Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

О РОМАНЕ «РИТУАЛ»

Осенью 2016 г. прочёл роман «Ритуал» Сергея и Марины Дяченко. Но тогда заметку не выложил в Живом Журнале. Сделаю это сегодня.
Здесь есть и сказка, и притча, и повествование в духе фэнтези. Разумеется, это не Толкиен или Льюис (если брать мастеров фэнтези), не Голдинг или кто-то ещё из авторов повестей-притч. Наверное не поставил бы авторов в первый ряд. Сложно сейчас сказать, стал ли бы я и перечитывать в ближайшее время книгу. Но роман захватывает, трогает. Особенно потрясающа концовка, на мой взгляд. Простыми словами рассказаны важные вещи о которых стоит помнить. Роман нужно читать и это не будет пустым времяпрепровождением.

Повествование строится на недоразумениях. Дракон-оборотень Арман (принимающий порой образ человека),  последний из своего рода, устав жить, решает похитить принцессу, как того и требует ритуал в надежде, что девушку приедет  освобождать рыцарь. Правда сам он не хочет пожирать её, как того требует древний ритуал и не хочет убивать освободителя, который должен приехать. А просто выполнить ритуал. Тем самым, в каком-то смысле и вернуть уважение к себе самому. Жертву он выбирает через магическое зеркало, которое ему показывает окружающий мир.
По соседству с драконом располагались три королевства – Верхняя Конта, Акамлия и Контестария. В одном из них – Верхней Конте как раз проводился праздник шляпок. В разгар праздника Арман и похищает одну из принцесс государства – Юту. Но по ошибке он захватил не ту принцессу, какую предполагал. Юта – не очень красива (за что над ней и насмехались многие, в т.ч. принцесса из соседней Акмалии Оливия). Более того, у неё ершистый характер.
Захватив принцессу, дракон понял ошибку, что такую никто не приедет освобождать. Сама Юта также понимает, что родственники и рыцари со всего королевства далеко не жаждут освободить её, поскольку она некрасива Кто будет рисковать жизнью из-за некрасивой девушки, да ещё и в перспективе придётся жениться на ней.
В глубине души Юта рассчитывала, что её приедет спасать принц Остин из Контестарии, в которого она судя по всему влюблена. Однако принц, скорее всего, даже и не думает спасать её. Он готовится к управлению королевством, занимается иными делами, ловит восхищённые взгляды поклонниц. Возникает «патовая ситуация». Арман не знает, что делать с пленницей, т.к. и съесть её не может, как того требует ритуал, и биться из-за неё, судя по всему, не придётся.
Но события всё-таки не стоят на месте, именно благодаря Юте. Понимая, что она в плену, и что никто её не приедет спасать, она не избирает  роль жертвы, «захваченной злобным драконом и покинутой бесчестными  соотечественниками». Наделённая не только колким, но и пытливым нравом, она предпринимает самые разнообразные шаги в своём заточении. Сначала ей удаётся выйти из темницы на волю, но все попытки выбраться не приносят успеха.
Арман, случайно обнаружив, что пленница пытается бежать, и, видимо, не определившись, как ему поступить с Ютой, разрешил девушке бродить по замку. И Юта начала изучать своё новое жилище, при том любопытство её доходило до того, что она проникала и в те комнаты и залы, куда дракон запрещал ей заходить.
Её страсть к изучению, исследованию всего что вокруг разгоралась всё сильнее, что изумляло дракона и он всё более смягчался по отношению к пленнице. Так девушка обнаружила в одном из подземных залов историю рода драконов и начала её изучать, заодно переводя незнакомые письмена, стараясь разобрать древнее пророчество о роде драконов. Более того, Юта проявляет интерес и к хозяину замка, выяснив, что тот пишет стихи, и даже обсуждая с ним его произведения.
Узнаёт она и о древнем пророчестве, согласно которому драконы не должны связываться с морским чудовищем Юккой и его потомками. Некоторые из предков Армана и погибли в схватке с чудовищем. Понимает Юта, что Арман по сути чужак в своём роду, как и она – предмет насмешек из-за своей некрасивости при дворе.
Постепенно лёд в их отношениях начинает растаивать. Вместе они смотрят в магическое зеркало и узнают о том, что происходит вокруг. Юта видит, что пока нет желающих её спасти. Зато сама Юта оказывает помощь Оливии –  принцессе, с которой у них неприязнь (возможно, что одной из причин лежит их общая любовь к Остину) и её придворным. Узнав, что тем угрожает гибель во время бури на острове, Юта умоляет дракона спасти людей. Помогает она и самому Арману, зажигая в бурную ночь костёр на башне, ставший своего рода маяком для возвращающегося дракона.
Чувства у дракона-оборотня к принцессе всё более нарастают. И перед ним выбор: оставить её у себя, возможно, что со временем она бы его полюбила и у них было бы продолжение рода.
Но, с другой стороны, Арман и не хочет удерживать у себя пленницу силой и желает ей счастья. Наблюдая за Ютой, когда та смотрит магическое зеркало, догадывается, что девушка любит Остина. Тогда он, приняв человечье обличие, появляется в Контестарии, когда там принц Остин творит суд. Арман предлагает тому при большом стечении народа освободить девушку, томящуюся в заключении. Принцу по сути ничего не остаётся делать как собираться в поход.
     Дождавшись противника у своего замка, Арман устраивает поединок, в котором фактически «играет в поддавки» с Остином и даёт тому себя ранить, после чего покидает поле битвы. Дракон побеждён, принцесса освобождена, а Остин становится героем в глазах своих подданных, более того, вскоре его отец отходит от дел, и он унаследует корону Контестарии. Юта вышла замуж за любимого человека.
Первое время, казалось бы, ничто не омрачало брак Юты и Остина. Однако всё более Юта стала замечать холодность мужа по отношению к себе. Формализм и условность при дворе буквально сковывали её. Кроме того, она замечала по прежнему косые и недоброжелательные взгляды придворных Остина жалевших своего короля, женившегося на некрасивой принцессе
Остин весь был в  делах, и ему почти некогда уделять внимание жене. Его начинает раздражать непосредственность Юты. И вот между ними уже начинают нарастать конфликты. Ситуацию можно было бы исправить прояви Остин интерес, внимание к Юте, но он не желает этого. Более того, он старается дистанцироваться от жены, заявив ей однажды, что она своим непосредственным поведением позорит его. По сути буря разыгрывается, когда во время пира Остин начинает похваляться перед приближёнными, как он победил дракона. Вспомнив, как всё было, Юта обвиняет того прелюдно  во лжи…
Происходит разрыв…
Юта начинает уходить мыслями в воспоминания своего плена. Всё чаще она слышит странные смешки за своей спиной, ловит ненароком кривые усмешки, а её муж всё больше начинает ездить в Акмалию, где живёт принцесса Оливия. Юта сносит всё это достойно. Казалось бы, куда девался её колкий нрав?
Но тут на три королевства приходит беда. Появляется морское чудовище – по видимому потомок грозного Юкки и начинает опустошать побережье. Всё чаще стали говорить, что ему нужна жертва, и желательно из Контестарии… Остин принародно заявляет, что готов принести в жертву свою жену – Юту, дабы спасти страну. И вот Юту готовят на съедение чудовищу.
А что же Арман? Он долгое время жил у себя во дворце, а затем отправился за море, куда стремились долететь его предки. Там он старается получить ответ на вопросы, волнующие его. Там же он узнаёт, что Юте грозит беда, и спешит обратно, хотя и получает предупреждение, что это чревато для него гибелью.
Оказавшись в замке, Арман смотри в магическое зеркало и узнаёт всю подноготную событий: Остин договорился с каким-то колдуном, чтобы тот вызвал морское чудовище, дабы то съело Юту. И вот Юту приковывают к скале. А жители страны ждут на берегу развязки.
Арман знает, что драконам опасно встречаться с потомками Юкки и он спешит, надеюсь, что успеет освободить Юту до появления чудовища.
Но не успевает. Чудовище появляется до того, как подлетел Арман. Забыв о древних пророчествах, что драконов ждёт гибель, Арман вступает в борьбу с чудовищем. То никак не ожидало нападения, приготовившись хорошо покушать, и даже возмущается этим на весь берег, что его просили только съесть жертву а не драться.
Завязывается бой. Дракон слабее потомка Юкки. Но последний не ожидал нападения и чувствует, как драконом движет некая сила делающая Армана сильнее. Наконец чудовище, истерзанное драконом погружается в морской пучине, успевая захватить с собой дракона…
Люди на берегу наблюдают всё это, и когда морское чудище скрылось, подходят к Юте. Появляется и Остин на которого уже все смотрят с презрением и отшатываются как от прокажённого, так как слышали слова чудища. Фактически он перестал быть королём, «потеряв лицо» в глазах подданных.
И вот волны выносят на берег израненного человека. Юта узнаёт в нём Армана. Он смотрит на неё и видит перед собой ослепительно красивую девушку…
На этом роман заканчивается…По сути финал двусмысленный и каждый тут сам может решать, что произошло дальше: или Арман умирает от ранений, или забирает Юту и они уходят жить к нему в замок...
Что же можно сказать  произведении в целом?
В «Ритуале» проглядываются основные сюжетные линии, без которых, как правило, любое произведение не особо интересно для обычного читателя:
·                    «мужчина-женщина» – при том и здесь несколько сюжетных линий;
·                    «свой-чужой» – и Арман и Юта чужие для окружающих;
·                    «моральный выбор» – перед ним герои постоянно оказываются, даже в конце романа;
·                    «отцы и дети» – это особенно касается дракона, который чувствует своеобразную вину перед предками.
Заметны и переклички с различными художественными произведениями и сказочными сюжетами. Во-первых, здесь очевиден один из древних сказочных архетипов: «красавица и чудовище». Во-вторых,  распространённый сюжет, когда невеста ждёт жениха, но вместо него появляется некто другой (можно вспомнить фильмы «С лёгким паром», «Когда ты спал»).  Наверное здесь также работает архетипический сюжет «свой-чужой». Какие-то жизненные обстоятельства, посланные Мирозданием, порой отводят от нас лишних людей, не тех.  Дракон в «Ритуале» и выступает в роли такой жизненной ситуации, помогая Юте избавиться от иллюзий, «ловушки розовых очков». 
Если же всё-таки т.н. «чужие люди» и оставляются мирозданием, то, по всей видимости, для определённых уроков. 
В-третьих, одна из своеобразных линий  «не тот муж» или «ошибочная женитьба». И у Юты оказался не тот муж, и если вспомнить сагу о Нибелунгах, Брунгильда по ошибке вышла не за того, кого ждала.
Одна из причин чуждости: и Гуннар в сказании о Нибелунгах, и  Остин в «Ритуале» не до конца прошли инициацию. За Гуннара его невесту ему завоевал Сигурд. А в случае с «Ритуалом» дракон по сути сам «подарил» Остину жену.
В-четвёртых – перекличка с сюжетом о «гадком утёнке». Здесь отчасти также и линия «свои-чужие». Юта почти для всех окружающих – чужая, и почти изгнанница (за редким исключением). Не случайно по сути никто и не торопится спасать её. Точно также и дракон Арман – фактически чужой в своём роду. Но и Арман и Юта постепенно начинают видеть в другом прекрасные черты.
Тут можно вспомнить и притчу «Младшая дочь вождя», в которой некрасивая женщина под влиянием любви преображается в красавицу.
Также и в романе: в самом начале Арман видит перед собой некрасивую девушку, а в конце уже Юта кажется ему ослепительно прекрасной. И это не случайно. Это не только игра лучей заходящего солнца.  Юта видя и любовь к себе, и наблюдая как за неё сражаются ещё более преображается.
Есть в романе и переклички с другими сюжетами. Каковы же уроки романа?
Первый урок – любовь достигается через труд а также через интерес к другому. Юта просто восхищалась образом Остина: красивый юноша, сильный воин, не вглядываясь, видимо в его характер. Находясь в заключении Юта пытается понять того, кто рядом, изучить его. И это, с одной стороны и в ней пробуждает любовь к дракону, но и сердце Армана растапливается от такого внимания.
Второй урок – в любой ситуации всегда нужно быть не жертвой, а хозяином жизни. Так и Юта: не стала плакаться в изгнании, а начала деятельно изучать окружающую обстановку, по сути создавая новую реальность, вступая во взаимодействие с драконом. Поэтому и любому человеку, оказавшись в непонятной и сложной обстановке нужно заставить себя прекратить быть жертвой, а более пристально вглядеться в ситуацию.
Третий урок – зачастую реальность не такая, какой представляется. Красавец-рыцарь оказывается предателем. Мерзкий на первый взгляд дракон – благородным, романтичным существом.
Четвёртый урок –  Любовь всегда в центр ставит не того, кто любит, а любимое им существо. Так и дракон Арман жертвует своими личными интересами ради счастья Юты, старается помочь ей. А в самом конце, отбрасывая в сторону все предсказания и рискуя погибнуть вступает в борьбу с более сильным и страшным врагом, демонстрируя, помимо прочего и силу любви. Перед этой силой отступает даже жуткое чудовище.  
Пятый урок – порой то, на что затрачено меньше усилий, не так и ценится. Остин фактически получил принцессу «даром», приложив мало усилий. Отсюда и его пренебрежение чувствами жены. Скорее всего отсюда же и нежелание понять, постичь её мир. Более того, Остин совершает, судя по всему, два предательства: сначала изменяя жене с другой, а затем подстраивая убийство ей. В результате он по сути теряет всё: и женщину, которая его любила, и царство (так как, скорее всего, после этого подданные перестанут ему подчиняться). Не исключено, что и красавица Оливия (с которой, по всей видимости, Остин начал уже сближаться) после этого отойдёт от опозорившего своё имя короля, найдя ему замену среди своих многочисленных поклонников. Совершая предательство, человек теряет всё.

Подводя итоги можно сказать, что настоящим ритуалом здесь является сама любовь. Не тот ритуал, который должен пройти Арман в самом начале романа, и не тот, которого ждёт Юта от Остина. Нет. Все трое проходят именно ритуал любви. И если Остин его не выдерживает, не умеет оценить то, что ему даётся мирозданием, то Арман с Ютой достойно выдерживают этот ритуал, данное испытание, возможно, завоёвывая себе счастье на будущее.
Tags: Литература, Литературный блокнот, Мои заметки, Мои записи, Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments