Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

РИМСКИЙ ДУХ И СУДЬБЫ ЕВРОПЫ

Ни один из больших народов западной Европы в их сегодняшнем обличье непредставим вне римского влия­ния. Все они несут римские черты, хотя и не одни и те же. Италия унаследовала многословие, Франция - остроту ума, Пруссия - муштру, Англия - жажду наживы. Англи­чан называли современными римлянами; так же можно назвать и пруссаков. Наполеон видел законных наследни­ков Рима во французах, а Муссолини - в итальянцах. Каждое из этих мнений имеет право на существование, так как каждое имеет свое частичное обоснование.

Римский дух оказал наибольшее влияние на постготи­ческую эпоху в Европе через римское право. Наряду с Реформацией и Ренессансом рецепция римского права была третьим большим культурным процессом, в котором заметен поворот в мироощущении Запада. По мнению некоторых юристов, это объясняется инертностью северо­альпийских судей, которые ради удобства пользовались римскими образцами, ленясь создать собственные. Далее я покажу, что нордическое мышление вообще склонно перенимать предлагаемые ему готовые методы. Но поче­му это произошло с судьями именно в XVI веке? Почему не в XIII веке, когда Эйке фон Репков создал свое Сак­сонское Зерцало103, не носившее отпечатка римского ду­ха? Другие бросают упрек католической Церкви в по­ощрении римского права, которое якобы послужило, удобным инструментом для ее властных целей. Но здесь вновь возникает вопрос: почему это должна была делать именно Церковь, ослабленная Реформацией? Почему она не пыталась провести римское право в 1300 году на Севере, где был уже готов corpus juris canonici - разви­тие юстинианова права в церковно-христианском духе?

— Все это - поверхностные объяснения. Римское право вытеснило товарищеские права готики не потому, что оно юридически превосходило их, а потому, что это было право материально сильного, это было властное право. Именно одновременность Реформации и рецепции права говорит о том, что оба эти явления, независимо друг от друга, имели общую более глубокую причину, а именно - зарождение нового эонического архетипа, которому, в качестве родственных по своей сути элементов, соответ­ствовали основные черты римского правового мышления и еврейская законническая религия. Они были переняты только потому, что подходили; а поскольку они стали подходить лишь около 1500 года - только тогда их и переняли.

Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/mir-zapada-mir-vostoka-osnovnyie-tendentsii-97670.html


Tags: Античность, Вальтер Шубарт, История, История Запада, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments