Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН: ФИЛОСОФ И ПОЛИТИК



Своеобразным популяризатором Аристотеля был римский мыслитель и политик М.Т. Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Правда он в истории вошёл больше как политик и замечательный оратор. Происходил он из уважаемой семьи. Получил хорошее образование. Но при том уже с детства сам тянулся к наукам, выучил греческий язык.
Острый ум и ораторские способности Цицерона позволили ему сделать прекрасную политическую карьеру. В 75 г. он становится квестором в Сицилии и заслуживает уважение жителей своей честностью.  В 73 г. до н.э. он уже входит в сенат. Цицерон неустанно борется с коррупцией, выступая против политиков, замешанных в этом.
В 63 г. становится консулом и участвует в подавлении заговора Катилины. Цицерон произнёс речь против Катилины в Сенате, обвинив того в попытке государственного переворота и вынудив бежать из Рима. Позднее он добился смертной казни сторонников Катилины.


Цицерон жил в сложную, драматичную эпоху. Римская республика переживала кризис. Маленький полис, волею судьбы оказался во главе огромного государства. Полисные институты больше не подходили для такого, фактически имперского, образования. Улицы Рима становятся ареной для побоищ сторонников разного рода политиков и демагогов. Такие могущественные политики как Красс, Помпей Цезарь, стремятся к власти и даже объединяют свои усилия для достижения личных амбиций.
Сам  Цицерон не избежал опалы, будучи изгнан из Рима (58 г. до н.э.). Его дома были сожжены а имущество конфисковано. Доведённый до отчаяния, мыслитель даже подумывал о самоубийстве. Правда, вернувшись из изгнания, он успел ещё побывать наместником Киликии в 51 г. до н.э.
Иногда Цицерон отходит от политики и начинает заниматься своими любимыми литературными и философскими трудами. Тем более, что он и сам считает, что настоящий политик должен хорошо знать философию. В то же время, считал Цицерон, полемизируя со сторонниками учения Эпикура, мудрец может брать в свои руки бразды правления.
На взгляды Цицерона оказывало влияние творчество таких греческих мыслителей, как Платон, Аристотель, Полибий и стоики. Сам философ заявлял, что в своих размышлениях отталкивался в первую очередь от Платона, но, судя по всему, «глубокого знакомства и понимания философской системы Платона он не обнаруживает»[1].
Ему импонирует идея греческих философов о смешанной форме правления. Последняя, по мнению Цицерона, как и Полибия, способна придать государству устойчивость. Но если Полибий, например, считал причиной круговорота простых форм правления их неустойчивость, то Цицерон объяснял нестабильность политических институтов следствием деградации нравственных основ.
Вместе с тем, в отличие от Платона и Аристотеля Цицерон, как и Полибий, считал, что совершенное государство фактически уже существует – это Римская республика, характеризующаяся смешанной формой правления. Этот строй сочетает в себе элементы монархии (власть магистратов), аристократии (сенат) и демократии (комиции). Если Греция увядает, то Рим находится на пике своего могущества. Рим концентрирует в себе многовековой опыт всего римского народа, а не отдельных одарённых лиц, как в других государствах.
Правда при этом Цицерон признавал кризисное состояние современного ему полисного устройства. Поэтому и необходимо его усовершенствовать. Цицерон много размышляет о т.н. «общем благе», которое должно скрепить распадающееся на партии общество. При том благо общества по Цицерону (здесь он сходится с Аристотелем) слагается из блага отдельных граждан. Государство и законы, по мнению мыслителя, всегда должны быть справедливыми, иначе они могут утратить свою ценность и предназначение. В целом же справедливость, по Цицерону, является основой гармонии в обществе.
По мнению Цицерона, ведущую роль в государстве должен играть принцепс (сенатор, возглавляющий список сенаторов) пользующийся нравственным авторитетом у соотечественников.  Некоторые исследователи полагают, что размышляя о принцепсе, Цицерон видел на этом месте в первую очередь себя.
Занимали Цицерона и этические проблемы. Здесь он пропагандирует идеи стоиков, особенно проблематику добродетели. Человек, согласно философу, разумное существо, имеющее в себе нечто божественное. В свою очередь добродетель – это преодоление всех жизненных невзгод силой воли. Философия в этом плане оказывает человеку неоценимые услуги. При этом Цицерон отмечал, что каждое философское течение приходит к достижению добродетели своим путём. Следовательно, по мысли Цицерона, необходимо соединять всё самое ценное, что есть у разных философских школ, все их достижения в одно целое.
Тем временем в стране идёт новый виток схватки за власть.  Цезарь ведёт армию на Рим и начинает войну с Помпеем и его сторонниками. Разбив Помпея и его сыновей, он сам погибает примерно через год после окончательного прихода к власти (44 г. до н.э.). Цицерон с радостью воспринимает гибель Цезаря. Не случайно, и заговорщики выкрикивали его имя.
В Риме разгорается борьба между сторонниками убитого Цезаря и республиканцами, с одной стороны, а с другой – внутри лагеря сторонников Цезаря (между Антонием и Октавианом). Страна неизбежно шла к установлению единоличной власти. В целом Цицерон пытается противостоять этому процессу. Многочисленные письма и речи Цицерона, к счастью дошедшие до нас, являются прекрасным источником знаний  о той бурной и драматичной эпохе 60-40-х гг. до н.э.


Римлянам импонировало его красноречие. Цицерон считался непревзойдённым оратором. Нравилось соотечественникам и его презрение к деньгам. Цицерон отказывался брать многочисленные подарки, будучи должностным лицом у сицилийцев, или когда был проконсулом в Киликии. И даже во время изгнания отказывался брать деньги у друзей.
Философ мог быть верен своим принципиальным установкам. В нём  видели и защитника республиканских идеалов. Даже враги признавали, что Цицерон горячо любил свою родину. И его стремление к государственным постам можно объяснить убеждённостью Цицерона, что именно он больше, чем другие  сможет принести пользы Риму. Цицерона выделяло и  чувство справедливости. Свойственно ему было чувство умеренности. В некоторых случаях, как в ситуации с заговором Катилины, Цицерон мог проявить мужество и осмотрительность.
Вместе с тем, Цицерон мог быть  недальновидным в политике, мечущимся между различными силами и малодушным. Иногда он поражал своей беспринципностью, когда брался защищать тех людей, которых до того сам клеймил как интриганов, насильников, грабителей. Часто слова и дела знаменитого оратора расходились между собой. 
После смерти Цезаря, Цицерон связывал большие надежды с Октавианом (внучатым племянником Цезаря), противостоявшим Антонию. Цицерону удалось провести через Сенат постановление, согласно которому Октавиан признавался законным наследником Цезаря. Видимо Цицерон рассчитывал, что сможет управлять Октавианом в своих целях. Но обманулся. Октавиан хорошо сыграл роль послушного ученика, когда ему это было нужно. Однако вскоре он объединяется с Антонием, ненавидевшим Цицерона. По настоянию Марка Антония (чему Октавиан почти не препятствует), Цицерона убивают воиын Антония. Сначала Цицерон спасался от убийц, надеясь уплыть на корабле из Италии. Однако увидев, что преследователи его настигли, он приказал остановить носилки, и добровольно принимает смерть.

Однако он остаётся в истории благодаря своим речам, письмам, философским трактатам. Правда его философские и политические произведения – это фактически пересказ древнегреческих авторов. Как отмечают историки философии, Цицерон не был богат оригинальными идеями. Его философию характеризует эклектичность. Как отметил один из исследователей: «Цицерон не дал новых идей миру... Его собственный внутренний мир небогат, ибо в нем много других голосов»[2].
Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, заслуга Цицерона перед историей философии именно в популяризации греческой культуры. Благодаря живому, ясному и доступному изложению философских идей, введению в латинский язык большого количества философских терминов. Цицерон сумел пробудить в римском обществе интерес к философии. Последняя с этого времени становится важным звеном в римской системе образования. Более того, благодаря своей эрудиции и высокой культуре, Цицерон стал мостом, с одной стороны между греческой культурой и римской, с другой стороны – античности и Запада. В этом его заслуга несомненна.

Использованная литература
1.                  Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / в переводе и под ред. С.А. Мальцевой. СПб., 2001.
2.                  Афоризмы и цитаты Цицерона. URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-cicerona
3.                  Грималь П. Цицерон. М., 1991.
4.                  История политических и правовых учений / Ред. О.В. Мартышин. М., 2006.
5.                  История политических и правовых учений / Ред. В.С. Нерсесянц. М., 2007.
6.                  История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. И.И. Богута. М., 1995.
7.                  Плутарх. Цицерон /  Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Полное собрание в одном томе. М., 2017.
8.                  Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и  «О законах) / Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994.
9.                  Чанышев А.А. История политических учений. М., 2005.
Рекомендуемая литература
1.                  Буасье Г. Цицерон и его друзья / Буасье Г. Собрю соч. Том 2. СПб., 1993.
2.                  Звиревич В. Т. Цицерон. СПб.: Наука, 2016.
3.                  Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1973.
4.                  Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994.

Высказывания М.Т. Цицерона

·                    Благо народа – высший закон.
·                    Бумага всё стерпит.
·                    Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.
·                    Вещь непостыдная становится постыдной, когда её прославляет толпа.
·                    Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.
·                    Не прочна судьба народа, когда она (…) зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.
·                    Наш народ, защищая своих союзников, (…) покорил весь мир.
·                    Где существует тиран, там не просто дурное государство, (…) а (…) вообще не существует никакого государства.
·                    Ничто не цветет вечно.
·                    Что прошло, того уж нет.
·                    Ни одно искусство не замыкается в самом себе.
·                    Все искусства состоят в исследовании истины.
·                    Дружба может соединять лишь достойных людей.
·                    Как часто идем мы ради друга на то, на что ради самих себя никогда не пошли бы!
·                    Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино — чем старше, тем слаще.
·                    Давать же каждому можно лишь в меру сил — и собственных, и того, кому стремишься помочь. (…) Если ты и в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.
·                    Всякому подобает то, что больше ему свойственно.
·                    Всякому – своё.
·                    Голоса взвешивают, а не считают.
·                    Всё достоинство добродетели – в действии.
·                    Друзья познаются в беде.
·                    Самая большая несправедливость — желать платы за справедливость.
·                    Причиной и началом философии должно быть незнание.
·                    Ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом (…) подобное истинному.
·                    Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.
·                    Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
·                    Доказательствами только ослабляется очевидность.
·                    Достигнуть ее [старости] желают все, а достигнув, ее же винят.
·                    Тело от излишних упражнений устает — ум же от упражнения укрепляется.
·                    Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный.
·                    He всякое вино и не всякий нрав портится с возрастом.
·                    Когда говорит оружие, законы умолкают.
·                    История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.
·                    Когда ты уже не тот, кем был, у тебя нет причин быть привязанным к жизни.
·                    Ложное близко соседствует с истиной.
·                    Лучше быть страдающим лицом в правом деле, чем торжествовать в неправом.
·                    Лучше признаться, что ты не знаешь того, чего не знаешь, чем болтать какой-нибудь тошнотворный вздор и самому себе быть противным!
·                    Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
·                    Наибольшее бесправие там, где царит только буква закона.
·                    Не быть жадным уже богатство.
·                    Чрезмерное наслаждение граничит с отвращением.
·                    Никогда ещё не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя.
·                    Никто из глупцов не может быть счастливым, нет мудреца, который был бы несчастен.
·                    Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
·                    О, времена! О, нравы!
·                    Огорчение существует не само по себе, а в нашем представлении.
·                    Одни противоположности рождают другие.
·                    Осторожно действовать ещё важнее, чем разумно рассуждать.
·                    Привычка – вторая натура.
·                    Труд притупляет боль.
·                    Я не в состоянии забыть того, о чём желал бы не помнить.
·                    Вершина всех зол — это победа в гражданской войне.
·                    Долго бояться — большее зло, нежели то самое, чего боишься.
·                    Несчастье склонно к обвинению.
·                    Воспоминание о былых страданиях, когда находишься в безопасности, доставляет удовольствие.
·                    Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.
·                    Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестности.
·                    Кто остался доволен, забывает, кто обижен, помнит.
·                    Природные качества без образования вели к славе чаще, чем образование без природных качеств.
·                    Будем надеяться на то, чего мы хотим, но то, что случится, перенесем.
·                    Я охотнее готов заблуждаться вместе с Платоном, чем разделять истину с нынешними знатоками.
·                    Человек часто сам себе злейший враг.
·                    Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
·                    Что посеешь, то и пожнешь.
·                    Философия — мать всех наук.
·                    Философия является медициной души.




[1] Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и  «О законах) / Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994. С. 154.
[2] Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / в переводе и под ред. С.А. Мальцевой. СПб., 2001.  С. 282.
Tags: Античность, Мои записи, Римская империя, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Ну вот, наконец вновь возвращаюсь к философии. Завтра будет история. Правда пока вместо того, чтобы выкладывать цитаты из своего шеститомника А.…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком. Артур Шопенгауэр

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments