Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

О ЛЮБВИ К БОГУ И ЧЛЕНАМ СЕМЬИ

Кто-то воспротивится, скажет, что нужно в первую очередь любить ближних, и сам Бог так заповедал. Скажет, не есть ли это нарушение Его заповедей? Нет никакого противоречия. Нужно любить ближних, а Бог всё-таки должен стоять во главе угла.
1) В святоотеческой литературе (например, у Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова) была мысль, что когда человек в унынии или ещё в чем-то, то обращается за помощью к другим людям, духовным книгам и т.п. Это нужно. Но главное - это обращение к Богу. Только Он сможет по настоящему утешить, подсказать.
2) Конечно, членов семьи любить нужно и Церковь к этому призывает, и наша совесть подсказывает и т.п. Но, часто обращаясь к Богу, мы лучше сможем понять Его волю, почувствовать, чего он нам советует. И исходя из этого, конечно же, сможем поступать верно по отношению к членам семьи. Хотя бывают случаи, когда жена забросив детей всё Богу молится (и наоборот, жена полы моет, а муж на диване покаянный канон читает). Но это люди, находящиеся, видимо, уже в какой-то прелести. Да и Господь через духовников их сможет направить, если они всё-таки разумны. 3) Человек, живущий в страхе Божием, будет больше любить и других. «Страх Божий» (также как и фраза «Жена да убоится мужа») надо понимать в первую очередь вот в каком смысле. Страх Божий - боязнь ОГОРЧИТЬ БОГА. Ну а как Его можно огорчить? Только не выполняя Его Волю. Ведь покаяние исходит из этого - мы понимаем, что огорчили Его и нам грустно от этого. И чтобы Его не огорчать, мы готовы на многое. Мы отрекаемся от греха. Какой главный призыв Бога к нам? Любить других (в первую очередь членов семьи). Отсюда и «страх» перед мужем (женой): боязнь огорчить близкого человека (хотя понятно, что когда человек идёт не туда, нужно жёсткое слово). Отойдя от Него, не прислушиваясь к Нему, мы можем и совершить ошибки.
4) Конечно к Нему надо обращаться: ведь от Него всё. Он незримо нас поддерживает. Я приведу пример, который может быть кого-то и удивит. Он немного из иной оперы, но превосходный. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». Когда Григорий Мелехов потерял Аксинью? Когда он отрёкся от Бога. После этого Аксинью убивает патруль. Хотел этого Шолохов или нет, но он это показал прекрасно. Т.е. Господь долгое время терпел эту ситуацию (ведь говоря церковным языком - жили в блуде, в прелюбодеянии), м.б. видел в их отношениях что-то похожее на любовь (да, это вымышленные персонажи, да может Шолохов и невольно это отразил, но получилось по православному очень). Ну а раз человек отрёкся от Него, ну не будет же Он навязываться. Он ждал покаяния, его не последовало. И Он отошёл. В результате трагедия Григория. Хотя маленький шанс и тут сохраняется. Сын у него остался жив (а дочь умерла). Примерно так, почему-то вспомнил Шолохова. Мне кажется, Господь может благословить и гражданский брак (и у меня есть такой пример), если люди живут в любви (другое дело, что потом совесть у тех всё равно призовёт к фиксированию отношений). Просто здесь уже не наше дело, а Его. Ему судить.
5) Конечно, о семье нужно заботиться. Но отдавая себя полностью мужу и детям (или жене), можно раствориться в нём и потерять себя. В результате - стать ему неинтересной. А это чревато распадом семьи. Более того, с уходом детей родители остаются один на один друг с другом. И если жена (особенно она, т.к. муж меньше с детьми времени проводит) вся будет в детях, не будет иметь своего жизненного пространства, которое она должна создать, то как потом она будет общаться с мужем?
Поэтому нужно обратиться в первую очередь к себе. Но как? Только через Бога, через общение с Ним (иначе это будет гордыня, эгоизм и т.п., ведь без Него всё мертво). Только Он и сможет помочь человеку ему раскрыть себя.
Tags: Мои записи, О любви, Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments