Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

Об исторических романах В.Д. Иванова (1902-1975 гг.)

Сегодня выложу материал ещё об одном авторе исторических романов – Валентине Дмитриевиче  Иванове (1902-1975 гг.). Есть ряд причин.
Одна из них - личная. Как раз 1991-й год я встречал «в компании» с В.Д. Ивановым: сидел за письменным столом и читал его "Повести древних лет". От книги остались приятнейшие воспоминания. Всё это было 25 лет назад. В общем, роман тогда доставил праздник. А ведь начинался  страшный год в истории России…
Вторая причина написать. В этом году как раз исполнилось 40 лет со дня смерти В.Д. Иванова, и 60 лет со дня выхода в свет его первого исторического романа.
Итак, о его романах подробнее.
Подобно Д.М. Балашову, В.Д. Иванов поздно пришёл в литературу - в 45 лет (в 1947 г.). До этого он работал инспектором-ревизором и плановиком...В 45 лет стал писать очерки. Затем в 1951 г. научно-фантастический роман, а в 1956 г. - детективный роман "Жёлтый металл" о добыче золота. Писал он также и фантастические произведения. Увлекался Востоком. В этом плане его сравнивают с Леонидом Соловьёвым - автором "Повестей о Ходже Насреддине", также прекрасном знатоке Востока.
В.Д. Иванов был дружен с Иваном Антоновичем Ефремовым - знаменитым писателем-фантастом. Позднее он написал отзыв на первое историческое произведение Д.М. Балашова "Марфа Посадница", оставил после себя богатое эпистолярное наследие...
Приведу одну цитату о нём: "Он превосходно знал всемирную историю, знал этнографию, археологию; круг интересов его был необъятен, он был человеком энциклопедических знаний. Но главное, он истово и осознанно любил свою землю, славную прародину Древнюю Русь и хотел сказать о ней слово Правды, защитить далекое прошлое от «поспешных суждений и забвенья». Он понимал: «...безродному трудно жить на свете» и что «не было времени, когда бы достоинство человека не опиралось на отцов и дедов»." (https://fantlab.ru/autor3510)
Это и подтолкнуло его к написанию знаменитой трилогии о Древней Руси.
Интерес к этой эпохе уже проявляли тогда некоторые писатели. На Украине - С.Д. Скляренко - работавший над трилогией о Киевской Руси. но успевший издать только два романа "Святослав" и "Владимир" (в планах была ещё книга о Ярославе Мудром). На Западе можно назвать писателя-эмигранта, но вернувшегося потом в СССР - А.П. Ладинского
Но всё-таки В.Д. Иванов оказался первопроходцем. Он брал те сюжеты, о которых мало было чего известно.
Первый его роман "Повести древних лет" был издан в 1955 г. Его также ещё называют "Русь Древняя". Посвящён он событиям середины IX века на севере Руси. За основу взяты два факта: сообщение летописи об изгнании варягов из Новгорода и отчёт скандинавского ярла Оттара о плавании в неведомую Биармию.
Переосмыслив их автор создаёт панораму взаимоотношений новгородцев и скандинавов. С одной стороны, в романе масса исторических неточностей. Ярл Оттар, плававший в Биармию, судя по всему, имеет мало общего с Оттаром из Нидароса, совершившим налёт поселение новгородцев на Белом море. Нет данных и о мощном военном столкновении на Белом море викингов и новгородцев, как это показано в романе. Да и ярл Оттар в своём отчёте не указывает об этом.  Встречается и масса иных неточностей, фактических ошибок, голословных утверждений и натяжек...
Но в любом историческом романе есть неточности и ошибки. Любому автору где-то приходится домысливать. И, вопрос, а не домысливают ли порой серьёзные учёные, сталкиваясь с нехваткой источников? Почему-же это непозволительно автору исторического романа?
В книге даны прекрасные зарисовки жизни и  быта новгородцев, скандинавов. Правдиво описано освоение русскими севера и их сосуществование с местными народами. Роман держит в напряжении своим динамизмом. Запоминаются картины природы, жизни и взаимоотношения людей,  борьбы жителей Новогорода с викингами, захватившими город, противостояния на севере биармов  и славян с иноземными захватчиками, а также труд в суровых северных условиях...
Подводя итог по первому роману, можно согласиться с мнением одного из критиков: "Это не история в прямом смысле этого слова, это — удачно оформленный художественный авторский вымысел о ней. Своеобразные мечты о далеком прошлом, способные увлечь юного читателя, заставить его после прочтения романа взяться за более серьезную литературу, источники, более глубокие исследования" (http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=12&t=562).  Но вымысел правдоподобный...Так создавалась русская земля в далёком IX веке.
Более удачным оказался роман "Русь изначальная", увидевший свет в 1961 г.  Здесь также приведу мнение одного из критиков: "Он появился всего через шесть лет после «Повестей древних лет», но с первой до последней страницы его ощущается, как выросло и художественное мастерство, и философско-социологическое мышление автора. Стремясь понять строй мыслей русичей VI века, писатель и сам как бы проникается характерным для той поры образным мышлением. Из двух книг романа можно было бы составить едва ли не целую книгу афоризмов – мыслей, выражений, образов" (http://www.litrossia.ru/archive/item/7394-oldarchive).
Пожалуй именно этот роман и принёс В.Д. Иванову большую славу. Книгу отличают не только красочность образов, захватывающий сюжет, удачное проникновение в мир мыслей людей того времени, но и панорамность мышления мы видим и берега реки Рось, где зарождается государство у славян, и Византийскую империю, находящуюся в зените своего развития, и угасающую Италию, терзаемую войнами между византийцами и готами...
Добавим, что и здесь В.Д. Иванов оказывается первопроходцем: в нашей художественной литературе он чуть не первым описал шестой век, эпоху угасания Великого переселения народов, зарождения Руси и одного из взлётов Византии. Война с готами, героическое восстание "Ника!", судьбы людей, исковерканных войной, Властью, описаны ярко и драматично. Показан бюрократический механизм Византийской империи. Прекрасно выписаны портреты Юстиниана и его жены Феодоры. Запоминаются и образы вождей готов - Тотилы, Тейи, византийских полководцев - Велизария и Нарзеса...
Читатель познакомится с византийской дипломатией и внутренней политикой. Увидит и  жестокую борьбу Руси и Степи. Но вместе с тем показано и как из разнообразных племён создаётся единое государство: можно это давать и школьникам старших классов для понимания возникновения государства на Руси... Прекрасно выписаны образы наших предков, показаны их быт и нравы.
Вот как сам В.Д. Иванов писал о возможной экранизации своего произведения: " «Русь изначальная» – произведение многоплановое. Объять невозможное – невозможно, а потому сценаристу придётся поступиться одними событиями, чтобы выделить другие, какие ему кажутся наиболее важными… Каков же главный стержень, вокруг которого следует сгруппировать события? Моё мнение: человеческая личность в том далёком веке должна быть показана нашему современнику такой, чтобы она могла стать морально нравственным и физическим эталоном, способным увлечь в первую очередь молодёжь. Далее: главная идея фильма – необходимость сплочения племён» (http://www.litrossia.ru/archive/item/7394-oldarchive).
Однако заметен и субъективизм автора, как  в предыдущей книге. Своеобразное разделение народов, противопоставление "плохих" "хорошим". Неявно это чувствуется. например, при описании славянских племён.
Наверное, мене удачным оказался третий роман "Русь Великая", посвящённый  XI веку. С одной стороны, такая же панорамность: от берегов Америки до монгольских степей, от Руси до Византии... Яркие образы выдающихся исторических деятелей. Того же Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха...Описание мало кому ведомой Тмутаракани через образы князей Мстислава Красного и Ростислава: здесь В.Д. Иванов также был первым, ведь о Тмутаракани тоже очень мало чего известно, её князьях и конечной судьбе этого княжества (оно исчезает внезапно из русских летописей где-то в середине XII века)...
Вместе с тем, порой Иванова становится читать сложно, в некоторых местах его текст выглядит нудноватым, а порой и каким-то приторным...Историк А.Г. Кузьмин критикуя последний роман Иванова за чрезмерный размах, пунктирность, непроработанность некоторых сюжетов, назвал его: "По странам и континентам".
Однако, в целом и этот роман В.Д. Иванова оставляет хорошее впечатление, показывая талант автора.
Больше Иванов не писал исторических романов. Но он продолжал заниматься историей, сотрудничал с редакциями журналов. Занимался и общественной деятельностью входя в разного рода кружки и сообщества. Это позволяет некоторым современным публицистам утверждать, что В.Д. Иванов участвовал и в собраниях русских националистов начала 1970-х гг, и за свою общественную позицию подвергался гонениям со стороны либерального крыла ЦК КПСС. Судить сложно, насколько достоверна эта информация и то, что В.Д. Иванов умер затравленный "космополитами". Но его романы, как и произведения Д.М. Балашова, способствовали становлению исторического сознания подрастающих поколений нашей страны, их любви к прошлому. Они показывают взаимосвязь человечества: события, происходящие в одном регионе, так или иначе откликаются на другом конце Евразии. Яркий пример – создание монгольской державы. Наши предки в XI веке жили, радовались, строили, любили, не думая о том, что где-то вдалеке собирается грозная сила, которая скоро изменит весь ход русской истории.
И ещё один важный момент, актуальный для нашего времени. В романах показано и единство русской истории – Киев, Новгород…Это важно сейчас, когда кто-то упорно разводит родственные народы: украинцев и русских, стараясь посеять вражду между ними.
В целом же, своим творчеством В.Д. Иванов заслужил себе почётное место среди ведущих авторов исторического романа в нашей стране.
Tags: Исторические романы, История, Мои записи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments