Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ВАЛЬТЕР ШУБАРТ О РЕФОРМАЦИИ. ЧАСТЬ 2.

Было бы в корне неверным считать ответственным за такое развитие только личность Лютера. К такому крайнему выводу может прийти лишь индивидуалисти­ческая историография, придающая чрезмерное значение роли крупной личности. Это свойственно главным обра­зом англосаксам. Однако в общем ходе истории отдель­ная личность есть лишь шахматная фигурка в руках надмирового игрока, который часто столь искусно застав­ляет действующих лиц служить себе, что они этого даже не замечают, полагая, что поступают свободно. Реформа­ция - почти трагический пример такого иррационализма истории и ее парадоксальности.
Лютер вовсе не хотел того, что позже получилось из его учения и его деятель­ности. Во многом он хотел нечто совершенно противоположное: он хотел спасти религию, а положил начало ее разложению. Он замышлял реформу Церкви, а получи­лась ее секуляризация. С Лютером религия отступила в частную жизнь. Возможно, это он еще осознавал. Но того, что это отступление стало началом исхода религии из сердца человека, он не предвидел и не хотел. Он ненавидел римское "рацио", этот "разум-проститутку" -однако положил начало рационализму, автономии мыш­ления! Он ненавидел римский дух, цезаристское порабо­щение души - и в то же время проложил путь наиболее выраженному типу человека-насильника из всех сущест­вовавших. Этот тип намерен поработить не только чело­веческий род, как римляне, но и всю живую и неживую природу - это попытка, на которую до того времени еще никто не дерзал на земле. Лютер хотел уйти от Рима, а получилось, что римский властный дух еще крепче охва­тил северного человека.
С тех пор две силы стали ока­зывать решающее влияние на европейскую душевную жизнь: римская и иудейская. Эти силы родственны между собой; за ними стоят властное жизнеощущение и логика. Обе они регулируют отношение человека к Богу как отношения между должником и кредитором, как договор­ные отношения с точно установленными правами и обя­занностями. Высший принцип тут не любовь, а справед­ливость. Когда папы искали образец для обоснования своего церковного всемогущества, они могли с равным успехом обратиться и к римскому цезарю, и к иудейско­му Иегове. И тот и другой знали, как руководить чело­веческим родом. Этот дух стал господствовать в Европе через Реформацию, в южных странах - через Ренессанс; здесь - через Лютера и Кальвина93, там - через Макиа­велли94. Деяние реформаторов вкратце можно выразить так: они разработали еврейскую часть христианских учений за счет индусских и, эллинских элементов (вот почему евреи, переходя в христианство, предпочитают протестантизм). Ветхий Завет был по меньшей мере уравнен с Новым. Самого Лютера, с его неистовой силой, можно поставить рядом с ветхозаветными пророками. Он не выглядит христианином рядом с Иисусом, и тем более с Иисусом Евангелия от Иоанна. Иудейским духом ды­шит в протестантизме и строгий монотеизм, отвергаю­щий почитание святых католической Церкви как пережи­ток языческого идолопоклонства; и поклонение гневному, суровому еврейскому Богу, о котором Павел с дрожью говорит, что было бы страшно попасть ему в руки; и аб­страктная черта - уважение к слову (проповедь) и враж­дебное отношение к иконе, которое, будучи последовате­льно продуманным, приводит к иконоборчеству.
Деяние Макиавелли состоит в том, что он, применительно к усло­виям своего времени, возобновил идею римского господ­ства. Он ввел в Новое время идею власти и нормы. Его излюбленным выражением было: «Это надо принять как общее правило». От него исходит порочное учение о том, что религия, культура и мораль должны быть подчи­нены государству. Он оценивал их по той пользе, какую они приносят государству. Он вызвал к новой жизни два главных идеала древнего Рима: идеалы цезаря и импе­рии; правителя-деспота и государства-деспотии. Он восхи­щался Чезаре Борджиа95 и советовал учредить новый общественный строй через насилие. Тем самым он был одновременно предтечей Ницше и Маркса, родоначаль­ником фашизма и коммунизма. — Его пагубного влия­ния невозможно переоценить. Через Марло96, Гоббса и Спинозу этот «законченный язычник» оказал решите­льное влияние на Европу. Его имя должно напоминать прежде всего о том, что Ренессанс был возрождением не эллинского, а римского духа. Не случайно он возник на итальянской почве.
Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/mir-zapada-mir-vostoka-osnovnyie-tendentsii-97670.html
 
Tags: Вальтер Шубарт, История Запада, Философия
Subscribe

  • С ПРАЗДНИКОМ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ВСЕХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ!

    Сегодня особый день. Не просто праздник Архистратига Михаила – предводителя ангелов. Сегодня ещё и День ангела каждого из нас, подобно тому,…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Одним из характерных признаков смирения является внутренний покой. Выражается он в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами,…

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    На Вятской земле сегодня один из главнейших, если не самый главный праздник - День памяти Трифона Вятского. Раньше говорили - не стоит село без…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments