Alexey KHarin (geokhar) wrote,
Alexey KHarin
geokhar

Category:

ВИЗАНТИЙСКИЕ ПИСЬМА

Несколько лет назад написал друзьям ряд писем, посвящённых Византийской империи. Потомони легли в основу лекций по истории мировых цивилизаций. Конечно, здесь можно много чего ещё дорабатывать, но оставлю пока так, тем более, что вернусь ещё к Византии потом.

Письмо № 1.
К сожалению Византии уделяется мало внимания в наших учебниках. И это не случайно. У нас господствует евроцентристский взгляд на историю. А Запад Византию не любит. Почему? Потому-что Византия являлась альтернативой Западу, и при иных обстоятельствах история Европы и мира могла идти по иному. Но все-таки историю Византии нам знать надо. Почему?
- Византийская империя просуществовала тысячу лет, что дает нам богатейший материал для размышлений; например, даже такой факт, что много раз Византия стояла на краю гибели, но демонстрируя удивительную живучесть, возрождалась вновь;
- начало истории Византии, в чем-то похоже на начало истории Рима и Москвы; подобно им Византий был маленьким незаметным городишкой, мало приметным в греческой истории; но вот в эпоху Рима взгляд императоров падает на него, и он, сменив название, становится во главе могучей империи; правда Рим и Москва шли немного другим путем: история их возвышения была короче и более сложной – им постоянно приходилось с кем-то воевать, отстаивая свое право быть первыми; но тем не менее пример поучителен – из малого и незаметного становится что-то великое;
- из нее мы получили христианство а с ней и культуру;
- восприняв православие из Византии мы пошли отличным от Запада путем; да в чем-то похожим на него, родственным ему, но все-таки своим;
- это было первое государство Европы, старавшееся жить по христианским канонам (рухнувшая Западная Римская империя не в счет) пусть и показывали себя византийцы очень хитрыми и коварными людьми в политике;
- Византия – та, хотя и тонкая ниточка, которая связывает нас с блестящим наследием мира античности;
- Византия – это творческая переработка наследия античности, развитие римской империи;
- Византийское общество представляло собой мозайку различных культур и этносов; здесь жили православные и католики, иудеи и мусульмане, язычники и разного рода еретики; греки и «латиняне», славяне и арабы, сирийцы и армяне и т.п., это был своеобразный опыт строительства многонационального и поликультурного общества, который нельзя не учитывать;
- Помимо этого Византия оказывала существенное влияние и на соседние народы, поэтому не случайно некоторые исследователи говорят о Византийском содружестве наций.
- из указанного выше видно также, что Империя Теплых морей была связующим мостиком различных миров, цивилизаций, существовавших во времени и в пространстве: между Востоком и Западом, Средневековой Европой и Древним миром, Русью и античностью;
- нельзя забывать и влияние Византии на европейскую культуру на протяжении Средних Веков. Бежавшие из погибающей Византии греки принесли в Европу сокровища античной культуры, стимулировав тем самым развитие Возрождения (оно итак шло, однако греки его подстегнули).
- Падение Константинополя привело к окончательному перекрытию турками торговых путей из Европы на Восток:
а) стимулировало развитие европейской промышленности – так как приходилось искать запасы у себя;
б) европейцы вышли в Море Мрака – в Океан и началась эра Великих географических открытий.
Это и многое другое побуждает нас изучать историю этой цивилизации, погибшей под волнами захлестнувших ее других культур (с Запада – католической, а с Востока – исламской), но успевшей послать голубя на север и зажечь в полуночной стране свет православия. Даже сама гибель Византии (как и Первого Рима) актуальна для нашего времени. Ведь и сейчас некоторые радикально настроенные исламские муллы возвещают о том, что скоро над Римом взовьется зеленое знамя их пророка. В феврале 2006 г. в «Вестях сегодня» («Рига») я видел впечатляющую фотографию: изображение покрывающих европейский город мечетей и заголовок статьи: «Закат Европы». Я сейчас не говорю, плохо это или хорошо. Но для Европы на данном этапе стоит та же проблема, что и для Византии в XVв., а для Рима в V в., да и для Запада в VIII в.

Письмо № 2.
Еще римский император Константин Великий (306-337 гг.) перенес свою столицу в Византий – греческий городок, стоящий на стыке путей из Европы в Азию, из знойного Египта в полуночную Гиперборею (или Скифию). Произошло это в 324 г. Цвет римской знати был поселен в Константинополе. Сады, мраморные статуи, окруженные зеленью дворцы украшали город, с трех сторон море…
Некоторые исследователи и ведут начало Византийской империи где-то с первой половины IV в.
В 395 г. преемники Константина разделили Римскую империю на Западную и Восточную. С этого времени примерно и начинается история Восточной Римской империи, ставшей со временем называться Византийской (или Империей ромеев). Как и Западная, Восточная империя также подверглась нашествию готов, гуннов, персов и других народов. Внутри ее уже с самого рождения сотрясали смуты (особенно религиозные – православных с несторианами, арианами, монофизитами и т.п.). На какой-то момент даже возникла угроза захвата власти германскими наемниками (как и в Западной). Однако она выстояла и даже пользовалась авторитетом у варварских государств, признававших ее главенство в регионе.
В начале VII в. Юстиниан Великий (527-565) пытался восстановить Римскую империю как таковую. Но слишком увлекся этой идеей, и ослабил государство в войнах с остготами за Италию (но Африку смог присоединить, выбив оттуда изнежившихся вандалов). К достоинствам его можно отнести свод законов – переработка римского права к условиям восточных провинций. В искусстве Юстиниан создал “золотой век” стандарты и идеалы которого сохранялись еще до VIII в. Во времена Юстиниана где-то на горизонте уже начинают маячить загадочные склавины и анты – союзы племен, в которые входили славяне (да и не только они).
Преемники Юстиниана довели Империю почти до развала войнами с лангобардами в Италии (готов выгнали, но, как известно, свято место пусто не бывает), с аварами и со славянами на Балканах (те уже вплотную подходили к Консатнтинополю), с персами в Малой Азии. Крах, казалось, был неизбежен. Да еще нельзя забывать и продолжавшиеся религиозные смуты – особенно в Сирии, в Палестине и в Египте. Но тут появляется Ираклий (610-641), который нечеловеческими усилиями смог остановить распад страны, совершил поход на Восток подобный Александру Македонскому и поставил на колени персидскую державу (627 г.). Он реформировал армию и систему управления империи ромеев, превратив византийцев в средневековых подданных монарха из римских граждан.
Внезапно на сцену истории выходят арабы, захватившие к 698 г. одну за другой византийские провинции на Ближнем Востоке: Египет, Сирию, Палестину. Их завоевали легко – так как постоянно внутри империи шли смуты, и местные еретики с удовольствием подчинились лояльным арабам, спасаясь от гонений официальной церкви. Но отдаленная Африка оказала более серьезное сопротивление. Ираклий словно потерял свою инициативность. Его преемники уже увидели арабские войска под стенами Царьграда. Однако попытки арабов взять штурмом Константинополь в 670-677 г. и в 716-717 гг. провалились.
Как назло с другой стороны на Балканах начали действовать болгары. Они ассимилировались с местным славянским населением, а к 679 г. заняли почти весь Балканский полуостров.
Все более, обособляется Италия…
И опять мы видим возрождение – при императорах исаврийской династии (717-802). Талантливые полководцы и государственные деятели они остановили натиск арабов и болгар; провели крупные реформы (например – создание фем – что-то типа военных округов). Однако Исавры нанесли внутренний удар по самой империи – начали борьбу с иконами (ересь иконоборчества), считая их пережитками язычества. Постепенно гонения начались и против христиан вообще (но не очень сильные). Правда и иконопочитатели не оставались в долгу. Царица Ирина – почитательница икон ослепила собственного сына, борясь за власть и также расправилась с братьями своего мужа.
Византия опять погружается в пучину интриг, внутренних и внешних войн (особенно с болгарами). В 821 г. вспыхнуло мощное восстание Фомы Славянина, выдававшего себя за человека, принадлежавшего к императорской семье. С ведома арабов его венчал на царство антиохийский патриарх. На сторону Фомы перешел флот и его войска осадили Константинополь. В самом городе находилось много, сочувствовавших ему. Чудом удалось подавить восстание.
На фоне этого теряются огромные территории империи, в том числе такие важные острова как Крит и Сицилия. На Западе усиливаются антивизантийсие процессы: Италия почти утеряна. Франкский король Карл Великий провозглашает создание Священной Римской империи (800 г.), намекая, что Рим возрождается в другом месте.
Слава Византии воскрешается императорами Македонской династии (867-1056 гг). С ней опять считаются соседи. Она образец военного искусства и техники. В это время усиливается флот Византии. Константинополь насчитывает уже около 1 миллиона жителей. Имя основателя Македонской династии Василия I, как и в VII в. императора Ираклия, овеяно легендами. Современник Василия I патриарх Фотий, пытается дать достойный ответ на вызов римского папы. Сын Василия I император Лев VI вошел в историю как Мудрый (в первую очередь из-за своих религиозных произведений). А сын Льва – Константин Багрянородный также прославился как писатель. Правда бывали и исключения другого рода – императрица Зоя - убивавшая мужей одного за другим.
Именно с императорами македонской династии воевал сперва Святослав (Иоанн Цимисхиий), а затем у них крестился князь Владимир), и вообще между ними устанавливаются сложные отношения.
Разумеется и в это время хлопот доставляли то арабы, то болгары, то русы, но сама империя расцветала. Ее полководцы: Варда и Никифор Фока, Варда Склир, Иоанн Цимисхий, и многие другие наводили ужас на противников своими победами. Правда, чувствуя свою силу они пытались захватывать престол и некоторым это удавалось (Никифор Фока, Цимисхий). Один из императоров – Василий II, за страшное поражение, нанесенное болгарам, получил прозвище – Болгаробойца (его сестра – Анна вышла замуж за князя Владимира).
Византия – законодательница мод, какой потом стал Париж. В орбиту интересов и влияния византийской дипломатии входят Ближний Восток, Северное Причерноморье, Западная Европа вплоть до туманного Альбиона, Северная Африка. Византийские товары попадают в Центральную Азию, на Урал. Через Константинополь осуществляется торговля Средиземноморья и Скандинавии («Путь из варяг в греки»), Дальнего Востока и Европы.
Однако после «македонцев» вновь: разорение, мятежи, безумные растраты, полный распад армии, нашествие турок-сельджуков, норманнов и печенегов. Государство на грани краха. Его территория сжимается вокруг Константинополя. Так близко Византия еще не стояла у края гибели.
И в который уже раз Империя демонстрирует свою живучесть. Энергичные Комнины (1081-1185 гг) в короткий срок возвращают империи былой вес. При Мануиле I Комнине войны ведутся в Сицилии, Италии, Египте, Сирии (правда не всегда удачно). Этот император пытается вернуть Империю в разряд великих держав. При дворе Мануила собираются арабы, турки, западные рыцари. Всех их поражает пышность двора, непрекращающиеся турниры, пиры. По численности Константинополь пока еще превосходит другие столицы Европы (примерно 400 тысяч человек) – они по сравнению с ним – деревни…
Но время меняется. На Востоке и на Западе зреют еще более мощные силы. В Европе уже создаются государства, начинающие превосходить Византию в технике, военном деле. Такой выдающийся византийский император как Алексей Комнин признавал: мы и европейцы соотносимся как горшки против котлов. Норманны в 1071 г. изгнали византийцев из Италии. Видимо и в Византии прекрасно понимают, за кем теперь сила. И в столице ромеев, когда-то кичившейся своим превосходством над варварами, появляются поклонники западного образа жизни.
Два страшных поражения в Малой Азии с интервалом почти в 100 лет (1071 и 1176 гг.) от турок-сельджуков, приводят к потере основной части малоазийских территорий, являющихся опорой могущества Византии: ведь именно в основном оттуда набирались воинские контингенты. В принципе часть исследователей ведет начало упадка Византии именно с 1176 г. Стремясь сохранить какие-то свои заморские владения и отдавая этому все силы, византийские императоры не углядели, что у них было под боком.
Бездарное правление трех императоров из династии Ангелов (1185-1204), погрязших в интригах приводит страну к катастрофе. Да и не только их деятельность. Усиливающиеся морские республики Генуя и Венеция (когда-то входившие в состав Империи), стремятся избавиться от Византии как главного конкурента. Венецианцы содействуют нападению крестоносцев на Константинополь в 1204 г. Эта дата, пожалуй, одной из главнейших в истории Европы, да и не только. Ведь Империя сдерживала худо бедно полчища турок-сельджуков, другие народы, шедшие с Востока. Крестоносцы нанесли ей удар в спину. Страшнейший удар. Много написано о «подвигах» крестоносцев в Царьграде. Наверное вандалы так Рим не грабили, как свои же – христиане. Погибли редчайшие памятники культуры (в том числе и книги), город был дочиста разграблен. Крестоносцы глумились над храмами. Сжигали книгохранилища. Превращали в слитки массу расхищенных ими изделий из металла. Разбивали статуи. Их лошади в алтарях испражняли нечистоты. Я уж не говорю об изнасиловании монахинь и вообще об убийстве мирных граждан, продаже в плен многих людей иноверцам – тем же арабам, с которыми отправлялись воевать.
Империя фактически перестала существовать. Город и огромные территории оказались в руках крестоносцев и их помощников – генуэзцев и венецианцев. На месте империи жалкие разрозненные осколки – Эпирский деспотат, Трапезундская и Никейская империя, окруженные со всех сторон врагами – крестоносцами, славянами, турками-сельджуками.
И опять подобно Фениксу воскрешающему из пепла империя возрождается, благодаря династиям Ласкарисов и Палеологов, правивших в Никее.
В 1261 г. Палеологи освобождают Константинополь. Но это уже последняя вспышка. Империя обескровлена. Отдав все силы на борьбу за Константинополь, Византия теряет свою опору – Никейскую империю, которую поглощают волны турецкой экспансии. Где оно, царство Ласкарей? Теперь не на кого опереться стало византийцам. Да и что представляет из себя Византия?
Нет былой яркости. Византийский двор поражает убогостью. Так на коронации и на свадебном пиру в 1347 г. кушанья подавались в оловянной и глиняной посуде, а недостающие камни в короне были заменены цветными стеклышками.
По пустеющим улицам гуляет ветер, срывающий с уцелевших памятников императорам скипетры, кровли с крыш домов. Приезжающие путники поражаются огромным пустырям, где когда-то расцветала жизнь… Развалинам некогда величественных дворцов.
Константинополю отказываются подчинятся два больших осколка империи – Трапезунт в Малой Азии и Эпирский деспотат на Балканах. Сюда можно добавить и ряд мелких княжеств не желающих признавать власть Византии. Армия ее уже не внушает уважения. Кто помогал Ласкарям бороться с крестоносцами? Турецкая конница и венецианский флот. Это разве армия? Да, у Ласкарей были еще ополченцы – пахари. Но где они? Подчинились туркам.
И силы давно не те. Уже все чаще генуэзцы и венецианцы диктуют свою волю. Однажды – в 1369 г. они задержали в Италии византийского императора за неуплату долгов их городам. С Востока подступают грозные турки-османы. Они уже переправились через проливы и воюют на Балканах. От Византии остаются только маленькие клочки земли в Европе. Греки бегут от турок в Европу, принося туда остатки античной культуры.
В самой Византии полководцы, видные вельможи и командиры наемников, забыв о надвигающейся беде грызутся за власть, плетут интриги.
Фактически Византия должна была пасть еще в 1400 г. Но ослабленная империя еще каким-то чудом держится: где-то смуты у турок, где-то еще какие-то обстоятельства. Все это отодвигает развязку. В это время в Византии даже возникает и учение исихастов (Григорий Палама).
Запад предлагает помощь – признайте власть папы и мы поможем. От отчаяния византийцы все больше склоняются к этой идее (точнее императоры и некоторые из патриархов), и в 1439 г. подписывают Флорентийскую унию. Но помощь не приходит.
И вот наступает апрель 1453 г. Но и здесь умирающая страна демонстрирует волю к жизни и борьбе. Город со всех сторон окружен врагами. Помощи ждать неоткуда. Казалось чего проще – сдайся. Но последние византийцы покрывают себя славой героической обороны города. С турками шли даже греки и болгары – переметнувшиеся к победителям и покорившиеся. У византийцев и людей не хватало, чтобы на всех стенах расставить свои силы. К моменту штурма в Константинополе оставалось примерно 30-50 тысяч населения (из них – около 5 тысяч воинов). Огромные кварталы пустовали, кругом стояли обвалившиеся заброшенные здания.
Но город сопротивлялся. Оказали помощь и небольшие отряды генуэзцев и венецианцев. Однако их было мало, да и поддержка была запоздалой, тем более, что до этого обе республики потрудились довести Византию до такого состояния. Во время осады некоторые итальянские наемники покидали свои позиции и скрывались в генуэзской Галате. Верными граду Константина оставались только критяне.
Даже турецкий султан высказывал восхищение героизму греков.
28 мая начался последний штурм и 29-го Константинополь пал. Последний император Константин XI Палеолог погиб, сражаясь в рядах защитников. Героическая смерть его привела к тому, что в народной памяти он остался как защитник православия, последний царь (хотя и был сторонником унии).
Теперь уже Византия перестала существовать навсегда.
Каковы причины гибели империи? Говорить об ее изначальной неполноценности, бесперспективности и обреченности (как любили писать на Западе) не приходится. Ведь Империя Теплых морей продержалась фактически тысячу с лишним лет. С религиозной точки зрения можно сказать, что да – одна из причин гибели – духовная. В Византии порой царили такие нравы, что мало - мальски порядочную императрицу причисляли к лику святых. Отравления, оскопления, ослепления, интриги и т.п. Да, все это было. И раз государство отошло от православия – оно погибло. Хотя шанс на спасение давался неоднократно – история Византии об этом свидетельствует. Есть брать «земной» взгляд, то можно добавить, что Империя не выдержала двойного давления – с Запада и с Востока. Большую роль здесь сыграл сам Запад, нанесший коварный удар в 1204 г. можно сказать, что с этого времени история начала идти по другому.
Вот чему нас учит история Византии при беглом знакомстве.

Письмо № 3.
Поговорим о византийско-русских отношениях. Тем более, что в советское время не совсем точное о них было представление. За исключением эпизода крещения Руси мы знали о них только по походам русских князей (если брать школьные учебники, да и те детские книги, которые мне попадались на глаза – а дальше всего этого знания простого человека и не шли – не до Византии было, других дел хватало). В литературе тогда, и потом часто встречалось утверждение, что Византия представляла угрозу для Киевской Руси. Но я тогда не мог понять: какую именно? Никаких фактов, подтверждающих это почти не приводилось (разве что говорилось о подстрекательстве византийцами кочевников для нападений на Русь).
Да, первые десятилетия (века) русско-византийских отношений характеризуются военными стычками, походами русов на Царьград. Походы Руси в период 860—940 годов, по мнению некоторых исследователей были совершены, очевид¬но, под диктатом Хазарского каганата, движимого враждой к христианской империи (официальной религией Хазарии был иудаизм). Но:
- во-первых, и Хазария часто вступала в дипломатические отношения с Византией, была порой ее союзницей в борьбе с арабами; в IX – начале X в. в Восточной Европе, Северном Кавказе и Северном Причерноморье был своеобразный треугольник: Византия, Хазария, арабы. Они постоянно вступали в коалиции друг против друга и чаще всего византийцы и хазары воевали вместе против арабов;
- следует учитывать характер первых правителей Киевского государства, их стремление к дальним военным походам; фактически первые киевские князья (возьмем только упоминающихся в летописи, хотя их было гораздо больше): сперва Аскольд и Дир, затем Олег и Игорь смотрели на Киев, как на опорный пункт для своих военных походов. Это была своеобразная пиратская база, с которой они отправлялись в набеги на Каспий и на Византию. Этим и можно объяснить походы древних русов. Понятно, что в советское время как-то не очень приятно было признавать чем занимались наши предки. Кроме того ведь велась борьба и с «норманнской теорией» происхождения государства у славян, согласно которой у нас государство образовали викинги.
Для оправдания походов существовал тезис о византийской угрозе. Но и при этом упускалось из вида несколько фактов. В сознании людей тогдашней Руси не могла возникнуть мысль о подобной опасности. Об этом, например, ясно свидетельствует мир былинного эпоса, где Царьград предстает всегда как своего рода старший брат Киева, его надежда и опора, а нередко и как город, который бога¬тыри считают честью защитить от врагов.
Нужно дополнить, что позднее – с конца Х в. на Руси даже признавали власть византийских императоров: они в летописях именовались царями, то есть верховными правителями. Киевские князья считались их вассалами. Хотя, разумеется, реально какого-то диктата Константинополя не было, но формально Русь считала себя в подчинении Константинополю. Опять таки – добровольно – без применения военной силы. Здесь сыграл роль огромный авторитет Византии, да и принятие из нее христианства (раз подчинились патриарху, нужно подчиняться и императору). Справедливости ради, следует отметить, что русские князья старались ограничить эту зависимость по возможности, но все равно она долгое время сохранялась.
Антивизантизм в советской (а перед этим в российской) историографии можно объяснить и еще одним фактом. В Западной Европе с давних пор господствовали враждебное отношение к Византии и безоговорочно негативная оценка ее ис¬тории; здесь, кстати, также имела место попытка «оправдания» крайне жестоких атак на Византию, совершенных западноевро¬пейскими крестоносцами, разграбление ими Константинополя. Конечно, византийцы не были ангелочакми с крылышками, и порядки во Втором Риме возмущали и в Средние Века и позднее часть европейцев.
Но гораздо важнее другое. Для Запада Византия, имевшая сперва над ним неоспоримое преимущество, являлась конкурентом, представляла альтернативный вариант развития, учитывавший и восточные элементы. А отсюда и предвзятость европейских ученых: нужно было доказать, что только их культура – самая передовая. Начиная с XVIII века, когда Россия многое «заимствовала» у Запада, боль¬шинство русских идеологов «подчинились» лишенному всякой объективности западноевропейскому отношению к Византии.
Но вернемся к византийско-русским отношениям.
Отбив атаки Руси, именно Византия в целях предотвращения новых нападений стремилась установить с Русью отношения, так или иначе выгодные послед¬ней, и, более того, вступить с ней в военный союз, направленный против побудившего Русь к агрессии Хазарского каганата. Это хорошо показывает русско-византийский договор 944 г. (взаимовыгодный для обеих сторон). Кстати, и убийство князя Святослава печенегами якобы по наущению византийцев – дело темное. Некоторые исследователи оспаривают это утверждение. Хотя, разумеется, в Византии порой царили такие безобразия по отношению друг к другу, то с соседями (особенно с такими неугомонными, как «архонт Святославос») особо и не церемонились.
После крещения Руси конфликты становятся крайне редкими. По мнению ряда историков, имевшие место нападения русских на Византию предпри¬нимались в периоды, когда имел место конфликт, раскол внутри самой империи с целью поддержать ту или иную силу, того или иного претендента на власть, которого на Руси рассматривали как законного. И русское войско призывалось изнутри Византийской империи.
В XI в. русские войска принимали участие в византийских походах в Южную Италию, Сицилию, Левант. Вроде бы галичские лучники помогали византийцам в войнах с сельджуками.
Имели место брачные связи византийских и русских правителей: Владимир Святой был женат на сестре императора Анне, его внук – Всеволод (сын Ярослава Мудрого и отец Владимира Мономаха) также был женат на греческой княжне. Из внуков Ярослава Мудрого у двоих были греческие жены (один из них – знаменитый Олег Святославич, противник Владимира Мономаха, воспетый в «Слове о полку Игореве» как Олег Гориславич). Знаменитый Галицкий князь Роман Мстиславич (тоже потомок Ярослава Мудрого) в 1200 г. взял в жены византийскую княжну, родственницу императора. Нужно сказать, что и византийцы проявляли интерес к русским княжнам. Так что многие русские князья чувствовали себя в Константинополе как дома. Некоторые, лишенные своих столов, бежали в Византию. Случалось и наоборот.
Укреплялись культурные контакты двух стран. Фактически Русь стала частью византийского (а значит и средиземноморского) мира. Русская церковь была ветвью византийской Церкви (только в конце XVI в. на Руси появился патриарх, что фактически делало РПЦ автономной); русское искусство было пронизано византийским влиянием.
Но нельзя забывать, что заимствуя многое из Византии наши предки творчески перерабатывали это наследие, внося свое.
Погибнув, Византия все равно продолжала жить в России. Московское царство выдвинув теорию «Москва – Третий Рим» как бы переняло с берегов Босфора эстафету. Сестра последнего императора, героически погибшего при защите города, вышла замуж за Ивана III и византийская кровь продолжала течь в жилах Рюриковичей. Многие элементы сохранились и дали всходы на северной почве…Наследники византийцев дошли до Тихого Океана, словно воплощая мечту восточноримских императоров (и не только их, разумеется) – править от моря и до моря.
Даже в XIX – XX вв. русское государство называли византийским (в плане умения играть на противоречиях противников, как это когда-то делали их предшественники).
Разумеется, и Запад многое заимствовал оттуда (мы уже об этом раньше говорили). Но это многое было в основном – наследие непосредственно греков и римлян, сама византийская специфика их интересовала мало.


Литература
1. Гийу А. Византийская цивилизация. – Екатеринбург, 2005.
2. Райс Т. Византия. Быт, религия, культура. – М., 2006.
3. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. – М., 2001.
4. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.
5. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 т. М., 2005.
Tags: Византийская цивилизация, История Византии, Мои записи
Subscribe

  • ИЗ ПРИСЛАННОГО

    Одним из характерных признаков смирения является внутренний покой. Выражается он в отсутствии у человека страха перед жизненными обстоятельствами,…

  • С ПРАЗДНИКОМ!

    На Вятской земле сегодня один из главнейших, если не самый главный праздник - День памяти Трифона Вятского. Раньше говорили - не стоит село без…

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

    Продолжаю выкладывать списки литературыпо различным темам. В этот раз - работы по философии истории... Классические работы Бердяев Н.А.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments