Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ФРИДРИХ НИЦШЕ О ЖЕНЩИНАХ: ЖЕНОНЕНАВИСТНИК ИЛИ ПСИХОЛОГ?



Фридрих Ницше – яркий и в то же время противоречивый философ. До сих пор нет однозначного ответа по таким темам, как Ницше и христианство (несмотря на жуткую книгу «Антихристианин»), Ницше и вопросы морали.
С одной стороны, его обвиняли в безбожии, в том что он идеолог фашизма. С другой стороны, дань его творчеству отдавали великие философы и писатели, такие как Т. Манн. М. Хайдеггер, С.Л. Франк, М. Горький, Н.А. Бердяев… На старейшем философском факультете России в Санкт-Петербурге (увы, с прошлого года уничтоженном, под маской объединения) ежегодно проводились Ницше-семинары. За реабилитацию фактически боролись и коммунист М. Монтинари и либерал В. Кауфман.
Даже критики отмечали яркий талант Ф. Ницше, его гениальность.
Одной из сложных тем является вопрос об отношении Ф. Ницше к женщинам. Можно сказать, что штамп «женоненавистник» в отношении Ф. Ницше, стоит в одном ряду с такими штампами как «идеолог фашизма», «имморалист», «ниглист», «атеист».
Обратимся к данному вопросу подробнее по ряду причин. Во-первых, для выяснения адекватности данной оценки, а также её причин. Во-вторых, Ф. Ницше, всё-таки не только философ, но и психолог. Напомним, что психоанализ С. Фрейда фактически вышел из Ф. Ницше (хотя сам З. Фрейд это скрывал). На Западе и в России есть работы, посвящённые анализу психологических взглядов Ф. Ницше[1]. И его оценки могут быть интересны и с позиции психологии.
В целом мы рассмотрим три вопроса:
1) Ф. Ницше и женоненавистничество;
2) Ф. Ницше как «знаток женщин»;
3) Ф. Ницше о проблемах брака.
Ф. Ницше много писал и о женщинах, и о проблемах брака. К основным источникам можно отнести следующие:
·                     беседу Заратустры со старушкой о женщинах («Так говорил Заратустра», часть 1), там же «О ребёнке и браке»;
·                     «По ту сторону добра и зла»  – глава 7, «Наши добродетели», афоризмы 232–239);
·                     «Человеческое, слишком человеческое» – отдел 7 «Женщина и дитя»;
·                     «Злая мудрость. Афоризмы и изречения» – раздел 6. «Мужчина и жещина».
Это основные источники, хотя Ф. Ницше обращался к проблеме женщины и в иных произведениях. Например, в «Весёлой науке».
 Интересны для понимания творчества Ф. Ницше, а также и женской проблематики работы Б.В. Маркова, А.В. перцева. Из западных авторов можно привести книгу Ф. Аппеля «Ницше против демократии».
Ницше и женоненавистничество. Аргументы «За». Говоря о женонавистничестве Ф. Ницше можно даже привести такой пример, как заметка под характерным названием «Великие женоненавистники»[2].
На чём основываются подобные высказывания? Во-первых, с раннего детства Ф. Ницше окружала сложная семейная обстановка:
·                     фактически вражда между матерью и бабушкой по отцовской линии; бабушка постоянно проводила идею о том, что его отец женился неудачно. Позднее это противостояние и эти разговоры привели Ф. Ницше к рассуждениям о браке; сюда можно добавить и «удушающую» любовь по отношению к Ницше со стороны матери и сестры;
·                     сам Ф. Ницше так и не создал семью; он делал предложение одной из знакомых, но неудачно; проваливались и иные попытки, в т.ч. женить самого Ницше на дочери А.И. Герцена.
Во-вторых, высказывания самого Ф. Ницше, порой вырванные из контекста.
Например, «ты идёшь к женщинам? Бери плётку!»
Вот ещё ряд других:
«Какое дело женщине, до истины! Её великое искусство есть ложь» (другой перевод: «Какое дело женщине, до истины! Её главная забота - иллюзия и красота. И мы любим в женщине именно это искусство»).
«Женщина была второю ошибкой Бога».
«Женщина чувствует любовь мужчины, но не понимает её».
«Многие люди, а в особенности женщины, не испытывают скуки, потому что они никогда не умели порядочно работать».
Многие из данных высказываний взяты из очень своеобразной книги «Так говорил Заратустра». При том и там фразы, повторимся, выдерганы из контекста. Даже автор заметки о Ницше как «великом женоненавистнике» признаёт, что «если судить о Ницше по приведенным словам,  велик шанс сделать ошибочные выводы, не зная контекста и ситуации, в которой были написаны эти фразы»[3].
Или, например, Б. Рассел приводит цитату из его неоднозначной и загадочной книги «Воля к власти». Ницше пишет немного цинично: «Какое удовольствие встретить создание, у которого в голове только танцы, чепуха и наряды»[4].
В-третьих, сторонники движения феминизма не преминули бы обвинить Ф. Ницше в нападках на феминизм (точнее в предсказаниях появления данного феномена). Здесь можно обратиться к замечательной и пророческой книге Ф. Ницше «Человеческое слишком человеческое». Книга наполнена пророчествами по поводу грядущих политических событий. Но в 7-й части Ф. Ницше уделяет внимание и женщинам, хотя и немного. В основном, говоря о возможном появлении феминизма.
Так в 139 афоризме Ф. Ницше пишет о том, что женщина, под влиянием демократических свобод начинает всё больше требовать себе прав, а это приводит её к потере своих женских инстинктов и к вырождению. При этом Ницше подчёркивает, что и порядочные женщины (а они также и умные) должны стыдиться женской эмансипации.
В четвёртых, говоря об идейных истоках философии Ф. Ницше, обязательно надо назвать Ж. де Лабрюйера и А. Шопенгауэра. Первым Ф. Ницше восхищался как выдающимся психологом. Ну а влияние второго на Ф. Ницше нельзя не переоценить, даже несмотря на то, что Ф. Ницше своей философией старался преодолеть Шопенгауэра, выступал в роли вечного оппонента последнего (но при том и отдавал должное его философии). Однако Лабрюйер и Шопенгауэр были более мизантропами, нежели женоненавистниками.
При том если сопоставить Шопенгауэра и Ницше, то первый был менее обходителен в обращении с женщинами. Известен случай, когда он просто сбросил женщину с лестницы (она досаждала его болтовнёй), покалечив её, за что потом вынужден был платить ей пенсию. Про Ницше такого нельзя было сказать.
Аргументы «Против». Есть и иной взгляд на проблему. Конечно, Ницше, по мнению некоторых из его друзей не смог бы ужиться ни с одной женщиной[5]. Но это не говорит о его женоненавистничестве. Более того, он сам помышлял о женитьбе, говорил часто об этом друзьям. Есть также свидетельство, что «ласковый и стеснительный Ницше был любимцем женщин»[6].
Говоря о разных высказываниях по поводу женщин, следует отметить полифоничность творчества Фридриха Ницше. Для работ великого немецкого философа было характерно рассматривание проблемы с разных сторон, скрещивание различных точек зрения.  А порой Ф. Ницше всё стремится подвергать сомнению, словно испытывая на прочность: так он критикует государство, право, семью, мораль, религию, и самих женщин, словно желаю услышать аргументы против этого. Нельзя забывать, что судят о Ницше порой по опубликованному. А масса мудрых и интересных мыслей осталась ещё в неопубликованных заметках, черновиках, и сейчас ведётся работа по их изданию. Свидетельство – вышедший недавно 13-томник собраний сочинений Ф. Ницше.
Конечно, среди высказываний преобладают у Ницше негативные мысли. Так, Б.В. Марков пишет: «Вместо женщины-идеала у Ницше говорят многочисленные женщины: старухи, кокетки, матери и сестры, бабы и бабенки, невинные девушки и продувные бестии»[7].
Но преобладание негативных высказываний ещё не повод говорить о женоненавистничестве. Интерпретаторы Ф. Ницше выхватывают порой цитаты из контекста. При том забывают об особом юморе Ф. Ницше. О его любви к шуткам. Напомним, что и в том же «Заратустре» выведена комичная сцена в которой пожилая женщина сначала экзаменует Заратустру (это пророка-то, каждому слову которого она должна внимать с благоговением), а потом фактически заявляет, что экзамен он сдал не на «отлично». И под конец следует знаменитая сцена: старушка даёт свой совет Заратустре «когда идёшь к женщине – бери плётку» и вручает ему плеть.
А.В. Перцев указывает, что прототипом здесь выступила бабушка Ф. Ницше, оказавшая большое влияние, судя по всему, на философа. Так она ему привила мысль о том, что он – потомок польских дворян (это не подтверждено документами). Видимо её глазами Ф. Ницше и смотрел на женщин в т.ч. в своей книге «Человеческое, слишком человеческое». Т.е. речь идёт не о неприязни Ф. Ницше ко всем женщинам, а о взгляде на некоторые возрастные категории женщин[8].
Критика великим философом женщин – порой это полемика именно с поднимающим голову феминизмом, опасение, что на женскую природу начнёт превалировать только один взгляд. Повторимся, Ф. Ницше – философ стремящийся всегда к полифонии, к полемике, утверждающий что любая истина должна пройти проверку критикой, призывавший критиковать и свои произведения.
Также не следует забывать, что Ф. Ницше писал преимущественно о средней, заурядной женщине[9]. Считая себя пророком, Ницше обличал человеческие слабости, буржуазную мораль, формализм, также он критиковал и усреднённый тип женщины, по сути призывая женщину стать лучше, выполнять своё предназначение.
Некоторые исследователи, анализируя концепцию Ф. Ницше двух начал в человеке («светлого» – аполлонического и «тёмного – дионисийского») склонны отмечать, что дионисийское начало для Ницше является именно женским, стремящимся к стихийности, раскованности, иррационализму. При том, что сам Ф. Ницше всё-таки более симпатизировал дионисийскому началу, даже иногда отождествлял себя с Дионисом. Он и Сократа критиковал за то, что тот своей философией фактически способствовал искоренению дионисийского начала в греческой культуре, сделав её однобокой.
Можно привести и такое высказывание Иды фон Масковски: «В восьмидесятые годы, когда в поздних работах Ницше начали появляться резкие фразы по отношению к женщинам, мой муж иногда в шутку говорил мне не сообщать людям о том, что я состою в дружественных отношениях с Ницше, поскольку этот факт не был бы для меня очень лестным. Но это была просто шутка. Мой муж, как и я, всегда хранили дружеские воспоминания о Ницше <...> его поведение именно по отношению к женщинам было настолько тактичным, настолько естественным и дружеским, что даже сейчас, находясь в преклонном возрасте, я не могу рассматривать Ницше как женоненавистника»[10].
И не следует забывать знаменитый афоризм Ф. Ницше из его фундаментальной работы «Человеческое, слишком человеческое», в котором говориться открытым текстом: «377. Совершенная женщина. — Совершенная женщина — более высокий человеческий тип, нежели совершенный мужчина: зато и нечто куда более редкостное»[11].
Пишет Ф. Ницше и о великих женщинах, оказывавших влияние на историю. Ф. Ницше одобрительно говорит о «самых могущественных и влиятельных женщинах мира»[12]. Более того, уважительно относясь к способности женщин рожать детей, Ф. Ницше был уверен, что одной из главных женских добродетелей является рождение нового, сверхчеловеческого поколения[13]. Т.е. женщины способны к великим вещам, отсюда и становится более понятной критика философом женских недостатков.
Подводя итог по первой части, отметим, что Ф. Ницше скорее всего был не «женоненавистником» а «знатоком женщин».


Психолог и «Знаток женщин». Ф. Ницше тщательно изучал женщин, как, в принципе и проблему человека в целом. В своих произведениях Ницше выделил несколько типов женщин. Б.В. Марков указывает на два типа.
Благородная женщина –  высшее создание женской педагогики, культивирующей стыд и добродетель,— способна ради мужчины на высочайшую преданность и готова пожертвовать тем, что каждая девушка должна хранить как зеницу ока. Правда, отмечал Ницше, некоторые мужчины беззастенчиво пользуются этим. Таким образом, позиция благородной женщины оказывается весьма уязвимой[14].
Светская львица – женщина не отождествляющая себя со своей ролью, но умеющая удержаться у последней черты. Она становится менее уязвимой (т.е. уже не позволяет особо мужчинам пользоваться собою). Ради такой женщины дерутся на дуэли, актриса, принимающая ухаживания и подарки мужчин.
Можно к данным типажам добавить ещё несколько.
Маски –  тип женщин, не имеющих внутренней сущности, а являющихся по сути дела только масками. Такие типажи опасны, поскольку лучше всего могут возбудить в мужчине желания. Мужчина может бесконечно искать душу такой женщины, но эти попытки будут бесплодными[15].
Протеевы натуры – женщины, которые из любви становятся тем, чем они представляются любящим мужчинам. Но здесь уже речь может идти, по мнению А.В. Перцева, и о жертвенном служении, а не только  о лицедействе.
Отношения между мужчинами и женщинами сложны, и противостоя мужчинам женщины часто используют ряд средств – свою слабость (которой они умело манипулируют), женский интеллект, месть.
Женщина не глупа, как считают некоторые, а очень умна. Это рассудочное существо: «Интеллект женщин характеризуется полнейшим самообладанием, присутствием духа, использованием всех выгод <…> женщинам принадлежит рассудок, мужчинам — склад души и страсть. Этому не противоречит, что мужчины фактически гораздо успешнее действуют своим рассудком: у них есть более глубокие и могущественные двигатели, и именно последние уносят так далеко их рассудок, который сам по себе есть нечто пассивное <…> Если мужчины при выборе супруги прежде всего ищут глубокого, душевно богатого существа, женщины же, наоборот, — существа умного, находчивого и блестящего, то в сущности ясно видишь, что мужчина ищет идеализированного мужчины, женщина — идеализированной женщины, т. е. что оба стремятся не к дополнению, а к завершению своих собственных преимуществ»[16].
При этом у Ницше возникает парадокс. Хотя мужчины и женщины выбирают «своё дополнение», но приспособление женщины к мужчине, полное подчинение ему во всём было бы изменою её природе. В этом случае женщина бы уподобилась мужчине. Так и в животном мире, самки вовсе не «разделяют интересы самцов», не прикидываются самцами[17].
Особенно эффективны женщины в своём воздействии на мужчин, по мнению Ф. Ницше, на расстоянии: «Волшебство и могущественнейшее воздействие женщин есть, говоря языком философов, действие на расстоянии, actio in distans: но сюда принадлежит сперва и прежде всего – дистанция!»[18].
Другими словами, очарование женщины может исчезнуть, если её рассмотреть вблизи. Согласимся здесь с А.В. Перцевым, считающим, что здесь говорить робость Ф. Ницше перед совершенными женщинами, боязнь их разглядеть ближе. Отсюда и особое отношение Ф. Ницше к браку.

Фридрих Ницше о браке. Интересным  является мнение Ф. Ницше о браке как долгом разговоре: «При вступлении в брак нужно ставить себе вопрос: полагаешь ли ты, что ты до старости сможешь хорошо беседовать с этой женщиной? Все остальное в браке преходяще, но большая часть общения принадлежит разговору».[19] Можно согласиться отчасти с данной мыслью. Действительно у мужчины и женщины должно быть что-то общее.
Вместе с тем, в целом взгляды на брак у Ницше очень своеобразны.  Оптимальный брак для Ф. Ницше, это тот, в котором супруги сохраняют дистанцию. В частности иногда Ф. Ницше договаривается до того, что считает оптимальным браком раздельное сосуществование. Почему?
Мужчина и женщина живут в  разных ритмах. Для мужчины характерна борьба, преследование, конкуренция, освоение новых территорий, импровизация, ломка стереотипов. «Инстинкт ориентирует мужчину на волевое принятие решений, то есть на моментальное и эффективное действие в условиях недостатка информации»[20]. Поэтому у мужчины и должен быть «взрывной ум». От безделья переходить к напряжению сил. Мужчина живёт от подвига к подвигу. При том что постоянно такого напряжения выдерживать нельзя. А.В. перцев называет это штурмовщиной в мирной жизни.
Женщина не испытывает скуки. Она заинтересована в безопасности своего жилища, в стабильности, рутины предсказуемости, постоянства существования. Ведь она рожает и воспитывает детей. Другими словами, поддержка жизни требует постоянства и длительности, т.е. непрерывности. При том женщина умеет отдыхать на ходу.
Живя вместе мужчина и женщина вынуждены доказывать друг другу правильность своего образа жизни. Мужчина отвлекается от своих дел и погружается женщиной в её рутину, его подвиги начинают казаться женщине детскими играми (в т.ч. и такие, как рыбалка, футбол и т.п., если брать наше время, на что и справедливо указывает А.В. перцев), ничего не дающими семье. Мужчина может трудиться, выполнять даже такую работу, которая не окупается. Женщина смотрит на всё, не приносящее пользу как на бессмысленное времяпрепровождение.
Возникает конфликт. При том женщина, по мнению Ф. Ницше, чаще побеждает:
1) женщины развили в себе выносливость, мужчина-спринтер не сравнится с женщиной в методичности, регулярности, упорстве; женщина упорна и методична и она может повторять одно и то же годами;
2) женщина более искусна в психологических уловках, т.к. на протяжении веков она воспитывала детей, поэтому и может психологически перехитрить и обыграть и детей и мужа.
Кроме того, борьба ведётся на её территории (поскольку она – хозяйка дома), где она и имеет преимущество. Женщина методично доказывает мужчине свою правоту, что она забыла о себе, заботясь только о муже и детях. А.В. Перцев, интерпретируя Ф. Ницше, отмечает, что за такими словами часто стоят «женское любопытство, скука, тщеславие, злорадство»[21]. Женщина подвержена и скуке, т.к. она не может совершать подвигов, она не может гореть работой, как мужчина.
Таким образом в браке возможны конфликты, противостояния. Отсюда Ф. Ницше и проводит идеи раздельного брака, и даже порой  критикует брак, заявляя: «Кто неспособен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку – на брак»[22]. А в других местах отмечая, что идеальным был бы брак, если бы мужчины и женщины жили по отдельности.
Даже на работе и то возможны конфликты между мужчинами и женщинами. Почему? Радикальное противоречие между мужским и женским взглядом на мир, по мысли Ф. Ницше, состоит в том, что мужчины интересуются самим делом, а женщины – людьми, которые это дело делают. Поэтому и выйдя за пределы семьи, женщина начинает выстаривать отношения на работе. Поэтому у неё не может быть ни с кем чисто деловых отношений на работе. Она не может относиться к людям безразлично, функционально. Она сразу начинает делить людей на «своих» и «чужих». У неё отсутствует понятие «общего дела». Или работу выполняют симпатичные ей люди, или несимпатичные.
Другими словами она ориентируется не на дела, а на людей. А это вредит работе, поскольку женщина готова сотрудничать только с теми, кто ей симпатичен. Отсюда у женщины вместо общего плана работы, разбивка дела на своеобразные участки, которыми руководят несимпатичные  или симпатичные люди. И иметь дело женщина будет только с приятными ей людьми[23].
Но вернёмся к проблеме брака. У мужчин и женщин здесь разное понимание любви. Если женщина готова отдаться полностью, без остатка, посвятить себя всю делу семьи, то у мужчины иной подход. Точнее, и мужчина может быть таким же, но тогда он по сути превращается в раба. Но в целом, мужчина по иному смотрит на любовь и брак. Здесь он старается взять всё и полностью, и вечно неудовлетворён, считая, что получил ещё мало. Самоотверженность, самопожертвование женщины он может и не ценить, воспринимая это как данность[24].
Ф. Ницше интересуют и типологии брака, что имеет и личные причины – ситуацию в семье, противостояние бабушки и мамы. Но была и ещё одна причина, по мнению А.В. Перцева –  разрыв Ф. Ницше с Р. Вагнером – великим композитором и кумиром философа. Ницше был огорчён поведением Вагнера по отношению к нему и попытался объяснить это деградацией гения. По мнению Ф. Ницше, все гении могут деградировать.
Но где причины? Может одна из них в браке? В ситуации таких размышлений Ф. Ницше знакомят с книгой А.И. Герцена «Былое и думы». Знакомит его с этой книгой Мальвида фон Мейзенбург. Издатель трудов А.И. Герцена и воспитательница дочери писателя. Знакомит не без умысла, желая женить Ф. Ницше на дочери А.И. Герцена.
А.И. Герцен в своей книге выделил следующие возможные типы брака:
1) супруги равны по культурному уровню;
2) супруги не равны по культурному уровню, но к равенству отнюдь не стремятся (например, муж банкир, а жена домохозяйка, каждый занимается своим делом и доволен им);
3) супруги не равны, но оба стремятся к достижению равенства культурного уровня; как правило муж развивает жену, а она упорно учится;
4) супруги не равны; муж пытается развивать жену, но не может а жена не желает; в результате происходит деградация мужа.
Герцен составил подобную типологию, дабы объяснить деградацию (на его взгляд)  одного из своих друзей (а также и случай с собственным отцом). Кроме того, он выделяет три вида неравных браков:
1) браки по расчёту в буржуазных семьях;
2) брак между неравными в культурном отношении людьми, в котором муж старше жены и способен перевоспитать её, а жена ещё молода и способна перевоспитываться;
3) брак между неравными в культурном отношении людьми, в котором жена уже сложилась как личность и не поддаётся перевоспитанию, а муж не обладает необходимыми талантами.
Ф. Ницше данная типология понравилась, но он поправил А.И. Герцена:
а) неразвитые женщины не так безнадёжны;
б)  культурно развитый мужчина порой нуждается в том, чтобы женщина понизила его уровень; при этом сама женщина может подняться в своём развитии[25].
В целом же типология А.И. Герцена помогла Ф. Ницше объяснить и то что произошло с Р. Вагнером, и то, что случилось с его родителями. В то же время она оказала влияние и на представления Ф. Ницше о браках.

*****************


Не всё в размышлениях Ф. Ницше приемлемо и бесспорно. Но не имеет смысла навешивать на него ярлыки, вроде «великий женоненавистник» или «нигилист». Тем более, что у самого Ф. Ницше были колебания, сомнения. Это касается и проблемы того же брака. При том сам Ф. Ницше всё-таки делал предложения, пытался создать семью. Хотя и колебался. Помимо здоровья и иных вещей здесь. Видимо, помешал и нерешённый вопрос о браке для философов. До и после Ф. Ницше мыслители поступали по разному. Платон и Кант так никогда и не создали семью. Хотя Канту эта мысль далась не без труда. А вот Сократ женился, да ещё сохранились туманные  намёки на некую «добрую Диотиму», «подругу для души» Сократа. А Ф. Ницше так для себя и не мог решить данный вопрос. Поэтому и с осторожностью нужно рассматривать его взгляды о браке.
Также и по поводу женщин. Критиковал женщин Ф. Ницше именно за нарушение определённой естественности, порядка, гармонии. И мы порой сейчас видим до чего доходит женщина, встав наравне с мужчиной. Поэтому некоторые предупреждения Ницше актуальны. Более того, несмотря на все противоречия Ф. Ницше оставил много интересных размышлений о женщинах, браке в целом.
Поэтому необходимо читать самого Ницше, вдумываться в  него. И помнить призыв Ф. Ницше: «Понимайте меня правильно».





[1] См. напр.: Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. М., 2009; Перцев А.В. Незнакомый Ницше: психолог, остроумец и знаток женщин. М., 2014; Клагес Л. Психологические достижения Ницше. М., 2016; 
[2] Великие женоненавистники. Окончание. http://fee-alka.livejournal.com/32093.html
[3] Великие женоненавистники. Окончание.
[4] Цит. по: Рассел. Б. История западной философии. М., 2004. С. 912.
[5] Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ф. Ницше. СПб., 2005. С. 618.
[6] Марков Б.В. Указ. соч. С. 619.
[7] Марков Б.В. Указ. соч. С. 622.
[8] Перцев А.В. Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. СПб., 2009.
[9] Перцев А.В. Незнакомый Ницше: психолог, остроумец и знаток женщин. СПб., 2015. С. 501.
[10] Цит. по: Ницше и его взгляды на женщин // Википедия. Электронная энциклопедия.
[11] Ницше Ф. Человеческое. Слишком человеческое.
[12] Аппель Ф. Ницше против демократии. СПб., 2016. С. 179.
[13] Аппель Ф. Указ. соч. С .184.
[14] Марков Б.В. Указ. соч. С.
[15] Ницше Ф. Человеческое. Слишком человеческое. Отдел 7. Женщина и дитя. 405.
[16] Ницше Ф. Человеческое. Слишком человеческое. Отдел 7. Женщина и дитя. 411.
[17] Перцев А.В. Незнакомый Ницше. С. 501.
[18] Ницше Ф. Весёлая наука. Афоризм 60.
[19] Ницше Ф. Человеческое. Слишком человеческое. Афоризм 406.
[20] Перцев А.В. Незнакомый Ницше. С. 512.
[21] Перцев А.В. Незнакомый Ницше. С. 518.
[22] Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризм 231б.
[23] Перцев А.В. Незнакомый Ницше. С. 521–523.
[24] Ницше Ф.  Весёлая наука. Аф. 363.
[25] Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. СПб., 2009. С.
Tags: Мои записи, Ф. Ницше
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments