Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ИЗ Д.М. БАЛАШОВА

И чего  не произошло, и  что могло, должно было произойти на Руси в эти неуверенные  неустойчивые  годы,  в  эти  последние  три года власти Василия Дмитрича, что должно было содеять, чтобы заложить истинное величие страны, и заложить  именно   теперь,  в  самом  начале,   вернее,  в  первой  четверти пятнадцатого  столетия, и  с  чем  мы  отстали  на два  столетия  с  лишком, вынужденные догонять тех,  кто  при ином раскладе  судьбы сам бы  догонял  и догонял  Россию, - не  создали  университетов.  Ни в  Москве,  где он, как в столичном городе, был сурово и крайне  необходим, ни в  Твери, где он мог бы возникнуть,  сообрази  Михаил Александрович  надобность  дела  сего,  ни  во Владимире, где университет мог бы устроить сам  Фотий, ни в Ростове Великом, ни во всех названных  градах единовременно...
Почему так произошло? Почему и три  столетия  спустя  наука  была  на  Руси все еще "ободрана,  в лохмотьях обшита,  из  всех  почти  домов  с  ругательством  посбита"? Почему  и  наши западничающие   "демократы"   и   теперь,   в  конце  двадцатого   столетия, обезьянничая  перед  Западом,  изо  всех  сил  сокращают  расходы именно  на образование  и культуру,  хотя даже  на  опыте первых  десятилетий Советской власти (не говорю уже про девятнадцатый век!) ясно должно было быть, к каким космическим высотам,  и в прямом и в  переносном смысле, способна  рвануться наша страна при обычном регулярном  и бесплатном школьном  и университетском образовании! Почему? Что мешало тем же  нашим монастырям  стать рассадниками культуры, и богословской и светской: медицины, астрономии, филологии, знания языков?
В  Монголии, в единственном  оставленном  в доперестроечные времена буддистском  духовном училище пять языков изучали будущие  ламы! Пять языков как  минимум!  Почему наши монастыри и  сейчас,  в эти годы освобождения, не становятся хранилищами книг, библиотеками всемирного значения,  где могли бы заниматься приезжие  научные  сотрудники и студенты,  где могли бы проходить научные  конференции,  как  это  я  сам  видел  в  Венеции,  в  католическом монастыре?  Что мешает нашей церкви подняться к  вершинам  мировой культуры?
Что  мешает  нашему,  потерявшему  всякое  уважение  народа,  правительству, обратить  наконец  должное  внимание  на   высшее,  в  особенности   высшее, образование, ибо еще Чехов сказал: "Нам не школы,  а университеты  нужны!" А начальное образование я бы и вовсе передал в руки церкви, токмо, разумеется, в  руки Русской  церкви,  а  не  еврейской, не  баптистской,  адвентистской, иеговистской,  евангелической и иже с  ними, ибо  имя им легион и изгнать их всех из нашей страны - это насущная необходимость нового времени.
     Почему  все-таки  в России в начале  пятнадцатого  столетия не возникли университеты?  Это трудно  понять.  Тем  более  трудно  понять, зная,  какое огромное   значение   имела    для   нас   открытая    наконец   в    Москве славяно-греко-латинская академия? Почему  же это не было сделано еще два-три столетья назад? Перед этим  вопросом  я лично  замираю в какой-то неизбывной растерянности,  тем  паче  ведая  о  талантах  нашего  народа,  об  огромных результатах образования и образованности в нашей стране! Почему?      И  не  нахожу  ответа.  Чума?  Да и  чума-то к  нам  с  Запада  пришла! Внутренние гражданские войны? Но ни гуситов, ни Реформации у нас все-таки не было! Нехватка средств? Но при всегдашней твердой центральной власти в стране средства  могли найтись  даже в большей мере, чем  это было в разорванном на графства и герцогства Западе!
     Почему  Иван III,  покорив  Новгород,  уничтожил  бесплатное  городское образование,  серию  училищ,  существовавшую  на  вечевые деньги,  и  через двадцать лет в этом, не столь  давно культурнейшем  городе  Руси, уже не  из кого  стало  набирать  священников? Почему наши  образовательные начинания - школа  Ярослава  Мудрого  в Киеве,  выпустившая  целую  плеяду замечательных переводчиков, ораторов, просветителей, христианских подвижников;      "Григорьевский  затвор"  в  Ростове  Великом,  откуда  вышел  целый ряд выдающихся  деятелей нашей культуры, вышли Кирилловичи, Стефан и Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, вышел Епифаний Премудрый, вышел Стефан Пермский, креститель зырян - почему эти замечательные духовно-образовательные твердыни не породили твердого непрерывного наследка своего,  не превратились в то, во что должны были превратиться?
     Почему так захирела и угасла славяно-греко-латинская академия в Москве, начальное (и не плохое!) образование в которой получил сам Ломоносов? Почему  так  выродился  Пушкинский  лицей,  так   и  не  ставший  новой Платоновской  академией?  Почему  заведенная у  нас  с трудами великими и  с опозданием  на   три  сотни  лет  академия  наук  так  и  осталась  какою-то полузападною,  о  чем  писал  еще  великий Менделеев в конце  прошлого века? Почему? Почему? Почему?
     Почему мы отстали в одной из корневых духовных наук, в богословии, хотя и  утверждаем,  что именно мы -  хранители заветов  вселенского православия, истинных заветов  Христа? Да, конечно, Советская власть  и вся мощь  напора, направленного на  уничтожение Русской православной церкви... Кстати, эта вся мощь  с "перестройкой"  обратилась  самым  фантастическим  образом  прямо  в противоположную  сторону:  прежние  гонители   православия   заполняют  наши монастыри и церкви, и даже епископат оказался в руках экуменистов... И опять почему? Почему? Почему?!
     И  опять  возвращаемся  туда,  откуда  следовало  начинать   регулярное школьное,  так сказать, просвещение России - к началу  пятнадцатого  века. И вот прогремел первый, пока едва слышный звоночек - Констанцский Собор,  куда русские иерархи попросту не могли представить солидную делегацию богословов, способных  поспорить  с  римскими  прелатами  и   французскими   выучениками Сорбонны. Были ли  мы в ту пору столь уж дики  и грубы? Ежели вспомнить, что Нил  Сорский отлично разбирался  в  астрономии, ведая,  что Земля, как некое яйцо, окруженное  атмосферой, кружится в  мировом пространстве! Не  были  мы отнюдь  лесными  медведями!
И  староверы  наши,  не  принявшие  никоновских церковных  реформ  -  троеперстия  и   прочего,  заимствованных  у  народов, находившихся  под  турецким  игом,  да  и до  сей поры  не  отвоеванных,  не включенных   в  состав  России   -  трегубую  аллилуйю,  еще  ряд   перемен, непереносных для верующего  человека,  привыкшего к тому, что именно церковь держит и сохраняет национальную традицию, дает  человеку меру повторяемости, которая как раз и приобщает смертного к вечности и бессмертию бытия – именно староверы учили всех детей  сплошняком грамоте, не  уступая в этом Западу  с его обязательным обрядом конфирмации, и именно они-то и  подверглись диким и нелепым,  по сути своей, гонениям, когда  уничтожались  и  жглись  старинные иконы и книги,  то  есть изничтожалась культура самой церкви,  ее  традиции, наследование ее. Спросим, кстати,  покушались ли  католики, любители, вообще говоря, сжигать не понравившиеся им сочинения (целый университетский город в Мексике, целую и великую! индейскую  культуру сожгли,  да и  все  славянские книги  в западной Руси), а на Ватиканскую библиотеку покушались они хоть при одном из  своих Пап,  самом, как говорится, крутом  и  твердолобом?  И  ведь русскую промышленность  XVIII - начала XIX  века именно староверы  подняли и поставили  вровень с европейской! Не  немецкие казнокрады Шумахеры, а именно эти  бородатые  "раскольники", ревнители  древлего благочестия, о которых ни один русский писатель XIX столетия истинно доброго слова не сказал!
Да,  все  у  нас  было!  Был талантливейший народ, терпеливый в труде и храбрый  в битвах, было  серьезное литейное дело (пушки  при Стефане Батории были дальнобойнее и  мощнее  западных),  была замечательная  фортификация  - русскую  крепость  при должной  обороне было  невозможно взять, одно наличие подошвенного  боя  исключало  правильные   штурмы  русских  крепостей.  Были праведники, способные вдохновить целый народ,  был народ, крепкий в вере и в верности  своим  стратилатам...   Не  было   одного  -  регулярного  высшего образования, и, как ни странно  сказать,  не  хватает его и сейчас.  Филолог прошлого,   XIX   столетия,   кончая  гимназию,   знал   пять-шесть   языков (церковнославянский, греческий, латынь, немецкий,  французский и английский, последний - по желанию). Это при тех же двух уроках в неделю.
     И  не надо  говорить,  что современные "новые  русские" ведают, хотя бы более  или менее прилично, американское наречие английского языка. Знаю, как они ведают! Проверял. А отдельные особи - не  в счет. Отдельные особи и в XV веке по  пять-шесть языков  знали.  Только не  государственная  власть  была виновата в  этом,  отнюдь. Ну,  и -  что  говорить?  Возникни высшие учебные заведения в  России  в  XV веке, не  потребовались бы ни реформы Петра, да и революция  1917  года, наверное.  И  гнусного  разговора о рекомых  западных технологиях не  подымалось бы вовсе. Ни  теперь,  и  никогда.  И не было  бы легенды о русских самородках, что приходили в лаптях, одолевали все на свете и становились Ломоносовыми. Не было этих самородков и быть не могло.
     В  биографии  каждого из  них  видишь прежде всего школу – серьезнейшее образование, к которому уже и прибавлялся личный талант. Многажды я проверял эти вреднейшие русские легенды и каждый раз (каждый!)  обнаруживалось одно и то же: за  плечами "самородка" то приличный техникум,  то Горный  институт в Петербурге, то целая традиция мастеров и мастерства, и, кстати, очень редко, почти  никогда, западная европейская школа, а ежели  и была такая, то  после солидной  подготовки  в  домашних   условиях.  У   "архангельского   мужика" Ломоносова  дома  были  учебники,  изданные   в   петровское  время   крайне ограниченным  тиражом  (один  на  десять  дворянских  семей!).
Папаша гонял корабли  в  Норвегию  и  уж  мог,  разумеется,  сына  навигации  научить,  а славяно-греко-латинская академия  дала  юноше  знание той самой  латыни,  на которой  преподавали во всей тогдашней Европе. Так что "своя и  Божья  воля" архангельского мужика из богатой и  высококультурной семьи северных  поморов дополнялась  солидным   национальным  образованием.   Ну,   а   -   возникни университеты у нас в XV-том столетии - то и с немецкими буршами пиво пить не было  бы у того же  Ломоносова крайней  нужды. Еще бы, поди,  оттоле  к  нам приезжали слушать лекции знаменитого русского ученого...
Tags: Д.М. Балашов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments