Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

КОРОЛЬ ЛИР В УСЛОВИЯХ XIX ВЕКА: «ОТЕЦ ГОРИО» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА


Недавно совершенно случайно начал читать Бальзака.  Первым произведением, которое прочёл у этого автора, был роман «Отец Горио». Это одно из первых произведений его цикла «Человеческая комедия». В целом Бальзак написал 91 произведение своей «Человеческой комедии».  Правда ещё  46 не смог написать. Это и повести и романы, и небольшие очерки.
События разворачиваются преимущественно в одном из пансионов Парижа в 1819 г.  Недавно произошла реставрация Бурбонов. Политика последних была направлена на борьбу с революционными завоеваниями. Однако новые буржуазные порядки вовсю распространяются в обществе. Впрочем, что-то осталось от «старых добрых времён», что были до 1789 года (т.е. до Революции). Люди всегда и везде одинаковы. Поэтому тут лживость и расчёт, предательство и лицемерие, разврат и эгоизм, карьеризм и циничность… Фактически Бурбоны уже не в силах сдержать торжество капиталистической морали: всё продаётся и покупается, везде обман, расчёт, спекуляции, лицемерие… Буржуазное общество калечит молодые души жестоко, и убивает тонких, чувствительных людей. Ты можешь даже изменять мужу или жене. Но при этом соблюдай приличия…
В романе много интересных типажей.

Молодой Растиньяк – студент-юрист, юноша не лишённый благородных задатков. Но уже подпадающий под «обаяние» буржуазной культуры, начинающий думать  о карьере, наслаждениях, о браке по расчёту.
Впрочем, пока у него ещё сохраняются благородные чувства. Растиньяк из расчёта влюбляется в одну из героинь (Дельфину де Нусинген), жену известного банкира, и только что покинутую любовником. Однако, в последующих романах Растиньяк утратит все свои благородные задатки, и бросит Дельфину де Нусинген, разорив её. Но пока вроде бы даже у него какие-то чувства к ней… В последних произведениях Растиньяк – уже прожжённый и завзятый карьерист, ставший политиком.
«На путь истины» Растиньяка наставляет кузина виконтесса де Босеан, которая отчасти цинично ему объясняет что на плаву может быть только тот, кто борется, наносит удары без жалости, тот кто смотрит на мужчин и женщин как на почтовых лошадей, которых нужно загнать. И тогда вершина будет достигнута. Кузина подбирает Растиньяку пару (Дельфину Нусинген, жену банкира, брошенную как раз любовником и имеющую плохие отношения с мужем).
Правда измена возлюбленного (графа Ахудо), привела к тому, что сама кузина оставила мужа и уехала в провинцию, залечивать раны. Похоже трагедия её немного преобразила. На последних страницах романа она описывается сочувственно, по сравнению со своими «подругами», прибежавшими поглазеть на её страдания (ведь весь Париж уже знал, что возлюбленный виконтессы Боссеан женится).
Ещё один «наставник» – беглый каторжник Вотрен (Жак Колен или «Обмани-Смерть»). Как и Растиньяк, он живёт в пансионе Воке. Проникшись симпатиями к Растиньяку по каким-то неведомым причинам, Вотрен объясняет молодому человеку, что честным путём  в Париже невозможно заработать денег и цинично расписывает ему различные варианты, как дальше сложится судьба юноши, в случае его карьеры. По словам Вотрена, честный человек  в современном обществе – всем враг. И Растиньяку необходимо отказаться от своих убеждений. Слова, убеждения можно продавать, если будет на них спрос. Богач – не преступник. Укради какую-нибудь безделушку, и тебя засудят. Укради миллион и во всех салонах заговорят о твоей добродетели.

Вотрен даже втягивает Растиньяка в интригу. В пансионе живёт молодая девушка Викторина Тайфер, отвергнутая отцом. Вотрен организует убийство брата Викторины. По замыслу Вотрена, отец Викторины будет вынужден принять дочь. В свою очередь, Растиньяк должен влюбить в себя Викторину и тем самым завладеть богатым состоянием. Но юноша в ужасе от такой затеи, особенно когда узнаёт о гибели брата Викторины Тайфер.
Вотрен постоянно провоцирует всех обитателей пансиона различными шутками, действиями, показывая их сущность. Да, он в чём-то циничный и готовый на всё ради достижения своих целей. Он открыто говорит то, о чём стесняются говорить в респектабельных салонах. А если и говорят, то только близким людям. Правда его внешность искусственная. Не случайно, когда полиция приходит его арестовывать, то командир полицейских сбивает с головы Вотрена парик и все видят другого человека. Однако Бальзак с какой-то симпатией и любовью описывает Вотрена. Для Растиньяка Вотрен лучше, нежели всё это лицемерное салонное общество.
В центре романа любовь бывшего фабриканта Горио к своим дочкам. Читаешь, и перед глазами так и встаёт шекспировский король Лир. И Википедия потом «подтвердила» данное наблюдение. Потерявший свою жену, Горио страстно любит своих дочек (Анастази и Дельфину) и старается сделать всё для их счастья. Он их балует, покупает всё, что необходимо. Затем выдаёт замуж, подыскав им блестящие пары (графа де Ресто и барона де Нусингена). Но вложившись в дочек, он по сути разорился. Отдав всё им. И тогда дочки, по совету зятьёв, отдалились от отца. Он стал им не нужен. Разве что, когда тем надо было вытянуть из него денег. Так старшая – Анастази де Ресто, постоянно покрывала долги своего любовника за счёт отца (правда и сам любовник потом бросил её, сбежав к другим женщинам).

Какое-то время Горио тешил себя иллюзией, что нужен обеим дочерям.  Переживает их ссоры с мужьями. Надеется он также потом, что Растиньяк по настоящему любит Дельфину и сможет сделать её счастливой. Но всё больше убеждается в том, что дочерям он не нужен, им нужны только его деньги. И Горио заболевает и в конце романа умирает. Для дочерей он стал лишним, когда всё богатство отдал им.
Пока сохраняющий остатки благородства Растиньяк передаёт семействам де Ресто и Нусинген (в т.ч. своей возлюбленной Дельфине) о смерти отца, тщетно зовёт их. Но обе семьи заняты своими делами. В одной выясняют отношения. Дельфина отказывается перед балом посетить умирающего отца. Весь вечер она веселится на балу, думая не об отце, а о том, какое она произведёт впечатление. Ей не до отца. Проявляют чёрствость и зятья Горио, и их прислуга.
Только Анастази прибегает ненадолго к отцу, но когда тот уже мёртв. В общем, у всех свои дела и им нет дела до умирающего одинокого человека. Даже денег не дали на похороны отца. Растиньяку пришлось хоронить чужого ему старика за свой счёт и с помощью друга-медика Бьяншона… Умирая и сам Горио признаётся что слишком баловал девочек. Они были для него всем, и он по сути позволил им топтать его. Даже на похороны отца дочери и их зятья не пожелали раскошеливаться. Лишь прислали на похороны пустые кареты со своими гербами, чтобы все видели «почтение» к умершему…
Холодность проявляют и обитатели пансиона, где жил Горио. Когда старик умер, сидели в столовой и оживлённо обменивались шутками, хохотали. Один из выводов, человек в этом холодном лицемерном обществе никому не нужен.

Роман в целом, действительно замечательный. В нём много интересных размышлений, наблюдений. Роман получился немного безнадёжным.
Уже по этим типажа видно, что перед человеком выбор:
1) игра по правилам данного общества, карьеризм,  лицемерие и фальшь и борьба «за место под солнцем» внутри этого светского общества;
2) неприятие общества, бунт против него, путём ухода в криминальный мир;
3) быть раздавленным этой жестокой жизнью.
Впрочем, проигравшие есть и в первых двух группах. Таким образом, отчасти Бальзак показывает безысходную жизнь. Однако, в романе в целом нет безысходности, мрака. У человека даже в такой ситуации остаётся выбор – быть человеком, не гнаться за иллюзорными богатствами наслаждениями…
Увы, роман актуален. Здесь и вечная проблема отцов и детей. И, многое из той жизни, что описал Бальзак, пришло к нам 27 лет назад… Всё-таки, в 1988 году многое здесь сложно было представить…
 
Tags: Литература, Литературный блокнот, Мои записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments