Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

БОРЬА МЕЖДУ ЭОНИЧЕСКИМИ АРХЕТИПАМИ

Борьба между сменяющими друг друга эоническими архетипами нигде не проходит без крайне болезненных потрясений. В Европе она привела к Тридцатилетней войне, в России - к большевизму. В Европе она приняла облик религиозных войн; в России сначала проявилась в виде национальной проблемы: "Россия и Европа". Но и тут она вскоре тоже приняла религиозный характер: восточное христианство или западное безбожие? И в Тридцатилетней войне, и в большевизме речь идет о решении одного и того же спора - противоречия между прометеевским и готическим мироощущением. ВедЬ и большевизм начал свою борьбу с протеста. Так, с опозда­нием и зачастую в гротескной форме, он перенял насле­дие протестантизма. То, что на Западе началось с Люте­ра, на Востоке должно было закончиться Лениным. (Про­межуточными звеньями цепи были Кант, Гегель122 и Маркс.) — Но каждый раз, как только прометеевская волна заливала Россию, ее народ немедленно, инстинк­тивно чувствовал, в чем дело. Он называл антихристом Петра I; антихристом он называл Наполеона, якобинца, сына революции; царством антихриста называют совет­ское государство русские, оставшиеся верными Церкви.
Большевики тоже чувствуют эту внутреннюю связь с прометеевской эпохой. Они проявляют большую симпа­тию к Петру I, заслуги которого описываются в учебни­ках и обильно восхваляются в советском фильме о Петре; большевики чувствуют свое родство и с якобинцами. (Одному из современнейших русских линкоров дали имя "Марат".) То есть они знают, в чьих рядах находятся.
Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/istoriya-russkoy-dushi-97671.html
Tags: Вальтер Шубарт, История Запада, История России, Советский проект, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments