Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ИЗ Ф. НИЦШЕ

162
     Культ гения из тщеславия. Так  как мы высокого мнения о самих себе,  но
отнюдь  не  ожидаем от себя,  что мы могли бы написать  картину  Рафаэля или
сцену из  драмы Шекспира, то мы убеждаем себя, что способность к этому  есть
нечто необычайное и чудесное, совершенно исключительный случай, или, если мы
к тому  же  ощущаем  религиозно, - благодать свыше. Так наше тщеславие, наше
себялюбие  поощряет  культ  гения:  только если  гений  мыслится  совершенно
удаленным от нас, как miraculum,  он  не оскорбителен  для нас  (даже  Гёте,
чуждый зависти, назвал Шекспира своей "звездой далекой высоты"; причем можно
вспомнить  о стихе: "die Sterne, die  begehrt man nicht"). Но если отвлечься
от этих внушений нашего тщеславия,  то  деятельность  гения отнюдь не  будет
чем-то существенно отличным от деятельности  механика-изобретателя,  ученого
астронома  или историка,  мастера  тактики.  Все  эти деятельности  получают
объяснение, если представить себе людей, мышление которых  деятельно в одном
направлении,  которые  употребляют  все   как  материал,  которые  постоянно
тщательно присматриваются к  своей внутренней  жизни и к жизни других, всюду
находят для себя образцы и поучения и неутомимо  комбинируют  эти  средства.
Гений только то  и  делает, что учится сперва класть камни, потом строить из
них;  он  всегда  ищет материала  и  всегда  занят  его  обработкой.  Всякая
деятельность человека изумительно сложна, а не только деятельность гения; но
никакая деятельность  не есть  "чудо". -  Откуда  же эта  вера, что только у
художника,  оратора,  философа  есть  гений,  что только они  одни  обладают
"интуицией"? (В  силу чего им приписываются  своего  рода  чудесные  очки, с
помощью  которых  они смотрят  прямо в  "сущность"  вещей.)  Люди  явственно
говорят о  гении только там,  где действия крупного  интеллекта  им особенно
приятны  и где  они  не  склонны чувствовать  зависть.  Назвать  кого-нибудь
"божественным"  означает:  "здесь  нам  не нужно  соперничать". Далее: всему
готовому, совершенному поклоняются, все становящееся недооценивается. Но при
созерцании художественного произведения  никто не  может  подметить, как оно
возникало;   в  этом  его  преимущество,   ибо  всюду,   где  можно   видеть
возникновение,  это действует  охлаждающе. Законченное искусство изображения
отклоняет всякую мысль о его  возникновении; оно тиранизирует своим наличным
совершенством. Поэтому мастера  изобразительного  искусства  преимущественно
считаются гениальными, а не  люди науки.  На  самом деле  и первая оценка, и
последняя недооценка суть лишь ребячество разума.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.
http://lib.ru/NICSHE/chelowecheskoe.txt
Tags: Ф. Ницше, Философия
Subscribe

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    С огромным опозданием но поздравляю прекрасную половину с ПРАЗДНИКОМ ЖЕН-МИРОНОСИЦ, этим замечательным православным женским днём. Это праздник…

  • ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ. ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ

    Сегодня в заметке речь пойдёт о книге выдающегося советского историка Александра Александровича Зимина «Витязь на распутье». Недавно…

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    ВСЕХ ГОСТЕЙ СТРАНИЧКИ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments