Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ВАЛЬТЕР ШУБАРТ О РЕФОРМАЦИИ ЧАСТЬ 1.

По своей важности Реформация - самое выдающееся событие в период 1200-1800 годов, но и самое, заметим, роковое. Она становится началом прометеевской эпохи, она знаменует собою прорыв нового мироощущения, которое я бы назвал "точечным" чувством. Новый чело­век воспринимает в первую очередь не Вселенную и не Бога, а себя, преходящую во времени личность; не цело­стность, а часть, осколок бреннный. Он уже не чувствует себя всего-навсего точкой прохождения вечных сил, а видит себя в центре Вселенной. У каждого теперь "свой" Бог, которому каждый молится в тиши своей каморки. Это новое отношение человека к Богу отражает и новое отношение к Космосу. Нового человека влечет не самоот­речение, а самоутверждение. Он не себя соотносит с миром, а мир с собой. Его основное чувство - боязнь своего одиночества, изначальный страх вместо изначаль­ного доверия. Страх заставляет его везде добиваться господства. Его обуревает воля к власти, но, достигая ее, чувство благоговения он вытесняет гордостью. Только для человека героических культур знание есть сила, а не средство к спасению. Только ему приходит на ум считать основным стремлением всего происходящего - волю к власти. Он взирает на мир как на хаос, который он дол­жен - сначала еще по воле Бога, а потом самовольно -укротить и оформить. Его главные ощущения колеблются между недоверием, страхом и высокомерием. — Чтобы властвовать, он должен разделять. "Divide et impera" – вот девиз всех властолюбцев. Так мир утрачивает свое единство, уступая силам разделения. Там, где человек молится "своему" Богу, Всевышнему угрожает опасность распасться на множество личных божков. Бог теряет признак целостности и, следовательно, перестает быть Богом. — Лютер учил: только частное дело есть религия (для того, чтобы ее спасти). Отсюда - прямой и не очень долгий путь к Марксу. Маркс учил: религия есть только частное дело (для того, чтобы ее унизить). Сначала религию отделяют от целого, а потом подвергают презрению, которое тяготеет над всем изолированным!
Готический человек видел в мире действие вечных преобразующих сил Бога и Его вечную иерархию ценно­стей. В холодных глазах прометеевского человека все формирующие силы сводятся к одной единственной точке - к мыслящему субъекту. Так энтелехии Аристотеля пре­вращаются в категории мышления Канта. И ценности выступают уже не свойствами самих вещей, а лишь тенью, которую человеческие желания отбрасывают на вещи. Так ценности субъективируются. Под давлением этого нового, "точечного" мироощущения изменяется вся картина мира. Со времени Реформации оно утверждается все более безудержно, и только изредка ритм этого про­цесса, в качестве все слабеющего противодействия, нару­шается отзвуками готического архетипа, пока, наконец, в XIX веке остатки чувства всеобщности не растворяются в "точечном" чувстве. Это развитие характеризуется побе­дой изначального страха над изначальным доверием, победой любви к земному над любовью к Богу, идола индивидуализма над идеей братства, принципа частного (специализация) над принципом общего (универсаль­ность), предметного человека (экстравертного) над внут­ренним, духовным (интровертным), активности над созер­цательностью. То, что отделяет прометеевского человека от готического, отделяет его и от русского.
Стремление прометеевского человека к раздробленно­сти, тяга к земному и временному внутренне взаимосвя­заны и взаимообусловлены. В земном мире есть только многообразие и расколотость. Понятие единства и целост­ности исходит из другой области. Удаляясь от него все дальше, человек ломает духовный хребет мира. И мир, лишенный своего метафизического содержания, распа­дается на атомы. Происходит раскол Церкви, Священная Римская Империя дробится на ряд самостоятельных госу­дарств, государство делится на племена и классы, классы - на отдельные индивиды, индивиды - на тело и душу, душа - на рассудок и чувство, плоть - на отдельные клетки. С чудовищной последовательностью идет этот всеразрушающий процесс атомизации. Однако худшим из всего стало разделение Бога и мира. Это нанесло душе Европы глубокую рану. Лютер хотел обновить религию, перенеся ее во внутренний мир человека. Этим он хотел защитить ее от мира, греховность которого он с содроганием познал. Так он отдал общественную жизнь на откуп силам ада. Но этот шаг имел и свои внутренние последствия. Он привел к зарождению "интимности", которая живет под одной крышей со своей противницей "светскостью". В протестантском человеке есть две резко разделенные зоны: одна - для Бога, другая - для мира. Зона божественного постоянно сокращается по мере того, как все больше расширяется зона мирского. Тем самым утрачивается целостность души, точно так же, как и единство социальной жизни. Человек раздваивается между отношением к Богу и отношением к людям. Обе эти установки противоречат и мешают друг другу, ибо нельзя быть попеременно то мистиком, то практиком. Лютер хотел, чтобы пред лицом Бога христианин был раздавлен, полон смирения и сознания неискоренимой греховности своей природы. А в глазах людей, по мне­нию Лютера, человек должен быть горд, деятелен, воинствен, преисполнен мирских радостей. В этом раз­двоенном отношении к Богу и к людям современный европеец похож на того прусского чиновника, который раболепствует перед начальством и высокомерно трети­рует просителей. Здесь-то и недостает именно того, что свойственно русским - душевной потребности изобразить невидимый мир в видимом. Разрыв между интимностью и светскостью стал роковым для всей современной исто­рии духа и особенно в протестантских странах. Он выз­вал глубокие противоречия между жизнью и учением. Этот разрыв не преодолен по сей день, а там, где он исчез, это произошло ценой обмирщения и отказа от внутреннего мира.
Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/mir-zapada-mir-vostoka-osnovnyie-tendentsii-97670.html
Tags: Вальтер Шубарт, История Запада, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments