Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ГАРМОНИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ ПО В. ШУБАРТУ

Гармоническое мироощущение имеет многочисленные разновидности. Грек гомеровских времен и готический человек сходны лишь в главной своей установке души - в своем полном доверии и самоотдаче по отношению к благоустроенной целостности мира. В остальном же -явные различия. В готическом соборе поражает вопло­щенное в камне, безостановочное движение вверх - к Богу; при созерцании же греческого храма успокаивает та основательная устойчивость, с которой он опирается на землю. Оба типа сооружения выражают души их творцов. Гармоническое чувство греков пускает свои корни в землю, гармония готики держится за небо. Для грека сама природа является космосом, готический же человек ищет примиряющий центр гармонии по ту сто­рону воспринимаемых вещей - в Боге, в непостижимом. Один представляет собой наивный, другой - трансценден­тальный тип доверия. Готический человек должен посто­янно удерживать от искажения свое чувство гармонии, питающееся из неземных источников, наперекор всем проискам дьявола - антагониста Бога. Но готический образ творения столь широк, что в нем находят место и чёрт, и даже страдания, не ставя при этом под вопрос саму гармонию.
Готическому человеку удалось даже стра­дание облечь в художественную форму. То есть он знал, что такое ужас и боль. Несмотря на это, его жизнеощу­щение гармонично. Он, правда, переживал мир как страдание, но не как проблему. Бытие не вызывало у него сомнений, а это - главное. Он знал страдания, тайны, чудеса, но он не знал сомнений, а потому не ведал и отчаяния. Он видел смысл во всем, даже в крестной смерти Христа; а страдания теряют свое жало, как только обретают смысл. Осмысленное страдание не нарушает божественной гармонии. Оно легче переносит­ся, чем бессмысленная похоть, в которой находит прибе­жище прометеевский человек. Потому в средние века самоубийства были крайне редки, хотя никакой светский закон их не запрещал, как это имеет место сегодня в некоторых государствах. Ни в какой из периодов своей истории европеец не был так похож на русского, как тогда. С тех пор ход развития обоих миров отдалял их друг от друга все дальше и дальше, пока, наконец, они не превратились в прямо противоположные полюса душевных возможностей.
Шубарт В. Европа и душа Востока.
http://bib.social/obschaya-filosofiya/mir-zapada-mir-vostoka-osnovnyie-tendentsii-97670.html
Tags: Вальтер Шубарт, История, История Запада, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments