Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Ф.К. Соллогуб, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А. Белый, Л. Шестов, С.Л. Франк… Н.А. Бердяев – один из инициаторов создания Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (позднее такое же общество создаётся в Москве). Его цель – выработка своеобразного нового религиозного сознания, обновление христианской культуры, политики, общественной и личной жизни. 
В 1908 г. Н.А. Бердяев переезжает в Москву. Но периодически живёт в деревне, посещает Европу. Первая русская революция не могла не вызвать отклика и у Н.А. Бердяева. Вместе с семью другими мыслителями (в том числе со П.Б. Струве, С.Н. Булгаковым) философ публикует сборник «Вехи» (1909 г.). Его авторы предостерегают интеллигенцию от «заигрываний с революцией». Однако это предупреждение не было услышано.
Творческие и духовные искания мыслителя нашли отражение в двух основных предреволюционных произведениях Бердяева –  «Философия свободы» (1911 г.) и «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.). Последнее произведение мыслитель ценил и считал первым выражением самостоятельности своей философии.
Первую Мировую войну философ воспринимает как начало новой эпохи, как завершение доминирования западноевропейских культур и начало  преобладания новых исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианского соединения человечества. Философ приветствует Февральскую революцию в России, видя в ней народный характер. Однако Октябрьскую революцию уже воспринимает как национальную катастрофу.
Когда в 1918 г. его доставили на допрос в ВЧК, философ прочитал Ф.Э. Дзержинскому целую лекцию о своём понимании марксизма и несогласии с ним. Дзержинский внимательно слушал, а потом приказал отпустить и даже доставить на автомобиле домой (хотя Н.А. Бердяев не скрывал своей неприязни к марксизму).
Несмотря на тяжёлое положение в первые годы революции, Бердяев всё-таки умудрялся жить за счёт продажи своих книг, организовывал философские кружки, создал Вольную академию духовной культуры. Философ публикует книги, в которых осмысливает происходящее, участвует в сборнике «Из глубины» (1918 г.), авторы которого подвергают критике Советскую власть. Пишет  и «Философию неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1918 г.) – интереснейший труд, но несущий налёт публицистичности.
В 1922 г. Н.А. Бердяева вместе с группой других мыслителей и писателей  выслали на Запад. Одним из поводов высылки стала публикация сборника «Освальд Шпенглер и закат Европы», в котором Бердяев также принял деятельное участие. Два года Бердяевы живут в Париже, где из-под пера автора одна за другой выходят новые книги: «Смысл истории» (1923 г.), «Миросозерцание Достоевского» (1923 г.). Европейскую славу ему приносит эссе «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924 г.).
Переехав во Францию в 1924 г., философ с женой поселяется в городке Кламар, в 10 км. от Парижа. Там он вновь уходит в творчество.  Пишет 10 книг и множество статей, издаёт журнал «Путь» (1925–1940 гг.), ставший органом русской религиозной жизни, руководит издательством YMCA-Press, публиковавшим книги русских мыслителей. Во время Второй Мировой войны и оккупации Франции немецкими войсками Бердяев отвергал любое сотрудничество с фашистами, в отличие от части русской эмиграции.  После войны он начинает сотрудничать с Союзом русских патриотов, члены которого испытывали симпатию к СССР. Русскую эмиграцию шокировали слова Бердяева о том, что у него «всегда была советская ориентация» и что Советская власть представляет Россию на мировой арене, никакой другой власти просто нет.
Бердяев любил писать о себе и любил себя. В одной его книге добрая половина предложений на некоторых страницах начинается словом «я». Одевался он изящно, элегантно. Любил духи и сигары. Близкие говорили, что он – «любимец женщин и богов». 
Умер философ внезапно 23 марта 1948 г. в своём кабинете за письменным столом, словно подтверждая свои слова: «Пока дышу, размышляю, пока размышляю, пишу».

Н.А. Бердяев оставил яркий след в философии. Правда, порой его мысль является афористичной, фрагментарной, а иногда  запутанной, туманной. Как уже отмечалось, Н.А. Бердяев не совсем академический философ, писал он часто не вполне научным стилем. Кто-то даже отметил, что Бердяев более моралист, чем мыслитель. В.В. Розанов писал об одном из произведений Бердяева: в нём говорит не философ, а проповедник.
В то же время язык Бердяева красивый, живой, поэтичный. В этом плане отчасти видно влияние Ф. Ницше (кроме того, использование его терминологии; есть созвучия в рассуждениях друг друга, особенно о творчестве). Безусловно, Бердяев вышел из Ф. Ницше, хотя и постоянно полемизировал с ним. Точно так же, как в своём творчестве, философ постоянно спорил с Марксом. Однако до конца жизни Бердяев сохранил уважение к этому титану мысли. Но, наверное,  главнейшие мыслителя для Н.А. Бердяева – это Я. Бёме, Вл. С. Соловьёв, Ф.М. Достоевский. Сам Бердяев всегда заявлял: «Я – сын Достоевского». 
Таким образом перед нами философ, пророк и поэт. В какой-то степени стиль его мышления напоминает А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьёва, О. Шпенглера. Все они зачастую выступают как проповедники, демонстрируя яркий иррационализм, создавая философию образов.
Н.А. Бердяева часто называют христианским философом, но таковым он не является. Да, в его трудах много размышлений о Боге,  Троице, Церкви.  Вера для него – высшее знание. Абсолютный центр Космоса – Христос. И задача души, отпавшей от Бога, – вернуться к нему со временем через обожение, через соборность. Автору известны случаи, когда люди через чтение  Бердяева приходили к религии.
И всё-таки неправомерно его относить к христианским философам.
Во-первых, Н.А. Бердяев многое берёт у Якоба Бёме – немецкого мистика XVII в. Например, термин  «Ungrund». Бог как таковой – становящийся. Он не изначальный. Сначала было вот это мистическое  Ungrund – некая бездна, или, по Бердяеву, свобода. И уже потом появился Бог. Недаром философ Фёдор Степун заметил: «Живи Бердяев на исходе Средневековья, гореть бы ему на костре». Сам себя мыслитель называл вольнодумцем.
Во-вторых, будучи экзистенциалистом, философ ставит человека не ниже Бога, а рядом с Ним. Человек и Бог равны. Бердяев осмелился заявить о творческом равноправии человека с Творцом. Притом Бог у Бердяева нуждается в творчестве человека. Философ называл это христианским гуманизмом, или неохристианством.  По мнению Бердяева, Бог не совсем создал мир. Теперь человек должен продолжать начатое Богом дело. Это касается, например, смысла истории. Управляющими силами в истории являются Бог, историческая необходимость и человек как носитель свободы. При этом главная роль принадлежит последнему.
Если брать некоторые идеи Н.А. Бердяева, то можно назвать его критику революции. По его мнению, любая революция – проявление внутренних болезней общества.  И революционное насильственное начало враждебно культуре. При этом в революции повинны как те, кто её совершил, так и те, кто её допустил. И чем яростнее революция, тем ужаснее реакция. Однако она не возвращает к старой жизни. Нарождается нечто новое. Русскую революцию философ осмысляет как, с одной стороны, процесс развития западноевропейского гуманизма, а с другой стороны – как выражение религиозной психологии русского народа.
Критиковал мыслитель и либерализм, и социализм, считая их близкими друг к другу (социализм для него – буржуазная идея). В этом плане Бердяев выражал опасение, что коммунисты толкают страну в объятия буржуазного общества.
Н.А. Бердяев – поклонник аристократизма и в культуре, и в жизни. Аристократия – идеал благородства, породы и качества. Это управление лучших. А в демократии царит средний человек. В этом плане философ, конечно же, близок к К.Н. Леонтьеву и Ф. Ницше. Так же и в культуре. Революционное, враждебное начало враждебно культуре. Источник культуры аристократичен. Кризис культуры, по Бердяеву, осознание достигнутого предела, за которым кроется новое бытие.
В истории философа привлекают два переломных момента: возникновение христианства и гуманизм.  Христианство внесло в сознание понятие свободы как творчества добра и зла. Однако оно было воспринято как религия послушания и необходимости. Полнота откровения о человеке как творческом начале истории осталась за пределами религиозного сознания. Гуманизм привнёс веру в «самобытные силы человека», который уже не управляется никакими высшими силами. Но в результате появились «ложные» центры человеческого бытия. Природно-органические и технические основания бытия начинают выступать в качестве целей.
Философ предупреждал, что с XVIII в. на авансцену выходит техника, радикально меняющая условия человеческого существования, становящаяся новой реальностью. Происходит дегуманизация человека, его отчуждение, растёт духовное одиночество личности. Усиливается власть общества над человеком, а христианство заменяется преклонением перед нацией и государством. Этот процесс зашёл настолько далеко, что становится актуальным вопрос о возможности считать человека человеком. Н.А. Бердяев полагал, что по ряду причин особую роль в спасении человечества от грядущей катастрофы должна сыграть Россия (географические, религиозные и исторические обстоятельства). Хотя Россия и соблазнилась западными идеями (рационализмом и атеизмом), философ надеется, что в постсоветской России будет создан иной, более справедливый, нежели буржуазный, строй  и она сможет выполнить предназначенную ей миссию, стать объединительницей религиозного (восточного) и гуманистического (западного) начал.
Хотя в целом Н.А. Бердяев – противоречивый философ, однако перед нами очень интересный мыслитель, идеи которого оказали влияние не только на русскую эмиграцию, но и на зарубежных философов. В первую очередь, на экзистенциализм. Сам Н.А. Бердяев не только близок к экзистенциализму и феноменологии. В целом его можно отнести к новой ветви русской философии, таким мыслителям как С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.Г. Шпет, в противовес к старому, традиционному направлению (Ф.А. Степун, И.А. Ильин).


Использованная литература

1.                  Гулыга А.В. Н.А. Бердяев. Жизнь и творчество / Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма.  М., 1997.
2.                  Ермичев А.А, Николай Александрович Бердяев / Русская философия: Энциклопедия. / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014.
3.                  Мусский И.А. Сто великих мыслителей. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. URL: http://www.uhlib.ru/filosofija/100_velikih_myslitelei/index.php
4.                  Шкода В. О человеке, который ставил свободу выше Бога / Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков-Москва, 2002.


[1] Шкода В. О человеке, который ставил свободу выше Бога / Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков-Москва, 2002. С. 5.
[2] В газете «Neue Zeit».
Tags: Мои заметки, Мои записи, Н.А. Бердяев, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • О ШКОЛЕ

    Именно осенью часто вспоминаются школьные годы. Видимо не случайно – ведь начало нового учебного года… Особенно вспоминаются…

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

    Продолжаю выкладывать списки литературыпо различным темам. В этот раз - работы по философии истории... Классические работы Бердяев Н.А.…

  • И.В. КИРЕЕВСКИЙ О ЗАПАДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

    Любопытное, хотя в чём-т ои спорное, одностороннее утверждение И.В. Киреевского. «Западный человек, раздробляет свою жизнь на отдельные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments