Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

ВАЛЬТЕР ШУБАРТ О ВЛИЯНИИ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА РОССИЮ

Два других события, определивших духовную судьбу русских, имели место в первой половине XIII столетия: это татарское нашествие на Востоке и германское - на Западе. С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238-1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день. Все наро­ды, будучи долго порабощенными, обнаруживают в виде общего признака ущербность правосознания. Испытав слишком много бесправия, они теряют веру в нравствен­ную и практическую ценность права. В то время как человек, обеспеченный правом, настаивает на своем достоинстве, бесправному приходится прибегать к низ­менным средствам - заискиванию, подкупу, воровству. Тот, кто является постоянным объектом преступления, вынужден защищаться и мстить также посредством преступления. С исчезновением чувства свободы исчезает самоуважение и смысл личной ответственности. Чувство долга может быть только там, где есть защита прав. Рабы лишь отбывают поденщину, но они не выполняют своего долга. Перед ними нет задач, которые поддержи­вали бы в них человеческое достоинство.

С татарским игом в русских появились черты нечестности и раболе­пия. С тех пор душу русского человека нередко стали омрачать приступы жестокости. Тот, кого долго мучают, непрочь помучить и сам. Душевно истерзанному стано­вится легче, когда он видит страданья другого. До татарского ига Русь не знала ни царизма, ни крепостного права. Не царская Москва XVI века, а вольный Новгород XIV-го - вот отражение сущности русского духа. Само­державие - это татарское инородное тело в плоти рус­ского народа. В самодержавии с монголо-татарским пере­плетается и другой чуждый элемент - римско-византий-ский. Глубоко символичен тот факт, что первые москов­ские цари носили татарское облачение и римский титул (поскольку царь происходит от римского Caesar11?). Рим­ский цезаризм и татарское ханство - родственные формы правления. Между способами правления Нерона и Ивана Грозного нет разницы. Совершенно очевидно, что без татарского деспотизма русская душа развивалась бы со­вершенно иначе. Революционное движение, от Герцена до Ленина, в своей своеобразной истории, полной стра­даний и почти религиозной одержимости, было направ­лено против того несвойственного русским римско-татарского духа, который оно было призвано окончательно сломить. Без татарского нашествия не было бы рус­ской революции!

Искажение правового сознания со времен татарского ига имело и одно неожиданно благотворное последствие, правда, лишь для светлейших умов русской культуры. Оно проторило путь к пониманию того, что правовая идея не является высшим принципом этики, что выше ее идея любви, стоящая по ту сторону права и беспра­вия, вины и отмщения, - идея всепрощающего, всеочи-щаюшего добра, навсегда закрывающая истоки человечес­кой вражды и тем самым открывающая возможность Царства Божия на земле. Эта стержневая идея хри­стианства, наталкивающаяся на упорнейшее сопротивле­ние с момента своего возникновения и по сей день, была с легкостью подхвачена нравственной элитой Рос­сии и культивировалась ею с гораздо большей серь­езностью, чем это делалось на Западе. Запад, страда­ющий переоценкой правового принципа, не смог через него перешагнуть. Может быть, то была воля прови­дения - принизить правовое сознание русских, чтобы где-то, когда-то, в одном уголке земли могло быть осущест­влено учение Христа о примате любви.

Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/istoriya-russkoy-dushi-97671.html

Tags: Вальтер Шубарт, История России, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments