Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ВСТРЕЧА С ХАЙДЕГГЕРОМ



В жизни бывает много неожиданных и приятных моментов. Один из них – неожиданная встреча с М. Хайдеггером в 2017–2018 гг.  Но первые встречи были чуть раньше. Так в 1991 или 1992 гг. попался в чепецкой библиотеке изданный в 1991 г. сборник его статей «Разговор на просёлочной дороге».  Десять лет назад – весной 2008 г., учась в аспирантуре, прочёл у Хайдеггера статью из этого сборника «Что значит мыслить?» Тогда статья читалась с трудом. И в целом о Хайдеггере сложилось впечатление, как об очень сложном, «зубодробительном» мыслителе, отличающемся громоздким языком.
И вот, прошло почти десять лет. В январе 2017 г. взял в руки 2-томник М. Хайдеггера «Ницше». Как раз – осенью 2016 г. началось бурное  «знакомство»  с Ф. Ницше (буквально зачитывался этим великим философом, наслаждаясь красивым языком, парадоксальностью мысли).  Это «общение» и привело к книге М. Хайдеггера о Ницше. Взяв в руки этот фундаментальный труд, не мог от него оторваться. Не всё было понятно. Но в целом от чтения осталось ощущение праздника.
За «Ницше» последовали другие книги  – «Парменид», «Гераклит», «Что зовётся мышлением?» «Основные понятия метафизики»…
Пока непрочтённым остался его главный труд – «Бытие и время» – одна из культовых философских книг. Правда, эта книга так и осталась незавершённой – вторую часть М. Хайдеггер не написал. Но и в таком виде она принесла философу мировую славу. Обычно когда говорят о Хайдеггере, то обращаются в первую очередь к анализу данного произведения.
Конечно, всё из его почти 100-томного наследия не возможно прочесть (это его работы, а так же лекции, прочтённые М. Хайдеггером и записанные его слушателями). Но некоторые его книги можно перечитывать. Например, того же «Ницше», или «Что зовётся мышлением?» (своеобразное интеллектуальное завещание М. Хайдеггера, по мнению О. Матвейчева).
Удивительны, как жизнь М. Хайдеггера, так и его философия.  Живя на окраине Германии – в небольшом Фрайбурге, а часто в Тодтнауберге (деревушке, что находилась недалеко от Фрайбурга), Хайдеггер стал одним из ярчайших мыслителей ХХ века.
При том, жители Тодтнауберга даже и не подозревали, что рядом с ними живёт великий мыслитель. Точно так же и жители родного городка Хайдеггера – Мескирха искренне не понимали, почему к ним приезжают гости отовсюду. Более в памяти остался брат Мартина Хайдеггера – Фриц, который, был примечателен тем, что заикался. А Мартин… 
Так же и во Фрайбурге Хайдеггера порой принимали за истопника. В целом жил и одевался он скромно, зачастую удаляясь от мирской суеты в свою хижину, и внешне почти ни чем не был примечателен. Часто любил уединённые прогулки по лесным тропам Тодтнауберга, и лыжные прогулки зимой с членами семьи. В обращении с соседями он был прост, дружелюбен. Мог даже зайти в гости и посмотреть с ними футбол (в своей «хижине» Хайдеггер не имел телевизора).


Хайдеггера можно сравнить с Парменидом, Аврелием Августином и рядом других мыслителей, словно свидетельствующих о том, что великое создаётся не только в столице. Правда М. Хайдеггер был учеником великого Гуссерля, осевшего во Фрайбурге. Но это не помешало некоторым в Германии смотреть на него как на «провинциала».
М. Хайдеггер  критиковал в своих лекциях концепцию О. Шпенглера, но фактически он сам своей жизнью отчасти является её подтверждением. Для Шпенглера духовная жизнь протекает в провинции. Так и М. Хайдеггер, в основном жил и творил, удаляясь от городской тишины, и даже от небольшого Фрайбурга.
В жизни философа было несколько неоднозначных моментов. Исследователи часто вспоминают, что М. Хайдеггер был какое-то время (буквально несколько месяцев) ректором Фрайбургского университета при нацистах, и членом национал-социалистической партии. Правда вскоре он прекратил общение с национал-социалистами (хотя и не выходил из партии до 1945 г.). Но надо сказать, что под влиянием нацистского соблазна на какой-то момент оказались и другие немецкие учёные. Например, выдающийся юрист К. Шмитт, геополитик К. Хаусхофер…
Ярким моментом являются взаимоотношения М. Хайдеггера с его ученицей Х. Арендт. Фактически роман их продлился почти всю жизнь… Правда М. Хайдеггер так и не оценил по достоинству интеллектуальный уровень Ханны Арендт.
Философия Хайдеггера сложна и многогранна. Его тексты можно интерпретировать по разному. Каждый в них найдёт нечто своё.
В центре философии мыслителя – учение о бытии. Именно оно волновало его, и не случайно главный труд Хайдеггера,   о котором шла речь, назывался «Бытие и время».
Уделяет внимание М. Хайдеггер и проблемам мышления, современного человека. Вслед за Ф. Ницше он предупреждает о том, что «пустыня растёт». И эта пустыня, в т.ч. пустота наших душ, потеря нами духовности. Это и отказ от мышления. Поэтому Хайдеггер призывает мыслить, думать. А для этого необходимо обратиться к опыту греков, понять их способ мышления.
Но мыслить можно по разному и здесь важен ещё один тезис Хайдеггера.  Его критика рационализма, идеи, что истина постигается путём доказательств, доводов.
Хайдеггер не согласен с такой трактовкой. Он говорит  об ограниченности рационального познания. Указывает на то, что мышление оказалось загнанным в определённые рамки, что снижает его познавательную способность. Для этого и необходимо в т.ч. обратиться к опыту греков, мыслить по иному, интуитивно. Но не только. М. Хайдеггер указывает и на то, что сущность вещи может просветить поэтическое мышление. Поэт способен познать бытие.
Интересны и его рассуждения о своеобразной открытости призывающему бытию, об открытости на встречу судьбе.
Научившись мыслить, человек сможет выбрать подлинную жизнь в этом бытии. Вместе с тем, Хайдеггер говорит и об опасности не подлинного существования, вводя термин «ман» – это своеобразный средний человек, растворившийся в массе, деперсонализированый, думающий и действующий, как общепринято, не задумывающийся о последствиях тех или иных действий.
Правда М. Хайдеггер и признаёт, что человек по сути заброшен в своеобразное «Ничто» (того же космоса или природы). В результате он неизбежно обречён на мучения от ощущения одиночества и бессмысленности своего существования.


В целом же философия М. Хайдеггера противоречива. Для одних он –провинциальный мыслитель (не случайно его путали с крестьянином и он сам любил сельскую жизнь). Порой связывают его философию с национал-социалистскими убеждениями. Для других он – один из величайших мыслителей ХХ в., поставивший вопросы о смысле человеческого существовании, о мышлении и бытии. Его учениками были Ханна Арендт, Герберт Маркузе. Влияние М. Хайдеггера испытал и один из его современников – К. Ясперс (правда после 1933 г. заявлявший, что ничего не имеет общего с М. Хайдеггером). Влияние Хайдеггера испытала и феноменология Ж.-П. Сартра Г.-Г. Гадамера. Добавим, что М. Хайдеггер оказал большое влияние на три значимых философских течения ХХ в. – герменевтику, экзистенциализм и философскую антропологию.
Читать М. Хайдеггера сложно. Это так. И сам Хайдеггер на этот счёт подшучивал в «Основных категориях метафизики», когда разбирал состояние скуки. Порой устаётся от уходов в сторону, чрезмерном (на взгляд читателя) разборе тех или иных слов, от громоздкости текста. Но и сохраняется ощущение праздника, радости. Хайдеггер нас словно приучает к неспешному чтению, к неторопливости и к уходу от суеты.  Это тот автор, которого, видимо, необходимо перечитывать вновь и вновь. И тогда «Вселенная Хайдеггера» откроется новыми гранями и смыслами. Вселенная, заставляющая уже не одно десятилетие мыслителей разных континентов (и Европы, и Америки, и даже Азии) спорить и восхищаться творчеством этого великого философа.
Хотелось так же пожелать и читающим эти строки, чтобы и у них состоялась встреча с М. Хайдеггером и его миром.

Использованная литература:
1.                  Великие мыслители. Мартин Хайдеггер (1889–1976).  http://www.bibliotekar.ru/filosofia/96.htm
2.                  Матвейчев О. «Новое мышление» позднего Хайдеггера / Хайдеггер М. Что зовётся мышлением? М., 2006.
3.                  Счастливцева Е.А. История философии. Учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования. Киров, 2014.

Рекомендуемая литература.
1.                  Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.
2.                  Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие-время-любовь. М., 2013.
3.                  Сафранский Р. Хайдеггер М. Германский мастер и его время. М., 2005.

***********
Из высказываний М. Хайдеггера
·                    Мы часто забываем, что мыслитель, по существу, более действенен там, где его опровергают, а не там, где с ним соглашаются;
·                    Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических препаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе;
·                    О том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку;
·                    Каждый мыслитель продумывает только одну-единственную мысль. И это существенно отличает мышление от науки. Исследователю нужны всё новые и новые открытия и идеи, иначе наука впадает в закоснелость и ложь. Мыслителю нужна лишь одна-единственная мысль;
·                    Где не хватает слова, там нет вещи;
·                    Все искусство в своем существе есть поэзия;
·                    В художнике исток творения. В творении исток художника. Нет одного без другого;
·                    Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык;
·                    Каждый всегда пребывает в диалоге со своими предшественниками; еще больше, возможно, и сокровеннее — со своими потомками;
·                    Крестьянская память отмечена верностью — простой, надежной, неослабной;
·                    Наш путь — путь мысли;
·                    У каждой вещи свое время;
·                    Философия есть нечто такое, что касается каждого.
Tags: М. Хайдеггер, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments