Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

А.С. ПАНАРИН ОБ "УПРЯМСТВЕ" ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Год 1917-й вверг страну в катастрофу, погубившую старую Россию.
В этом пункте для нас и начинается самое трудное. Классическая историография отмечает разрыв истории, который одни оценивают положительно, другие — отрицательно, но все сходятся в том, что неожиданный разлом произошел. Одна из задач понимающей теории как раз и состоит в том, чтобы найти нить преемственности и спасти смысл национальной истории.
Вопрос о смысле можно решать по-разному. Можно, пренебрегая особенностями национальной истории, сразу же привязать ее к единой, мировой и подчинить «всеобщим закономерностям». На этом пути сходятся и марксисты, и либералы. Однако можно в интерпретации смысла пойти и другим путем, ориентируясь не на безличную всемирную механику прогресса, а на органику национальной истории.
А.С. Ахиезер постоянно отмечает инверсии и парадоксы российской истории, когда в форме нового прячется старое, а самые радикальные ломки оказываются возвращением на круги своя. В этом он видит прямую неудачу российской истории, не способной стать иной, европейской, «нормальной».
Но можно и иначе оценить это упрямство национальной истории, не желающей уподобляться «европейскому» эталону. Специфику истории можно понять как ценность — выражение особого задания в особом пространстве планеты. Тогда и злосчастные инверсии будут поняты как специфические способы переработки нового исторического материала и его ассимиляции национальным организмом. Национально не укорененная интеллигенция постоянно требует от нации одного только приспособления к новым веяниям — пассивной адаптации. Нация же вместо этого активно ассимилирует внешний материал, воспроизводя самое себя в изменчивом мире.
Если исходить из свойственной сыновьему чувству презумпции доверия к национальному опыту, тогда сетования на упрямство нашей истории станут бессмысленными. Без этого «упрямства» она перестала бы быть национальной. Именно такая презумпция свойственна понимающему знанию, которое сродни сопереживанию, эмпатии. Неожиданные инверсионные взрывы в этом типе видения могут быть оценены как своеобразные механизмы обратной связи, «наказующие» нацию за ее отклонения от своего столбового пути и призвания и возвращающие ее к ним. Это подобно жизненным неудачам в индивидуальной романтической биографии художника, которому судьба не дает «счастливо омещаниться» и тем самым бережет его для аскезы творчества.

Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 2005. С. 67–68.
 
Tags: А.С. Панарин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment