Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ВАЛЬТЕР ШУБАРТ О РАЗЛОЖЕНИИ МЕССИАНСТВА И НАСТУПЛЕНИИ НИГИЛИЗМА В РОССИИ

С нигилизмом русское мессианство вступает в стадию своего вырождения. Теперь больше нет веры в возможность органичного воссоединения Бога и мира. Теперь уже спасение мыслится как распад всего преходящего. Зажатый в тиски индивидуальности, рус­ский страдает из-за отлучения от высшего порядка, который не совпадает с действительностью и уже нико­гда не сможет совпасть с нею. Только это сознание превращает его в отчаявшегося разрушителя. Он весь охвачен болью конечности мира, муками ограниченности. Отсюда убеждение, что этот мир не должен быть, и отсюда горячее желание увидеть его гибель. Из' этой бездны страдания бьет первоисточник апокалипсической ненависти к жизни, которая живет сегодня в русской душе одновременно с глубокой любовью к земле. Так, русские из крестьян и святых превратились в народ революционеров и фантастов. Столь апокалипсические настроения у прометеевского человека крайне редки. Там, где они в виде исключения возникают, как, например, у анабаптистов, их сразу же клеймят как глупость или экзальтацию. Европеец не носит в себе никаких эсхато­логических ожиданий, тогда как русский не может без них жить. Время от времени и среди европейцев появляется какой-нибудь не в меру рьяный разрушитель всяческих форм, несущий на себе проклятие исключения: Генрих фон Клейст или Ницше, Леон Блуа или Винсент Ван Гог.
Но какими одинокими, какими чу­жими, и как "по-русски" выделяются они в своем евро­пейском окружении! — Апокалипсический русский чело­век похож на первых христиан, которые, зная о близком пришествии Спасителя, молились: «Да приидет Царствие Твое, и да прейдет мир сей». Для них столь же ха­рактерным было добавление второй фразы в молитве, сколь характерно для европейцев опущение ее. Вот это «да прейдет мир сей, да приидет Царствие Твое» - и стало лейтмотивом новой русской культуры. Но русский человек не останавливается на том месте, где оста­новились первые христиане. Он не намерен, сложив руки, ждать, когда сей грешный мир погибнет от удара божественного всемирного Судьи.
В своем апокалип­сическом возбуждении русский уже не может ждать. Он должен помочь, он должен соучаствовать. Он должен сам разрушить мир. Так отрицание мира перерастает в стремление к его уничтожению. В этом сущность рус­ского нигилизма. Это - пессимизм в действии, разру­шительная месть русской религиозности Европе, запозда­лый реванш за вторжение Наполеона. С болыпевицкой революции начинается расплата за Французскую, плодом которой она является. Она сознательно хочет сделать Россию европейской, даже американской. Но в конечном счете получится Россия, очищенная от Европы. Боль­шевизм, как и Реформация, тоже является ярким приме­ром парадоксальности истории.
Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/istoriya-russkoy-dushi-97671.html
Tags: Вальтер Шубарт, История России, Философия
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    ​​ В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие. Артур Шопенгауэр

  • ИРВИН ЯЛОМ. «ШОПЕНГАУЭР КАК ЛЕКАРСТВО»

    Продолжаю обзоры книг. И в этот раз о художественной литературе. А лучше сказать, о философско-психологической прозе. Весной удалось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments