Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

СЛОВО ОБ ОСВАЛЬДЕ ШПЕНГЛЕРЕ

Наблюдая за происходящими событиями, вспоминаешь Освальда Шпенглера. Тем более, что несколкьо лет назад прочёл его прекрасный 2-томник, но уже в новом переводе.
Чем он так заинтересовал? Сначала немного о самом О. Шпенглере.
Освальд Шпенглер, немецкий философ (1880-1936 гг.). В 1918 г. в разгар мировой войны вышел его первый том «Заката Европы» – «Образ и действительность», который произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Шпенглер в своей работе обосновал идею, что Запад клонится к упадку: его культура умирает и ей на смену приходит холодный мир цивилизации. По Шпенглеру цивилизация – это смерть культуры.
Если культура, это духовные ценности, высокое искусство, то в цивилизации всё наоборот. Главное не внутренняя духовная работа, а внешняя деятельность. Возникают большие империи, ведущие агрессивную внешнюю политику.
Происходит переориентация ценностей – с духовных на материальные. На смену высокому искусству приходит массовая культура, потребителями которой становится серая безликая толпа, население больших городов. Эти города высасывают все соки из провинции, где культурная жизнь постепенно угасает. Сам народ превращается именно в массу. Как, по своему пророчески, писал Шпенглер: на смену Гёте приходит Цезарь.
И по Шпенглеру всё это – не вариант, а неизбежность, судьба. В этом плане Шпенглер восстаёт против принятой тогда на Западе линейной схемы истории: Древний Мир – Средние века – Новое время. Она, по его мнению не отражает всего богатства истории. Кроме того, эта схема – взгляд на мир с позиции западного человека, когда те или иные события, происшедшие на Западе, делают значимыми и для индийцев, китайцев, многих других народов.
История, по Шпенглеру, это развитие нескольких культур, живущих по своим законам, и проходящим ряд стадий в своём развитии. К таким культурам он относил: Вавилонскую; Арабо-византийскую (или Магическую); Египетскую; Индийскую; Китайскую; Майанскую (или Мексиканскую); Греко-римскую (Античную); Западноевропейскую. К ним он добавил и пробуждающуюся Русско-сибирскую.
Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д. Каждая из культур проходит ряд стадий: зарождения, становления и (умирания, т.е. цивилизация). Например, для античной культуры цивилизацией является римская эпоха.
Соответственно, параллельными друг другу являются такие явления как социализм и стоицизм, такие деятели как Александр и Наполеон или Аристотель и Кант. Т.е. все они фактически «современники».
В 1922 г. вышел второй том («Всемирно-исторические перспективы»), «нелюбимый пасынок мировой славы первого тома» (Б. В. Межуев). Почему-то его больше рассматривают как «комментарии» к первому.
Но прав здесь Б.В. Межуев: "Два тома «Заката Европы» представляют собой два разных интеллектуальных романа, со своим особым прологом, со своими действующими лицами, своим сюжетом, но с одним и тем же конечным выводом"
После выхода в свет книги О. Шпенглера, его подвергли критике за «свинцовый детерминизм», т.е за постулирование неизбежности гибели европейской цивилизации. В нём даже увидели апологета империализма. Критиковали и за ограниченное количество цивилизаций, и за фактологические ошибки при анализе цивилизаций. Но главным, всё-таки, на мой взгляд, был своеобразный протест против тезиса о том, что Запад неумолимо клонится к закату (окончательную смерть его О. Шпенглер видел примерно в 2200 г.)
Вместе с тем, его книга обрела и много поклонников, последователей. Известный античник Эдуард Мейер, читавший книгу Шпенглера указал на то, что по частностям у Шпенглера есть ошибки, но в главном он прав. Английский историк Арнольд Тойнби, вдохновившись работой Шпенглера создал свой знаменитый 12-томный труд «Постижение истории», в которой развил цивилизационный подход.
Идеи Шпенглера о смерти культуры, о постепенном угасании культуры и замене её массовой культурой, о Мировом городе, его протест против отождествления Запада с историей человечества и многие другие всё более стали обретать признание. Сейчас мы видим, что некоторые пророчества Шпенглера фактически сбываются. Если он в начале ХХ века поставил диагноз о "Закате" Европы, то уже примерно через сто лет американский политолог П. Бьюкенен заявил о "Смерти" Запада.
Для России интерес представляет тезис Шпенглера о возможном возникновении русско-сибирской культуры. Современные российские исследователи (В. Л. Цымбурский, М. А. Емельянов-Лукьянчиков) активно используют методологию Шпенглера применительно к России.
Нужно ещё отметить одно совпадение. В России в 1871 г. вышла книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». Размышления русского философа в концептуальном плане совпадают с книгой О. Шпенглера. Некоторые современные российские авторы даже поспешили заявить чуть не о «плагиате». Тем более, что известно, что русский философ Г. Шпет, находясь в гостях у О Шпенглера, видел у того книгу Н. Данилевского на русском языке. Однако такой обстоятельный исследователь представителей цивилизационного подхода как М. А. Емельянов-Лукьянчиков полагает, что речь шла о возможном знакомстве, но никак не о заимствовании. Об этом свидетельствует и сопоставление книг, проблематика, поставленная в их. Добавим также, что и в Европе некоторые обвиняли О. Шпенглера в том, что до него уже такие идеи высказывались, и он их позаимствовал у кого-то.
Так или иначе, но О. Шпенглер смог, пусть даже где-то и заимствованные, идеи поставить с такой остротой, что они стали актуальным, а он вошёл в историю философской мысли как один из основоположников цивилизационного подхода.
Как видим, и в наше время актуальными являются его мысли о кризисе западной культуры. Как не вспомнить недавний скандал с Евровидением, либо причину по которой некоторые западные лидеры отказались приехать в Сочи. Уже одно это говорит о духовной болезни Европы.
Наблюдая за обострением международных отношений, о фактическом противостоянии западной и православной цивилизаций, также вспомним и его предупреждение. Вырождаясь, любая культура стремится к внешней экспансии. И, повторимся, о чём писали раньше, на смену поэту приходит воин. Когда перед страной выбор: крест (т.е. духовные ценности) или хлеб (материальные ценности), она стремительно рвётся ко вторым, переступая даже через трупы своих граждан. Что это? Конечно криизс культуры.
Но рассуждая о западной культуре нам надо призадуматься. А мы сами каковы? Трагедия 23-летней давности до сих пор не осмыслена до конца. Её итоги пока не подведены. Мы всё ещё находимся в летаргическом сне, заглушая порой просыпашюуюся совесть проклятиями в адрес прошлого. Увы, но и для нас предупреждение Шпенглера является актуальным.
Tags: История, История Запада, Освальд Шпенглер, Теория геоцивилизации, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments