Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

«ВЫЗОВ-И-ОТВЕТ» АРНОЛЬДА ТОЙНБИ

В одной из заметок мы уже писали об Освальде Шпенглере. Своеобразным противопоставлением идеям О. Шпенглера и в то же время развитием цивилизационного подхода явилась концепция английского историка и философа А. Дж. Тойнби (1889–1975). Анализируя исторический процесс, А Тойнби написал 12-томное «Постижение истории».

На наш взгляд, российскому читателю меньше повезло, нежели западному т.к. в нашей стране Тойнби полностью не издавали. Только отдельные части его книги[1], или краткий пересказ его концепции, сделанный Д.Ч.  Сомервеллом (правда отредактированный самим историком). Так же сюда можно добавить и сборник «Цивилизации перед судом истории». В целом пока весь А. Дж. Тойнби не предстал перед российским читателем. Однако и по этим материалам можно составить представление о концепции великого историка.

Сам А. Дж. Тойнби являлся специалистом в области античности, что дало ему возможность проработать свою концепцию на конкретном историческом материале. Вместе с тем, работа поражает как и эрудицией автора, так и проработанностью его концепции (хотя и в ней есть уязвимые места). Как писал историк Р. Дж. Коллингвуд, полемизировавший с Тойнби, «моя критика касается только основных принципов его работы. В деталях же своего труда Тойнби обнаруживает очень тонкую историческую интуицию, и его конкретные исторические оценки искажаются из-за ошибочности его принципов в крайне редких случаях»[2].

В данном очерке остановимся, в первую очередь, на концепции «Вызова-и-Ответа», А. Дж. Тойнби, объясняющей генезис цивилизации. Но ещё со временем вернёмся к его текстам.



Вызов для любого общества необходим, по мнению историка, поскольку культуры, живущие в комфортных условиях и не получающие Вызова со стороны окружающей среды, пребывают в стагнации. «Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня».

Согласно взглядам А. Дж. Тойнби, цивилизация возникает в результате Вызовов социуму со стороны окружающей среды (изменения в природе или нападения окружающих народов). Если общество справляется с вызовом, даёт на него Ответ, то возможен рост цивилизации. Всего Тойнби насчитывает 21 цивилизацию. Хотя, по замечанию рецензентов, в ходе исследования примерно 8 цивилизаций куда-то исчезает[3]. Историк не даёт чёткой формулировки цивилизации, но выделяет ряд критериев, по которым социумы можно относить к данному феномену:

·                     вселенская церковь;

·                     степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло[4].

Разумеется, что цивилизации должны обладать специфическими чертами, позволяющими говорить о них, что они находится в процессе цивилизации. Сопоставляя цивилизации с примитивными обществами, Тойнби отмечает, что первые, в отличие от последних, имеют более длительные сроки существования,  занимают обширные территории более многочисленны по населению.

При этом А. Тойнби, как и его предшественники, оспаривает тезис о единстве цивилизации, считая его ложной концепцией, вытекающей из распространённости экономической и политической систем Запада во всём мире[5].  Подобно Данилевскому и Шпенглеру, Тойнби выделял несколько стадий в развитии цивилизации: генезис, надлом и разложение, хотя и не настаивал на предопределённости гибели цивилизации.

В силу ряда причин Вызов иногда бывает очень мощным, что приводит к задержке развития социума. Такая судьба постигла полинезийцев, эскимосов, кочевников евразийских степей, спартанцев и ещё ряд социумов. Тойнби их называет задержанными цивилизациями. Однако Тойнби не отрицает значения суровых условий, в которых существуют общества. Часто именно неблагоприятные окружающие условия способствовали становлению цивилизации: «чем больше трудность, тем сильнее стимул»[6].

Таким образом, те общества, которые смогли дать Ответ на Вызов, продолжают своё развитие, превращаясь в цивилизацию. Большую роль здесь играет творческое меньшинство, способное мобилизовать общество на достойный Ответ. Рост цивилизации связан с её территориальным расширением.

Правда при ответе на вызовы возможны и сложности. В случае, если на Вызов дан эффективный, оправдавший себя ответ, не исключено повторение данных действий при последующих вызовах, что может привести к определённому застою, к утрате чувства реальности.

Кроме того, внешние вызовы склонны превращаться во внутренние. Например, победившая промышленная революция на Западе привела к появлению новых социальных проблем. Военные победы Рима и усиление его войск отчасти способствовали гражданским войнам, когда с помощью армии начали решать внутриполитические проблемы.

Надлом цивилизации А. Тойнби связывает, в первую очередь, именно с потерей элитой своих креативных способностей и авторитета, что приводит к надлому цивилизации.

Общество в такой ситуации часто раскалывается на правящую элиту, застывшую в своём развитии и внутренний пролетариат. Стремясь взять под контроль социальный распад, предотвратить крах цивилизации, элита делает ставку на имперскую экспансию[7]. Империя стремится представить себя как конечную цель существования, тогда как в действительности это фаза «в процессе социального распада»[8].

Но ситуация осложняется тем, что внутренний пролетариат, противостоя элите, может создать вселенскую церковь, которая со временем может стать основой становления новой цивилизации. Одновременно на границах усиливается давление внешнего пролетариата (варваров).

Мы уже выше отмечали, что всё-таки А. Тойнби не так пессимистично смотрит на судьбы цивилизации, что нашло отражение в его идее, согласно которой выходом из кризиса может быть духовное преображение общества.

Несмотря на абстрактность и спорность некоторых выводов и наблюдений, А.Д. Тойнби создал проработанную схему мировой истории, проанализировал факторы, влияющие на становление цивилизации и процесс надлома данного феномена.

Литература

1.                  Гумилёв Л.Н. Почему я не согласен с Тойнби / Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001.

2.                  Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. М., 2008.

3.                  Емельянов-Лукьянчиков М.А. Распятая радуга. Россия и Европа на пути к апокалипсису. М., 2015.

4.                  Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1982.

5.                  Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001.

6.                  Тойнби А.Д. Исследование истории. М., 2010.

7.                  Уколова В.И. Историк в поисках ответов на вызов / Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001.

8.                  Сергеева О.А. Теоретические модели цивилизационной концепции. Дисс. … доктора философских наук. М., 2002.




[1] См. напр.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991; Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001.

[2] Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 157.

[3] Уколова В.И. Историк в поисках ответов на вызов / Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001. С. 10.

[4] Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001. С. 82.

[5] Тойнби А.Д. Исследование истории. М., 2010. С. 64.

[6] Тойнби А.Д. Исследование истории. С. 151.

[7]  Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2001. С. 497.

[8] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2001. С. 498.
Tags: А. Дж. Тойнби, История, Мои записи, Философия, Философия истории, Философские этюды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    ВСЕХ ГОСТЕЙ СТРАНИЧКИ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  • ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

    Решил выложить несколкьо списокв книг по истории, что есть у меня. Сегодня с одного из главных списков - по истории Древнего Рима. Безусловно,…

  • ПРЯНИЧНАЯ ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ

    С детства очень любил пряники. Помню, как один из моих друзей, занимавшийся спортом, даже рекомендовал мне не есть больше двух пряников в день.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments