Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

СЛОВО О Н.А. БЕРДЯЕВЕ. ЧАСТЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ


Недавно пришлось написать знакомым о философии Н.А. Бердяева. Я помню уже в 1990-м году появились его книги. Где-то тогда же и труды В.С. Соловьёва, П.Я. Чаадаева... Сразу увлёкся его книгами. И позднее, почитав о нём, понял, что это был действительно незаурядный человек. Очень своеобразный и необычный в поведении. Например, он мог лихо скакать на коне. Когда однажды деревенские парни явились выяснять с ним отношения, он разогнал их пистолетом - стал палить из него в воздух и они разбежались. С детства его волновали три вещи - личность, свобода и творчество. Поэтому, наверное и он не попадал ни в какую систему – его нельзя отнести не к религиозным философам, и не к академическим...
Как отмечают современные исследователи его творчества, в своей жизни он прожил три этапа – аристократический, революционный (увлечение марксизмом) и эмигрантский. И во всех трёх он был чужим для аристократов, революционеров и эмигрантов. Он не вписывался ни в какие рамки... Он был чересчур оригинален.
С детства знал немецкий и французский (тут понятно - воспитание). С детства читал книги по философии. В четырнадцать лет (!!!) прочёл «Критику чистого разума» Канта (это не только одна из «культовых» философских книг, но и одна из самых сложных в философии...) а также читал Гегеля – «Феноменологию духа» (тоже сложное произведение). И это в 14 лет… Конечно и Н.М. Карамзин в раннем детстве читал книги по истории, но сложнейшие философские тексты...
Когда в 1918 г. его доставили на допрос в ВЧК, он прочитал Ф.Э. Дзержинскому целую лекцию о марксизме - как он понимает марксизм, и почему с ним не согласен. Дзержинский внимательно слушал, а потом приказал отпустить и даже доставить на автомобиле домой (хотя Н.А. Бердяев не скрывал своей неприязни к марксизму).
Несмотря на тяжёлое положение в первые годы революции, всё-таки умудрялся жить за счёт продажи своих книг, организовывал философские кружки. В общем, жил наукой. В 1922 г. его выслали на Запад. Там он продолжает заниматься творчеством. Это немного о нём как о человеке.
Нравится и его язык - красивый, живой, поэтичный. В этом плане отчасти видно влияние Ф. Ницше. Да и использование терминов последнего. Да и близки некоторые рассуждения о творчестве, например (кстати, и оба были неврастениками). Хотя конечно же Бердяев постоянно полемизирует с Ницше. Точно также как вся русская философия XIX века, полемизировала с Кантом, но по сути вышла из него.
Но Бердяев всегда заявлял «Я – сын Достоевского».  Поэтому Н.А. Бердяев и близок к такому течению как экзистенциализм. Но, наверное,  главнейшие мыслителя для Н.А, Бердяева, это – Я. Бёме, Вл. С. Соловьёв и тот же Ф.М. Достоевский.
Если брать некоторые идеи Н.А. Бердяева, то можно назвать его критику революции. По его мнению, любая революция – это проявление внутренних болезней общества.  И революционное насильственное начало враждебно культуре.
Н.А. Бердяев один из авторов знаменитого сборника «Вехи» в котором предупреждал об опасностях приближающейся революции. Критиковал мыслитель и либерализм и социализм, считая их близкими друг к другу (социализм для него – буржуазная идея). Здесь можно вспомнить из современных мыслителей А.С. Панарина, также отождествлявшего по сути два этих феномена. Н.А. Бердяев – поклонник аристократизма и в культуре и в жизни. Аристократия – идеал благородства, породы и качества. А в демократии царит средний человек. В этом плане он конечно же близок к К.Н. Леонтьеву и Ф. Ницше.
Порой его мысль является афористичной, фрагментарной. А иногда  запутанной туманной.
Н.А. Бердяев не совсем академический философ, и пишет он часто не вполне научным стилем. Кто-то даже отметил, что Бердяев – более моралист, нежели мыслитель. В.В. Розанов писал об одном из произведений Бердяева – в нём говорит не философ, а проповедник.
Также он не может быть назван и христианским мыслителем по ряду причин. Хотя и говорит много о Боге, о Троице, о Церкви. Конечно, кого-то он может привести к религии. Вера для него – высшее знание. Абсолютный центр Космоса – Христос. И задача души, отпавшей от Бога, вернуться к нему со временем, через обожение, через соборность.
Но есть ряд но…
Во-первых, Н.А. Бердяев многое берёт у Якоба Бёме – немецкого мистика XVII в. Например, термин Ungrund. Бог как таковой – становящийся. Он не изначальный. Сначала было вот это мистическое  Ungrund – некая бездна, или, по Бердяеву, свобода. И уже потом появился Бог.
Не даром философ Фёдор Степун заметил: «Живи Бердяев на исходе Средневековья, гореть бы ему на костре». Сам себя Бердяев называл вольнодумцем.
И ещё один момент. Будучи экзистенциалистом (направлением, большое внимание уделяющему уникальности бытия человека – но в целом это особый разговор и там масса направлений), Бердяев ставит человека не ниже Бога, а рядом с Ним. Человек и Бог равны. Бердяев рискнул заявить о творческом равноправии человека с Творцом. При том Бог у Бердяева нуждается в творчестве человека. Бердяев это называл христианским гуманизмом или неохристианством.
Тут много можно рассуждать на эту тему. В целом, Н.А. Бердяев действительно противоречивый, но очень интересный мыслитель, которого можно и нужно читать. Общение с которым – это настоящий праздник.

Tags: Мои записи, Н.А. Бердяев, Философия, Философские этюды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments