Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Сердце против "Людей витрины".


Давно ничего не выкладывал из своих заметок о книгах. Хочется написать о многом, что читаю. Но порой нет возможности. На днях прочёл замечательную книгу архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас. О святости повседневной жизни».
Книга написана живым, ясным языком, изобилует примерами из жизни. Правда не покидает ощущение, что это всё-таки не совсем книга, а запись радиобесед архимандрита Андрея Конаноса. Но значения книга от этого не теряет. Радует ещё, что в книге много говорится о замечательном греческом проповеднике и мудреце Паисии Святогорце, умершем в 1994 году, и недавно канонизированном.
Автор затрагивает много проблем – проблему страдания, и одиночества, и семейной жизни и ещё много других. Но главное, на мой взгляд, в книге, это наше отношение к православию и наше понимание Христа.
Многие мысли в книге высказываются и другими авторами. Но жизнь показывает, увы, что мы часто забываем о том, что слышим на проповедях или на исповеди, от близких друзей или знакомых…
Один из выводов книги состоит в том, что православие никому ничего не навязывает, человек сам решает, ходить ему в храм или нет и как молиться никто не должен стоять над его душой с молитвенником. Подавление другого человека, его воли вызывает лишь отторжение. Зачастую бунтари – это те кого в детстве тиранили родители. Религия не связана с давлением. И те дети, кого насильно водили в церковь, потом, когда вырастают, зачастую отходят от храма. Тоже касается и супругов. Часто мы не отступаем принципов, но разрушаем семью, прикрываясь именем Бога.
Необходимо строже относиться к себе и снисходительнее к людям; из нас самих должен исходить такой свет, такая энергия, чтобы люди, видя всё это шли сами ко Христу, а не так, что мы призываем к Богу, но сами себя ведём по иному. Ходить в храм мало. Необходимо уметь впустить в своё сердце Бога, и уже тогда мы сможем изменить других.
Нужно помнить, что христианин это не тот, кто деспотично навязывает другим свою волю, заставляя идти в храм и т.п. Христианин это тот, кто в первую очередь занимается исправлением себя. И ошибаются те, кто считает, что воцерковившись человек уже смывает с себя старые грехи, старые страсти. ничего подобного. Они обретают новую форму, привращаясь из обычных в "христианские". Раньше мы дрались на футбольном поле, но придя в храм можем также испытывать этот гнев. Правда уже прикрываясь "любовью к Богу".
Приходя в храм, отмечает автор, мы превращаемся порой в "людей витрины", т.е. словн оукрашаем витрину магазина. Мы делаем вид, что всё знаем, можем решать любые проблемы, обо всём судим, даём советы, на всё есть у нас своё мнение. Но сами далеки от того идеала, о котором рассуждаем.
А ведь часто бывает так, и архимандрит Андрей Конанос приводит много примеров, когда на словах мы говорим «Христос воскресе», и тут же отворачиваемся от ближнего. Учащиеся как-то упрекнули ахимандрита, что он не поздоровался с ними как полагает, словами "Христос воскресе!" и тут же обругали мальчика из соседнего класса. Челвоек говорит "Христос воскресе
 и тут же отказывает в помощи ближнему...
Мы должны и помогать ближнему, и относиться к нему с уважением, с любовью, и давать ему свободу. Христос в своей жизни давал свободу ученикам, так он спросил их, не желают ли и они от него отойти. Человек не должен ни к кому «привязываться», а привязаться только к Богу.

У автора много и других интересных наблюдений и размышлений. Чтобы Бога впустить в своё сердце, мы должны остановиться хотя бы на миг, вырваться из мира суеты и шума. Это вполне возможно  Умение, молчание помогают постичь Бога.
Н
аучившись по настоящему общаться с Богом, мы научимся общаться и с ближними, не навязываясь им, ценя их свободу, их личное пространство и время. Ещё один вывод, о котором пишет архимандрит Андрей Конанос: если Христос в центре нашей жизни, то ничего не страшно, всё тогда приходит в норму.
Много автор пишет и о такой теме, как боль и страдания. В нашей жизни они неизбежны. Порой действительно сложно понять, почему происходит то или иное событие. Но, вместе с тем, страдание, это неотъемлемая часть нашей жизни, и если человек думает прожить всю жизнь без боли – это самообман. В нашей жизни постоянно чередуются радости и горе. Это неизбежно. Но страдания порой и очищают человека, закаляют его.
Здесь архимандрит полемизирует с точкой зрения, что страдания – это Божие наказание. Но Бог не может наказывать т.к. Он – любовь. Он может нам только помогать. И многое, в т.ч. и страдания, мы оцениваем только спустя много лет. Страдание закаляет человека, помогает ему встать на ноги.
Автор также  призывает нас поразмышлять – а что в нашем сердце на первом месте?  О чём мы думаем в первую очередь? Если у нас нет времени на вечерние молитвы, но есть время на Интернет? Нам трудно поговорить с богом, но мы готовы часами смотреть телевизор...
И автор предупреждает, что нужно постоянно обновлять чувства, «подогревать» и «подкармливать» их, тогда и возможно наше обновление.
В книге много интересных размышлений, порой очень нестандартных. Автор отталкивается от жизни и убедительно показывает вновь и вновь – надо следить в первую очередь за своим сердцем, а не за другими.
Надеюсь, что для тех, кто возьмёт в руки книгу там найдётся много интересного и полезного. Но и актуального, заставляющего задуматься, присмотреться к себе своему внутреннему миру, а также и к образу Иисуса Христа. И подумать, насколько наше поведение соответствует Его заповедям. Или мы - пока остаёмся "людьми витрины" с пустым сердцем.
Tags: Мои записи, Православие
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие. Артур Шопенгауэр

  • ИРВИН ЯЛОМ. «ШОПЕНГАУЭР КАК ЛЕКАРСТВО»

    Продолжаю обзоры книг. И в этот раз о художественной литературе. А лучше сказать, о философско-психологической прозе. Весной удалось…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Любовь к одиночеству не может существовать в качестве исконной потребности, а возникает лишь благодаря опыту и размышлению, и возникает она по мере…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments