Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ПЕРЦЕВ А.В. «ФРИДРИХ НИЦШЕ У СЕБЯ ДОМА»

Недавно кончил читать книгу А.В. Перцева "Фридрих Ницше у себя дома" (СПб., 2009). Книга очень понравилась. Напишу немног о ней. Автор начинает книгу в стиле детектива. Обнаруживает своеобразный «плагиат» у Ф. Ницше. В «Человеческом…» он нашёл несколько предложений, по сути дословно повторяющих «Былое и думы» А.И. Герцена.
Почему так произошло? Что случилось? Автор обращается к истории написания книги. Создана она была, когда Ф. Ницше находился в состоянии душевного кризиса – ухудшение отношений с Р. Вагнером, болезнь из-за которой он не мог преподавать. В общем, своеобразная пограничная ситуация, о которой позднее А.В. Перцев ещё напишет в другой своей книге.
На взгляд автора книги (и, видимо, Ф. Ницше), есть два выхода из душевного кризиса.
Первый, ставший популярным в ХХ веке, это обращение к «психоаналитикам» или «отверзателям уст». Т.е. человек рассказывает всё врачу, принимает его советы. Но насколько эффективен данный метод? Автор скептически относится к нему, считая что З. Фрейд вульгаризировал настоящую психологию. Пациент незаметно попадает в зависимость от «психоаналитика». Можно согласиться с данным подходом, и у самого были такие же представления: некий человек со своими схемами подходит к другому человеку, навязывает их, сковывая мышление человека. Фактически не сам индивид справляется со своей ситуацией, а некий «отверзатель уст» проникает извне.
Второй подход, который и предложил Ф. Ницше, характерный, кстати, для XIX в., в т.ч. и для русской дворянской культуры – это творчество. Творчество через дневники, письма, литературные произведения. Через них человек пытается осмыслить и себя тоже. Прописывает свою ситуацию, пытаясь осмыслить её. И творчество в целом.
А.В. Перцев обращается и к творчеству Ф. Ницше в кризисный период. Философ полагает, что Ф. Ницше, когда ему читали «Былое и думы» Герцена, записал несколько предложений. А потом его помощник уже вставил эти записи в книгу без кавычек (у Ф. Ницше тогда болели глаза) и живший с ним на вилле Рубиначчи в Сорренто студент помогал ему записывать текст.
Что именно заинтересовало Ф. Ницше у А.И. Герцена? Рассуждения последнего о браке. Точнее о его типах. Дело в том, что даже врачи рекомендовали Ф Ницше жениться дабы из-за его болезни за ним потом ухаживали. Подобных же мыслей была и владелица поместья Рубиначчи Мальвида фон Мейзенбург. Она воспитывала дочь А.И. Герцена и хотела чтобы Ф. Ницше женился на ней. Не без умысла Мальвида и почитывала больному Ф. Ницше «Былое  и думы» А.И. Герцена.
Видимо были и иные причины. Ницше был огорчён поведением Вагнера по отношению к нему и попытался объяснить это деградацией гения. По мнению Ф. Ницше. Все гении могут деградировать? Но где причины? Может одна из них в браке? Косвенно в книге проводится и такая мысль.
Итак, А.И. Герцен выделил следующие возможные типы брака:
1) супруги равны по культурному уровню;
2) супруги не равны по культурному уровню, но к равенству отнюдь не стремятся (например, муж банкир, а жена домохозяйка, каждый занимается своим делом и доволен им);
3) супруги не равны, но оба стремятся к достижению равенства культурного уровня; как правило муж развивает жену, а она упорно учится;
4) супруги не равны; муж пытается развивать жену, но не может а жена не желает; в результате происходит деградация мужа.
А.И. Герцен составил подобную типологию, дабы объяснить деградацию (на его взгляд)  одного из своих друзей (а также и случай с собственным отцом). Кроме того, он выделяет три вида неравных браков:
1) браки по расчёту в буржуазных семьях;
2) брак между неравными в культурном отношении людьми, в котором муж старше жены и способен перевоспитать её, а жена ещё молода и способна перевоспитываться;
3) брак между неравными в культурном отношении людьми, в котором жена уже сложилась как личность и не поддаётся перевоспитанию, а муж не обладает необходимыми талантами.
Ф. Ницше данная типология понравилась, но он поправил А.И. Герцена: а) неразвитые женщины не так безнадёжны; б)  культурно развитый мужчина порой нуждается в том, чтобы женщина понизила его уровень.
В целом же типология А.И. Герцена помогла Ф. Ницше объяснить и то что произошло с Р. Вагнером, и то, что случилось с его родителями. Дело в том, что Ф. Ницше считал своего отца отчасти неудачником (не без участия своей бабушки).
Можно, поэтому, отчасти, говорить и об определённом влиянии А.И. Герцена на Ф. Ницше.
На какие же выводы наводить книга? Можно назвать несколько из них.
Подход А.В. Перцева, анализ семейной ситуации у Ф. Ницше и его произведений указывает на то, что вся философия великого немецкого мыслителя – это своеобразная исповедь человека-философа (также можно говорить, с позиции Ф. Ницше, и о любом философском учении). Более того (и здесь уже можно не согласиться с Ф. Ницше), за любым философским учением всегда стоят инстинкты. И нужно понять их, а через них уже и само учение.
Кроме того, можно увидеть и ещё одну мысль. Разочарование в отце – «можно создать отца» – преклонение перед Р. Вагнером – разочарование в «псевдоотце» – т.е. нужно не «создавать отцов», не преклоняться перед ними, а создавать новые ценности. Но можно и так сказать – не надо творить себе отцов. создавать свой мир, прислушиваясь к внутреннему голосу, Голосу Жизни. Т.е. к своим инстинктам.
Рассуждая о комплексах, заложенных с детства, мешающих жить, нужно помнить и о выходе. Есть несколько видов психологического излечения, избавления от комплексов. Либо через «отверзателей уст» либо через творчество – письма, дневники и т.п. Можно сказать, что уже в этой книге закладывается мысль, которая потом будет продолжена в книге А.В. Перцева «незнакомый Ницше» – по настоящему излечиться человек может не через психологов-учёных, а через философию.
Только вот другой вопрос – уже даже более к самому Ф. Ницше – а всякий ли человек сможет стать философом, творцом? Наверное нет. Но человек призван, чтобы стать творцом. Конечно А.В. Перцев об этом не пишет, но можно и такой сделать вывод.
В книге А.В. Перцева много мыслей, наблюдений. Мы только взяли одну грань этой интересной книги. 
Tags: Мои записи, Психология, Ф. Ницше, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments