Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ: "ЗВАНИЕ"

Видим в мире, что различными званиями зовутся люди. Одни бывают судьями, другие воинами, иные полководцами, иные скот па¬сут, и прочее. Так и всякий христианин на по¬каяние позван от Христа Господа, Который го¬ворит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). А так как все мы грешники — «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), — то все и на покаяние призваны. Звание христианское, к которому они от Христа призваны, — это ис¬тинное покаяние, на это их Христос и призвал. Для всякого человека звание его — первей¬шее дело, пока он в звании своем находится. Первейшее дело судей — истину изыскивать и по законам судить, до тех пор пока они в этом звании находятся. Так и первейшее дело христиан — быть в покаянии, так как к этому их Христос и призвал. Смотри, христианин, к чему ты призван? Не богатства, не чести, не славы в мире искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей принимать, но, от всего этого отвратившись, быть в покаянии и тем вечное спасение, к которому призван ты, во Христе Иисусе получить. Не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изме¬нении ума и сердца и в обновлении внутренне¬го состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты этого мира, так как она всякому же¬лающему спастись препятствует, рассматривать различную душевную немощь, то есть гор¬дость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, и жалеть и сокрушаться о том, что такое зло вошло через змеиный яд в нашу душу, которая была создана чистой и непороч¬ной. И с таким жалением и сокрушением мо¬литься ко Христу, чтобы силой Своей нас ис¬правил и исцелил. А когда сердце или внутреннее состояние изменится и исправится, тогда и внешняя жизнь, и внешние дела добрыми бу¬дут. Ноги не пойдут на зло, если душа не захо¬чет. Руки не будут делать зла, если воля не за¬хочет. Язык не будет говорить зла, если серд¬це не захочет. Тело не будет блудодействовать, если сердце не захочет. Что пользы снаружи не делать зла, а внут¬ри быть злым? Что пользы не красть, а внутри лихоимцем быть? Что пользы руками не уби¬вать, а внутри злобой и убийством дышать? В сердце живет убийца, прелюбодей, вор. Нет никакой пользы в сосуде, который снаружи является чистым, а внутри всякого смрада и нечистоты исполнен. Так нет никакой пользы и человеку, который снаружи добрый, а внут¬ри злой, снаружи является смиренным и ти¬хим, а внутри гордости, зависти и злобы ис¬полнен; ласково и гладко говорит, но лесть и лукавство на сердце имеет; от хищения и гра¬бежа руки удерживает, но и своего никому не дает, и прочее. Поэтому люди, которые сна¬ружи являются добрыми, а внутри злые, упо¬добляются «окрашенным гробам, которые сна¬ружи кажутся красивыми, а внутри полны ко¬стей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Бог же наш, христианин, «сердца и утробы испытывает, смотрит на сердце» наше, а не на внешность и наружность (Пс.7:10; 1Цар.16:7). Он на то смотрит, что внутри, в сердце кроется, а не на то, что снаружи является; и по тому судит человека. Являешься снаружи смирен¬ным — хорошо, но не возносишься ли серд¬цем? Не показываешь снаружи гнева и не злишься — хорошо, но не снедает ли внутри тебя злоба на ближнего твоего? Не убиваешь брата твоего руками — не плохо, но смотри, не ненавидишь ли его в сердце своем? «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубий¬ца» (1 Ин 3:15). Не смешиваешься с женщиной телом своим — не плохо, но похотствуешь сер¬дцем — блудник. «Всякий, кто смотрит на жен¬щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Не похищаешь чужого имения, но внутри в сердце своем же¬лаешь этого, — истинный вор. Не крадешь чу¬жого, но по скупости своей не даешь бедству¬ющему, — истинный вор. Если добро Божие, которое дано не для тебя одного, но и для про¬чих, при себе одном удерживаешь, то настоль¬ко людей обижаешь, насколько можешь ода¬рить добром своим, которое удерживаешь у себя, и проч. Сердце человеческое — сосуд, нечистотой и смрадом похотей наполненный. Возлюблен¬ный христианин! Постараемся этот сосуд внутри нас очистить, и тогда внешние наши дела Богу будут угодны. Великое обещал нам Бог — Он обещал Сам в сердцах наших жить: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор.6:16; Лев 26:12). Нет и не может быть большего, дра¬гоценнейшего, приятнейшего и любезнейше¬го сокровища, как Бога внутри себя живущего иметь. И нет большей чести человеку, как хра¬мом Божиим быть! Бог в чистой душе, как в благоприятнейшем храме Своем, живет. И лю¬безнее Ему в чистой душе обитать, чем в ру¬котворных храмах, — поскольку в душе — об¬раз Божий. Очистим и мы сердца наши, о христиане! Да явится и в нас образ Божий, душ наших пре¬красная красота, и так будем храмом Бога на¬шего. «Итак, возлюбленные, имея такие обето¬вания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7:1). «Пророка Иону подражая, вопию: живот мой, Блаже, свободи из тли, и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе».

Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое.
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=tihon
Tags: Православие, Тихон Задонский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments