Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ И РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК. ЧАСТЬ 1.

Прометеевский человек не хочет видеть сущность мира иной, чем она есть; он лишь хочет упорядочить его, использовать, овладеть им. Русский же хотел бы видеть мир иным в самой основе. А в своем нигилистическом рвении он доходит до того, что вообще не хочет мира. Поэтому западноевропеец стремится к успокаивающей и консолидирующей середине, а русский - к всеосвобождающему концу. Конечной целью западной культуры являет­ся не борьба с силами земли, а состояние всеобщей без­опасности, порядка и благосостояния после победного окончания борьбы. Ее цель - мещанство, в то время как русская культура в своей глубине стремится к тому, чтобы в заключительном акте принести себя в жертву.
Русский не чувствует ценности эволюции, устойчивости культуры и т. д., но обладает довольно тонким чутьем к кризисам. Он больше любит крушения, чем переходные состояния. Для западного же человека, особенно прусско­го или английского склада, нет ничего ненавистней, чем переворот и хаос. Он в такой же степени избегает революций, в какой русский с нетерпением ждет их. Русского больше вдохновляет картина развала, нежели
забота о сохранении традиций. Европейца вполне устра­ивает мир; он в нем уютно обживается и цепко держит­ся за земные блага; он - реалист. Реалистом он только и может быть, поскольку разошелся с вечностью. Русский же мало ценит мир. Внутренне он не привязан ни к чему. Ничто не удерживает его надолго. Он недостаточ­но настроен на действительность, недостаточно приспо­соблен для нее. Его не покидает удивление, как это человек - подобие Бога - мог угодить в столь злосчаст­ную мировую историю. Его не покидает ощущение, что он на земле лишь гость. Поэтому земля имеет над ним меньшую власть. Он более, чем кто-либо, сохраняет от ее соблазнов свою свободу души. Он может быть столь свободным только потому, что чувствует поддержку вечности. В своей расовой гордости европеец презирает восточную расу. Причисляя себя к разряду господ, он считает славян за рабов (уже звуковое подобие этих слов соблазняет его на это). Но на чьей стороне свобода?
Европеец отдается законам земли и позволяет им себя поработить. Он подпадает под власть даже незначитель­ной мелочи. Русскому же - и вообще славянам - присуще стремление к свободе не только от ига чужих народов, но и к свободе от оков всего преходящего и бренного. Тут проявляется "широкая душа" с прославленной русской широтой натуры, которая сразу же бросается в глаза на фоне чудаковатой мелочности европейца, особенно -немца. Последнее слово русской культуры будет как раз новым словом о человеческой свободе. И чтобы его отыс­кать, чтобы его познать - она должна пройти все адские муки деспотизма.

Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/kultura-seredinyi-kultura-97672.html
 
Tags: Вальтер Шубарт, История Запада, История России
Subscribe

  • ИЗ ГЕНРИ ТОРО

    · Лучшие свойства нашей природы, подобные нежному пушку на плодах, можно сохранить только самым бережным обращением. А мы отнюдь не…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Мы терпим крушение не из-за наших мечтаний, а потому, что мечты наши были недостаточно прочными. Эрнст Юнгер

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Большинство людей научаются читать лишь для удобства, как учатся считать ради записи расходов и чтобы их не обсчитали. Но о чтении как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments