Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

С.Л. ФРАНК И «КРУШЕНИЕ КУМИРОВ»


Недавно прочёл с интересом две небольшие работы у С.Л. Франка: «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему» и «Крушение кумиров» и решил немного о них написать. Тем более, что давно уже не выкладывал ничего о прочитанном в сетях.
В первом эссе («Фридрих Ницше и этика любви к дальнему») С.Л. Франк рассматривает два вида любви в интерпретации Ницше: «любовь к ближнему» и «любовь к дальнему». Первый вид любви, в понимании Франка – это всевозможные альтруизмы и утилитаризмы, стремящиеся «устроить человека здесь и сейчас», навязать ему какие-то общие стандарты. Это и внешнее требование к человеку о самоотречении в пользу блага ближних.
«Любовь к ближнему» – это навязывание человеку тяжёлых моральных обязанностей, предписывающих всё отдавать другим и ничего не требовать для себя. Конечно, речь идёт именно крайностях. Примерно о таких же крайностях писал и английский философ К.С. Льюис в своём эссе о любви, приводя примеры таких несчастных людей, которые забывая себя, всё отдают другим, живут только интересами других. А потом начинают чувствовать, что для окружающих они – всего лишь средство. Отсюда чувство одиночества и обиды на окружающий мир. Разумеется, ни Льюис, ни Франк (да и Ницше, которому многое приписывают) не призывают отказаться от помощи ближним. Но жизнь порой показывает, что во всём должна быть мера. 
«Любовь к дальнему» – это (опять в интерпретации Франка) – объективные идеалы, обладающие абсолютной моральной ценностью – справедливость, любовь к людям. Работа написана была в начале ХХ в., позднее Франк уже чуть по иному взглянет на эти идеалы (также как и на философию Ф. Ницше), но и тут с ним можно согласиться.
Интересна у Франка и интерпретация имморализма Ницше. По Франку, Ницше трактовал сверхчеловека, т.е. человека будущего, как индивида, для которого моральные ценности, нормы уже будут не чем-то внешним, навязываемым извне. Нет. Это высшая степень духовного развития человечества, при которой моральные ценности уже будут внутренней сущностью человека. Позднее Франк отошёл от данной трактовки Ф. Ницше. Но в наше время именно такую интерпретацию идей великого философа чаще и приходится читать. Можно с ней согласиться на основе того, что было прочитано у Ницше. Другое дело, что действительно великий немецкий философ на столько парадоксален, что его можно по разному интерпретировать…

Что касается данной работы С.Л. Франка, то в заключении этой части заметки можно порекомендовать статьи С.Е. Киселёвой и А.Е. Рыбас посвящённые анализу ранним Франком этики Ницше[1].
Вторая работа – «Крушение кумиров». Название, видимо, навеяно книгой Фридриха Ницше «Сумерки идолов» (в некоторых переводах её называют и «Крушение кумиров», и «Падение кумиров»[2]). Только у Ф. Ницше речь идёт, в шутку говоря, о его «расправе над своими кумирами». Немецкий философ словно ходит по аллее и молотом (подзаголовок книги так и называется: «Крушение кумиров», или как философствуют молотом») разбивает статуи своих бывших «богов». Тут и Сократ, и Шопенгауэр, и другие кумиры. В т.ч. и существующие идеалы, нормы.
В целом работа Ницше укладывается в его систему переоценки ценностей. Здесь можно найти два объяснения. Первое. Немецкий философ словно видит, как существующие ценности, институты, отношения размываются, и в своих работах словно испытывает их на прочность, гениально предвидя грядущие потрясения[3] (см. его «По ту сторону добра и зла»). Второе объяснение, дополняющее первое, видя эрозию существующих ценностей, Ницше предлагает свои идеалы, стремится создать собственную систему ценностей (здесь можно вспомнить и «этику любви к дальнему), о которой шла речь выше. В последних работах, по всей видимости, творческий запал философа приводит к тому, что он вообще заступает место пророка. И не выдерживает колоссального напряжения…  


Книга Франка «Крушение кумиров» написана фактически через 35 лет после выхода работы Ф. Ницше. И если в эпоху Ницше ещё только были слышны далёкие раскаты приближающейся грозы, и это могли видеть только такие гении как сам Ницше или уважаемый им Ф.М. Достоевский, то буквально за 35 лет многое поменялось.
Недавно отгрохотала страшная Мировая война. Произошли революции в России (да и в Германии, где в это время Франк жил в эмиграции). Не спокойно было и в Европе. Шла революция в Китае.
У многих европейцев складывалось ощущение, что цивилизация идёт к краху. Тут и книга Шпенглера «Закат Европы», и проникновенные слова французского поэта Поля Валери о смерти цивилизации, и термин «потерянное поколение» в литературе (так себя называли Хемингуэй, Ремарк и другие писатели, вернувшиеся с войны). К символам такого умонастроения можно отнести гибель «Титаника» в 1912 г. и «Лузитании» в 1915 г.
Но речь идёт о крушении кумиров у самого С.Л. Франка и части русской интеллигенции.   Ведь и сам Франк был увлечён некоторыми идеями раньше – какое-то время он отдавал дань марксизму. Его работа и определённое расставание с идеалами прошлого, а также подведение итогов. Франк пишет о крахе 4 кумиров:
1) революции;
2) политики;
3) культуры (и морали);
4) идей.
Все вчерашние кумиры и довели человека до страшных революций, катастроф, бездуховности. Стремление сокрушить царство зла путём революции, приводит к ещё большему злу и несчастию (крах кумира революции). Стремление облагодетельствовать человека, приводит к насилию над ним. Невозможен и идеальный общественный порядок (это крах кумира политики). Не радует больше идея в прогресс, вера в науку.
Вера в моральный категорический императив», т.е. в нынешнюю мораль также исчерпала себя. Люди ощущают во всех этих отвлечённых нравственных нормах  и идеалах холодную беспощадную принудительность, формализм. Человек ощущает себя рабом этих безликих норм. Навязываемая мораль приводит людей к трусости и двуличию (здесь как раз переклички со статьёй о Ницше). Люди желают всё больше казаться моральными, но не быть ими. Внешне человек благопристоен, «порядочен», но в глубине души у него царят муки, тьма, порок…
Благодаря такой морали нравственный идеал, спускаясь с отвлечённых высот, обнаруживает себя в реальной жизни как сила угнетающая, разрушающая, подавляющая. Святые и подвижники идеи неизбежно становятся фарисеями, герои превращаются в палачей, извергов и насильников…
Проповедуемая «радость от жизни», призыв «брать от жизни всё», приводит к духовной пустоте. Какой выход видит Франк? Если Ницше призывает к созданию новых ценностей, носителями которых будет иная порода людей, то по Франку, крах кумиров показал, что человек не там ищет. Не отвлечённая мораль, не революция, не господствующая культура или политика спасут человека. Нет. Испытывая муки, человек всё-таки ощущает, что внутри него есть нечто.  И это нечто – Бог. Франк – сторонник идеи всеединства, последователь В.С. Соловьёва. С позиции данной философии Бог фактически присутствует во всём.
Человек понимает, что без Бога он будет как без твёрдой опоры в этом хаотичном мире, где всё меняется, всё исчезает. Нужно только внимательно вглядеться в свою душу, и тогда там, в её недрах мы увидим глубочайшую онтологическую реальность. Таким образом, предмет наших исканий – не призрак, а подлинная реальность, нечто бесконечно близкое нам, то что находится в нас.
В конце работы Франк надеется, что и Россия, пройдя сквозь муки ада (как он описывал советский строй), освободившись от кумиров и духовно очистившись, подаст пример к нравственному совершенствованию другим народам. Идея, идущая ещё от П.Я. Чаадаева, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьёва и других русских философов. Что интересно, здесь вновь перекличка с Ф. Ницше, который также в «Сумерках идолов» писал о будущем России, что она единственная держава, «у которой сегодня есть будущность, которая может ждать, которая ещё может что-то обещать»[4].



Оба текста Франка взаимосвязаны, хотя вроде бы, на первый взгляд, в них речь идёт немного разном. Во-первых, это, безусловно, связь с Фридрихом Ницше (пусть и подаваемом в интерпретации Франка, но ведь каждый великий философ по-своему пересказывает своего знаменитого предшественника). Во-вторых, в обоих текстах речь идёт о призыве к нравственному, духовному совершенствованию, развитию, обращению к вечным ценностям. С.Л. Франк предостерегает от насильственного навязывания другим идеалов, ценностей, стремления «осчастливить» других.
Здесь можно привести и цитату из Ницше: «"Возлюби ближнего своего" — это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями».
Актуальны оба текста и для нашего времени. И не только призывом не навязывать ближнему «счастье». В современном стремительном мире постмодерна и мы находимся в ситуации «крушения кумиров».
Многие застали ещё время краха советской идеологии и державы. И в наше время мир меняется, что-то исчезает. Может поменяться образ жизни,  место проживания, работа, окружение, даже страна. Меняется и мировоззрение. Не случайно наше время англо-польский социолог З. Бауман назвал «жидким модерном». А американский мыслитель Э. Тоффлер ещё 50 лет назад ввёл понятие «футуршок» – т.е. шок от будущего. Мир, по Тоффлеру, так меняется, что люди начинают испытывать психологический стресс.
В этой ситуации, когда всё кажется непостоянным, С.Л. Франк, подобно другим мыслителям указывает на то, что есть нечто вечное, неизменное.  Нужно только вырваться из безумной повседневной суеты, и постараться понять, осмыслить это Непостижимое, эти вечные ценности. Здесь, конечно же, можно увидеть параллели и с многими другими мыслителями. Как не вспомнить М. Хайдеггера с его всматриванием, вслушиванием в бытие, с его идеей благодарности зовущему бытию.
Также и С.Л. Франк.  Конечно, его «Крушение кумиров» – более публицистика, нежели другие книги этого мыслителя («Непостижимое», «Реальность и человек», «Душа человека», «Смысл жизни» и т.п.). Но эта книга, как и другие произведения Франка позволяет прикоснуться к безбрежному океану мысли великого философа.




[1]Киселёва С.Е. Ф. Ницше в раннем творчестве Франка // Вестник РУДН. Серия философия. 2013. № 1. С. 91–96; Рыбас А.Е. С.Л. Франк и этика любви к дальнему // Мысль. Выпуск 16 (2014). С. 106–117. URLhttp://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20i%20etika%20lyubvi%20k%20dalnemu.pdf
[2] Но в недавно вышедшем академическом 13-томном Полном собрании сочинений Ф. Ницше всё-таки дано название «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Ницше, П.СС. Том 6. М., 2009).
[3] См. книгу Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла».
[4] Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 6. .М, 2009. С. 87–88.
Tags: Мои заметки, Мои записи, Ф. Ницше, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments