Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

АРИСТОТЕЛЬ: ВЕЛИКИЙ УЧЕНИК И ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ



Немецкий философ О. Шпенглер как-то высказал любопытную мысль, что со временем должна быть написана история трёх Аристотелей – греческого, арабского и «готического» (т.е. – европейского). Правда О. Шпенглер забывает, что именно арабы фактически «передали» европейцам Аристотеля через Аверроэса, «очищенного» от неоплатонизма. Тем не менее, данная фраза говорит о величии древнегреческого мыслителя, его значении для нескольких культур.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Оба они – и Платон и Аристотель, полагают, что знание имеет своё начало в разуме, в понятиях, а не в ощущениях. Однако во многом они расходились и даже были различными людьми.
Если Платон любил вкусно поесть, то Аристотель – любил изысканно одеваться, носил кольца и обувь на высоких каблуках, вёл свободный образ жизни и был «привержен к наложницам». Платон – скромный, спокойный, уравновешенный. Аристотель – едкий, насмешливый, любитель остроумия.
Авторитет Платона в Академии был очень велик, и только Аристотель решался вступать в полемику со своим учителем. Видимо во время одного из этих споров Аристотель и произнёс свою знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». В свою очередь Платон оценил таланты Аристотеля, и шутил, что если другие ученики нуждаются в школе, то Аристотель – в узде.
Если Платон уделял больше внимания абстрактным идеям, отражением которых является мир, то Аристотеля интересовали конкретные предметы и только они.  Для Платона истина – в сверхчувственном мире, для Аристотеля – в окружающем мире. Не случайно на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» Платон изображён, указывающим пальцем на небо, а Аристотель – показывающий рукой на землю.
Для Платона наш мир – отражение мира идей. Для Аристотеля, Бог создал мир, придал импульс движения ему и по сути устранился, бесстрастно наблюдая за своим творением. Т.е. мир у Аристотеля динамичен, а у Платона – статичен.
Для Аристотеля любая вещь реальна только тогда, когда она осуществляет свою непосредственную функцию. Например, если это дом, то обязательно в нём кто-то должен жить. И если для Платона познание мира шло от общего к частному, то у Аристотеля наоборот.

Идя от частного, Аристотель подверг критике платоновский идеал общественного устройства. Аристотеля возмутила идея Платона о ликвидации в идеальном полисе  семьи и собственности у двух высших слоёв – воинов и философов. Семья – ячейка полиса, и ликвидация её приведёт к гибели государства. И в вопросе собственности Аристотель исходил из интересов человека. Любой индивид  по натуре собственник, желание обладать у него в крови. Кроме того и желание одаривать друзей. Как человек сможет всё это делать, если у него не будет собственности? Платон здесь не прав.
Таким образом, если у Платона главный принцип: что хорошо для полиса, то должно быть хорошо и для человека, то у Аристотеля – наоборот. Что хорошо для гражданина, то хорошо для полиса. Если для Платона правящим слоем являются философы, то для Аристотеля доминирующим слоем должен быть средний класс, относительно обеспеченных и многочисленных  людей.
В целом, как отмечал А.Н. Чанышев, философская доктрина Аристотеля была сложна для понимания по ряду причин:
1) плохое состояние некоторых текстов Аристотеля (напр. «Метафизики»),
2) Аристотель так и не смог решить для себя такие важные философские проблемы, как взаимоотношение общего и частного, эмпирического и рационального познания и т.п.
Правда, Аристотель смог выстроить своеобразную «лестницу познания». На первой ступени находится чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус).
Вторая ступень — представление — возникающее на основе чувственного восприятия.
Третья ступень – опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука — знание об общем.
Последняя – четвёртая ступень познания – наука.
Так же Аристотель выделил несколько типов души:
·                    вегетативные (растения);
·                    чувственные (животные);
·                    разумные (человек).
После смерти разумная душа человека, в отличие от остальных, соединяется с Космическим Разумом.
Аристотель по сути стоял у истоков многих наук, благодаря своему энциклопедизму. Он разработал классификацию этих наук, формальные правила логики, стал систематизатором научного знания.  В целом всю философию Аристотеля можно разделить на 5 основных тем: логика, физика, метафизика, этика, политика.
Как философ, Аристотель, в отличие от своих предшественников, первым стал писать «как профессор» (Б. Рассел). Его трактаты систематичны, а рассуждения разделены на рубрики. Правда для восприятия тексты Аристотеля порой сложны т.к. частично представляли из себя конспекты, сделанные учениками. Частично были в своё время повреждены в следствии неправильного хранения. Кроме того, и в силу самого способа мышления Аристотеля (порой сложного для восприятия). В то же время тексты Платона – это прекрасная научная и художественная литература.
Мыслитель так же прославился и своим самым знаменитым учеником, правда так и не ставшим философом, но прославившимся завоеваниями – Александром Македонским. По просьбе македонского царя Филиппа II, Аристотель четыре года воспитывал его сына – Александра. Правда, их пути существенно разошлись. Аристотеля, судя по всему, не вдохновляли идеи мирового господства, высказываемые Александром. По мнению Аристотеля, государство должно быть средних размеров. Возможно, как предполагает Б. Рассел, Александр воспринимал Аристотеля как старого скучного педанта, приставленного к нему отцом, дабы удерживать от озорства.
После того, как Александр Македонский стал царём, Аристотель уехал в свой родной городок – Стагиру, а затем вернулся в Афины. Там он создал свою школу Ликей (находившуюся рядом с храмом Аполлона Ликейского), преподавая в течении нескольких лет. После смерти Александра Македонского, Аристотель был обвинён в богохульстве (хотя фактически из-за покровительства ему со стороны македонян) и был вынужден уехать из Афин на остов Эвбея, где и умер.
Нужно сказать, что в эпоху Средних веков авторитет Аристотеля был велик, фактически бесспорен.  И не только благодаря арабам, но и Фоме Аквинскому – одному из крупнейших западных религиозных философов. Известен случай в Средневековье, когда учёные открыли новую звезду, и  сообщили об этом одному кардиналу. Последний придя в обсерваторию и взглянув на звезду, сообщил, что у Аристотеля о ней ничего не написано. А раз так, то такой звезды нет.
Как отмечал Б. Рассел, с XVII в.  почти каждый серьёзный шаг в интеллектуальном прогрессе  должен был начинаться с нападок на какое-либо аристотелевское положение, таково было значение Аристотеля.
В целом же влияние Аристотеля на современную западную философию колоссально, благодаря созданному им понятийному аппарату, научному стилю мышления (история вопроса, «постановка проблемы», «аргументы за и против», «решение»).  В заключении можно привести мнение князя С.Н. Трубецкого об Аристотеле: «Мы знаем, как широк был нравственный кругозор этого философа, как возвышенны его принципы. Он был мыслителем, который высшей своей целью ставил «теорию» – познание Божества и познание мира…Великий мастер анализа, он был равно наделён даром творческого построения и философской интуиции…Аристотель более своих предшественников жил наукой, жил головой. Трудно себе представить, чтобы один человек  мог сделать столь много для всех отраслей знания, как Аристотель. Благодаря исключительным дарованиям, благодаря своему историческому положению, он один сделал в науке больше, чем многие века после него».


******************
Изречениия Аристотеля

·                    Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.
·                    Бедность – источник возмущений и преступлений.
·                    Бездетные скорее разводятся: дети – это общее обоим благо, а общее благо объединяет.
·                    Благодетели больше питают дружбу к облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние – к оказавшим его.
·                    Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.
·                    Большая разница, случится ли нечто вследствие чего либо или после чего либо.
·                    Больше всего надо во всем остерегаться удовольствия и того, что его доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно.
·                    Быть смелым – значит считать далеким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.
·                    Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.
·                    В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.
·                    Величайшие преступления совершаются из за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.
·                    Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
·                    Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.
·                    Воспитание – лучший припас к старости.
·                    Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
·                    Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
·                    Всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.
·                    Всякая чрезмерность и в безрассудстве, и в трусости, и в распущенности, и в злобности либо звероподобная, либо болезненная.
·                    Высшее благо есть совершенная цель, совершенная же цель сама по себе есть, по видимому, не что иное, как счастье.
·                    Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.
·                    Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия.
·                    Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.
·                    Даже известное известно лишь немногим.
·                    Действительно, всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.
·                    Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.
·                    Деяние есть живое единство теории и практики.
·                    Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности.
·                    Для кого честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.
·                    Добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средство для ее достижения.
·                    Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.
·                    Друг всем – ничей друг.
·                    Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
·                    Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
·                    Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра.
·                    Женщина – это увечный от природы, изуродованный мужчина.
·                    Жизнь требует движения.
·                    Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.
·                    Из всех животных только человек способен смеяться.
·                    Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.
·                    Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.
·                    Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.
·                    Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.
·                    Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
·                    Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, – это дано не каждому.
·                    Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
·                    Как преуспевать ученикам? Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
·                    Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.
·                    Красота различна для каждого возраста.
·                    Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
·                    Лучше то, что труднее.
·                    Любить – значит желать другому того, что считаешь для блага, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему этого благо.
·                    Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.
·                    Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
·                    Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение – ради мстящего, чтобы утолить его гнев.
·                    Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
·                    Многое из того, что свойственно демократии, ослабляет демократию.
·                    Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.
·                    Мудрость – это самая точная из наук.
·                    Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела.
·                    Мужу и жене дружба, по видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать скорее пары, а не государства.
·                    Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
·                    Мышление – верх блаженства и радость в жизни, доблестнейшее занятие человека.
·                    Надежда – это сон наяву.
·                    Назначение (человека) выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения.
·                    Наслаждение общением – главный признак дружбы.
·                    Начало – это, по всей видимости, больше половины всего дела.
·                    Не любит тот, кто не любит всегда.
·                    Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
·                    Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.
·                    Неспособный к раскаянию неисцелим.
·                    Несправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому-нибудь причиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим.
·                    Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
·                    Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
·                    Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями.
·                    Об избрании [на государственные посты] всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные.
·                    Обижают и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.
·                    Общий страх объединяет и злейших врагов.
·                    Одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править.
·                    Одно мужество свойственно начальнику, другое – слуге.
·                    Олигархия разрушается, когда в ней образуется другая олигархия.
·                    Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего.
·                    Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
·                    От одинаковых причин получаются одинаковые следствия.
·                    Платон – друг, но истина дороже.
·                    Познание начинается с удивления.
·                    Почет больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от того, кому его оказывают.
·                    Поэзия есть удел человека или одаренного, или одержимого.
·                    Преступление нуждается лишь в предлоге.
·                    Привычка – вторая натура.
·                    Принципы поступков – это то, ради чего они совершаются.
·                    Проницательность – это своего рода наитие.
·                    Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
·                    Революция – дело не пустячное, но происходят они из за пустяков.
·                    Самое главное при всяком государственном устройстве – устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
·                    Свободно применять свой талант – вот подлинное счастье.
·                    Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.
·                    Совершенным называется то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области.
·                    Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.
·                    Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
·                    Удивление побуждает людей философствовать.
·                    Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
·                    Худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим.
·                    Человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
·                    Человек вне общества – или бог, или зверь.
·                    Человек с чувством юмора – это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.
·                    Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
·                    Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она – отдых.
·                    Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.
·                    Ясность – главное достоинство речи.

Использованная литература

1.                  Афоризмы и цитаты Аристотеля. URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-aristotelya
2.                  Лебедев А.В. Аристотель / Философский энциклопедический словарь. М., 1989.  С. 38–41.
3.                  Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М., 2004.
4.                  Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 2005.
5.                  Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учеб. Для вузов. М., 2003.
6.                  Шуман А.Н. Аристотель / История философии. Энциклопедия. Мн., 2002. С. 55–58.

Рекомендуемая литература

1.                  Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / в переводе и под ред. С.А. Мальцевой. СПб., 2001.
2.                  Асмус В.Ф. Античная философия.  М., 2003.
3.                  Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.
4.                  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 2011.
5.                  Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. М., 1993.
6.                  Счастливцева Е.А. История философии. Киров, 2014.
7.                  Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Tags: Античность, Мои записи, Философия, Философские этюды
Subscribe

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    С огромным опозданием но поздравляю прекрасную половину с ПРАЗДНИКОМ ЖЕН-МИРОНОСИЦ, этим замечательным православным женским днём. Это праздник…

  • ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ. ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ

    Сегодня в заметке речь пойдёт о книге выдающегося советского историка Александра Александровича Зимина «Витязь на распутье». Недавно…

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    ВСЕХ ГОСТЕЙ СТРАНИЧКИ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments