Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Слушая Е.В. Жаринова

С интересом слушаю аудиозаписи с лекциями Е.В. Жаринова по русской и зарубежной литературе. Много интересных идей, мыслей.
К примеру, мысль Жаринова о том, что главным в выборе чтения должно быть не чьё-то мнение, а восприятие самого читателя. В противном случае, литература для нас умрёт (т.е. если мы будем руководствоваться каким-то авторитетом). Путь сотне людей книга не понравилась, но если она понравилась тебе, значит она – твоя. Где-то вот так. Этим принципом и надо руководствоваться. Откуда берутся порой литературные известности? Если книга зацепит какого-то харизматика, то тогда она может стать знаменитой, популярной. И из «корзины» книга выходит на свет.
Говорить тут можно много. Понравилось и сопоставление Толкиена с Толстым – это всё эпические произведения. И сопоставление художественной литературы с мифом. Жаринов считает, что всё вышло из мифа, и художественная литература тоже.
Впечатлил его разбор «Преступления и наказания». Главная идея романа, по мнению Жаринова, это вопрос – существует ли Бог. Достоевский поступком Раскольникова словно проверяет эту теорию и показывает, что Бог – в сердце. Совесть – это и есть доказательство того, что Бог существует. Ведь Раскольников всё время и мучился.
Кстати, по мнению Жаринова, Достоевский в этом романе изобразил не Санкт-Петербург а…Иерусалим. Да, да…Описание Питера, по словам Жаринова, напоминает как раз Иерусалим а не Санкт-Петербург: тут почти не видно Невского проспекта, стрелки Васильевского острова. И здесь жара, душные колодцы дворов (как в Иерусалиме). Соня Мармеладова поселяется у Капернаумовых (как известно, Капернаум – пригород Иерусалима). Как раз перед нами два образа евангельских грешников – «блудница» (вспомним здесь притчу о Иисусе и Самарянке) – ведь Соня вынуждена была кое чем заниматься. А Раскольников – убийца. Как раз ещё один образ евангельского грешника – разбойника.
Интересен и образ Свидригайлова. Жаринов показывает, что это – сам дьявол. Он всё время находится где-то рядом с главными героями и всё про них знает. В общем, тут много интересного и это оказало влияние в т.ч. на западный экзистенционализм. Своеобразным откликом на роман Достоевского стала повесть Камю «Посторонний».
В целом, Жаринов любит повторять, что на Западе Достоевский – чуть не самый читаемый русский автор (после А.П. Чехова, а кроме них ещё читают Толстого и в какой-то степени, Тургенева – помню даже сам по Э. Хемингуэю).
Но, пожалуй, самое главное впечатление от лекций Е.В. Жаринова - хочется вновь брать и читать книги, думать, размышлять.
Tags: Литература, Мои записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments