Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Categories:

Политологическое: Систематика государств + положение России

Оригинал взят у kroopkin в Политологическое: Систематика государств + положение России
web stats script Для понимания наличествующего дрейфа государственности России имеет смысл "откатиться к основам", вычленив единую аналитическую систему для работы с имеющимися фактами. Государство обычно связывают (1) с политическим контролем над территорией, (2) с суверенитетом (т.е. приоритетом правовых установлений), (3) с монополизацией легального насилия.

В этом плане хороший системный взгляд на возникновение государства того класса, к которому относится государственность РФ, дает концепция Олсона-МакГира: момент, когда "рыскающие бандиты" (roving bandits) в целях снижения неопределенности своего существования решили перевести свою нерегулярную "добычу" в регулярную "ренту с ландшафта", и осели, взяв под контроль территорию, и став при этом "оседлыми бандитами" (stationary bandits), и можно считать моментом зарождения государства на рассматриваемом куске земли. Далее происходила эволюция институциональной "обвязки" "оседлых бандитов" - в торге с подчиненными подданными, и в острой конкуренции с "бандитами"- соседями - с целью поддержания своей ресурсной мощи на уровне этих задач. Данная мощь была сильно обусловлена рентой с эксплуатируемого ландшафта, получаемой с социальных низов как в виде "дани кровью" / рекрутов для войны с соседями, так и в виде различного рода нужных продуктов, включая качественное оружие. Мощь локальных общин, и выгоды от идентичностно-обусловленной мобилизации, привела "бандитов" к пониманию целесообразности "быть своими" для низов, что и простимулировало трансформацию режима "оседлого бандита" в то, что классическая политология называет термином "полицейское государство". Полицейское государство - это когда управители территории объявляют себя гарантами общего блага подданных, и для обеспечения данного блага они берут на себя функции полиции, следя за мерами и весами, угнетая криминал и социальный оппортунизм, заботясь о снижении прочих препон для деловой активности на контролируемой территории. Понятно, что в целях легитимации своего положения гаранта общего блага управитель позволяет общинным авторитетам быть при себе советниками в части форм, установлений и направлений деятельности своей администрации. Так возникает представительство, которое довольно быстро связывает ренту для управителя с качеством его деятельности: "нет налогов без представительства".

В параллель с представленной траекторией эволюции государственности "ордынского типа" существовала и другая линия социального развития - республиканская. Некоторые локальные общины оказались настолько мощными, что они смогли отбиться от "бандитов" обоих типов. Обычно это были города с небольшими прилегающими областями, в которых развитая промышленность служила основой для межрегиональной торговли и накопления финансовых средств. Структура самоуправления таких общин была выстроена по принципу гетерогенной группы - ядром управления там было сообщество "равных", опиравшихся на свои кланы родственников и клиентов. Эти "равные" на основе какого-либо формализма регулярно меняли людей на административных постах, заботясь о том, чтобы не возникло бы политической монополии одного семейства - впрочем, иногда и неуспешно. Но на каждом этапе до конца 17-го века мы можем найти города в качестве равномощных политических игроков "европейского концерта".

Однако в 17-18 в.в. ордынский тип государственности стал доминирующим в Европе. Это случилось потому, что "ордынства" научились водить большие армии, и у городов перестало хватать мощи для поддержания своей независимости. При том именно мощные города, становясь подданными суверенов, подтолкнули последних к обсуждавшейся выше трансформации их политических систем в полицейские государства. Следующий этап - "раскрытие династических корпораций", и вхождение в них деятелей верхушек городов - открыл фазу "национализации ордынств". На этой фазе некоторые монархии были ликвидированы, другие же - приспособились у более открытой политической системе. И постепенное расширение "зоны равноправия" на все общество, происходившее впоследствии, обозначило наличествующую ныне на Западе фазу "либеральных демократий".

При поиске положения России в представленной разметке мы можем видеть, что (1) территория политического контроля нашего государства вполне фиксирована - правда право суверена в некоторых регионах вполне успешно вопрошается местными "баронами", (2) пожалуй, можно сказать, что суверен обозначает себя гаратном общего блага, но в то же время институций, сертифицирующих соответствие представлений об общем благе в головах суверена и его "вертикали" таковым в головах актива локальных общин, увы нет, (3) на большинстве территорий у нас нет и самих сколь-либо мощных локальных общин, чей актив был бы отличен от "вертикали" суверена, (4) в части правоприменения официальные суды по факту являются выходными департаментами прокуратур, что еще раз подчеркивает доминирование "вертикали" на местах и исключение представительства локальных сообществ. В итоге получается, что современная российская государственность находится на этапе "стационарного бандита" - с включением неких элементов "полицейского государства".

При этом, судя по трендам изменения правоприменения в стране, и/или местного самоуправления, можно сделать вывод о "движении вспять" - исключении из машинерии российской государственности все большего числа классических полицейских функций, связываемых с "порядком", (напомню, что "полиция" здесь понимается в классическом политологическом смысле; а примерами исключаемого является следование единым писаным правилам при обработке кейсов членами "вертикали", одинаковость обработки кейсов для членов одной группы, этническая дифференциация обработки кейсов в одном месте, и другое подобное). Впрочем, о развитости в РФ управляющих практик, характерных для раннего аграрного общества "ордынского типа", уже говорилось многими. И даже то, что управляется здесь, в общем-то, индустриальный ландшафт, почему-то на применяемых практиках особо не сказывается. Только со временем постепенно "вымываются" сложные формы деятельности людей - приводя объект управления в соответствие с качеством искушенности управляющего аппарата.

Отсюда.

Tags: Политология
Subscribe

  • Дмитрий Быков: "ТРИ ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ"

    Первая функция — это ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ. У нас очень мало возможностей испытать эффект присутствия. Книга — наш единственный способ…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    ​​ В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным…

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО. АРТУР ШОПЕНГАУЭР

    Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие. Артур Шопенгауэр

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments