Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ВАЛЬТЕР ШУБАРТ О МЕССИАНСКОМ ЖИЗНЕОЩУЩЕНИИ РОССИЯН

Мессианское жизнеощущение не позволяет русскому человеку довольствоваться простым познанием истины. Оно побуждает его также жить согласно этой истине, осуществляя более высокий порядок в более низком. Русский ищет не знания, а жизни в форме познания. Поэтому для него только жизнь в согласии с Божьей волей является правильным путем к богопознанию. «Нельзя склоняться перед христианской истиной и в то же время смиряться с антихристианской действительно­стью как с чем-то вечно неизменным и неизбежным» (Соловьев). Русскому человеку чуждо трусливое отрицание духа, и оно ему нестерпимо, когда он с этим встречает­ся. Сколь многие из русских поэтов заплатили темницей за свои умонастроения! Каждый сам подает пример тому, чему он учит. В русской литературе нет ничего, подобного Шопенгауэру, который как человек был гур­маном и щеголем, а как мыслитель рекомендовал воздер­жание от земных благ. Русский послушен голосу совести, он исповедует его и жертвует собой. Когда в 1881 году Александр II пал жертвой покушения, Толстой и Соло­вьев, независимо друг от друга, выступили за поми­лование убийцы.
Соловьев, ему было тогда 28 лет, лишился кафедры и средств к существованию и умер преждевременной смер­тью, износившись от своей беспокойной жизни. Вот это по-русски! Русский не выносит расхождения между исти­ной и действительностью. Примечательно, что в русском языке для двух этих понятий существует одно и то же слово - правда. В своем редком двойном смысле оно означает то, что есть, и то, что должно быть. Русский не может жить иначе, как, не задумываясь, вносить элемен­ты высшего порядка в вещественный мир, даже если этот мир их отторгает. В конечном счете, земное при­носится в жертву идее. — Сугубо мессианским предстает и более позднее русское христианство. Вершина его требований - построение царства Божия на земле.
В этом процессе, который являет собой одновременно осу­ществление Божественного и освящение мира, снова сливаются воедино вечное и временное. Тем самым снимается напряженность между двумя мирами. Это мысль о christificatio129, которую высказал Ленау*30 (тоже славянин!) в поэме "Альбигойцы": «В полной мере Христос на земле нам еще не являлся, Божий образ Его в человеке еще предстоит завершить».

Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/istoriya-russkoy-dushi-97671.html
 
Tags: Вальтер Шубарт, История Запада, История России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments