Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

А.С. ПАНАРИН О МАРКСИСТСКОЙ ДИАЛЕКТИКЕ И ЛИБЕРАЛИЗМЕ

В самом деле, марксистская диалектика, включившая древ¬нюю, с Востока и античности, интуицию вечного повторения, .изобличающего тщету наших желаний, во многом предпочти¬тельнее буржуазного мещанского самодовольства. Спирале-видность марксистской истории хотя и содержит в качестве доминирующей идею восходящего развития, в то же время приносит возместительную жертву богине Немезиде, мстящей излишне самоуверенным победителям. Момент пессимизма, свойственный гегельяно-марксистскому «закону» отрицания отрицания, который обрекает нас на возвращение и указывает на зыбкость всего того, что мы поспешно относим к нашим полным и окончательным победам, является той мировоззрен¬ческой чертой, без которой мотив героической жертвенности, свойственный пролетарским «борцам за правое дело», был бы избыточным, как избыточен он в контексте индивидуалистиче¬ской «морали успеха». Гарантом того, что этот героизм есть что-то большее, чем языческое торжество сильных и доблест¬ных, является вторая архетипическая составляющая марксиз¬ма: мотив конечного торжества «изгоев мира сего». Иудео-христианская эсхатология с ее парадоксами, касающимися ко¬нечного торжества самых слабых над самыми сильными, теми, кто в «самом низу», над теми, кто «на самом верху», является источником, питающим куда более благородные и сложные мотивы и черты характера, нежели примитивные страсти и вож¬деления целиком посюсторонней буржуазной личности.

Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. М., 2003. С. 75-76.
Tags: А.С. Панарин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments